Неозаглавленная страница

«РАССКАЖИ О СЕБЕ»

(Методика И. А. Коробейникова)

Вводные замечания. И. А. Коробейников (2002, с. 95—98) перед проведением психологического исследования подростков-олигофренов, поступающих в вечернюю школу, предлагает использовать для уточнения представлений о подростке опросник «Расскажи о себе». Этот опросник можно модифицировать и применять при исследовании разных групп аномальных подростков.

Предложенная форма опросника предусматривает полу­чение развернутых ответов на вопросы в письменной фор­ме, в отличие от стандартизированных анкетных методик, ограничивающих ответ утверждением либо отрицанием.

Цель исследования. Составление общего представления о подростке: о семейной ситуации подростка, о его взаимоот­ношениях со сверстниками, педагогами, об оценке периода пребывания в коррекционной школе, удовлетворенности своим нынешним положением, о жизненных планах и др.

Оснащение. Письменный вариант опросника и инс­трукции к нему, чистый лист бумаги для испытуемого.

Порядок работы. Исследование проводится индивиду­ально, испытуемому предлагается следующая инструкция: «Перед тем, как начнется исследование, тебе надо на­писать что-то вроде своей биографии. При этом нужно постараться ответить на вопросы, которые написаны ниже. Чем подробнее — тем лучше. За красотой почерка следить не обязательно. Отвечая на вопросы, постарайся быть правдивым и отвечать так, как думаешь на самом деле. Для того чтобы работа шла быстрее, перед тем, как отвечать на вопрос, поставь его номер, а потом отвечай. Итак, постарайся ответить на вопросы».

Текст опросника

1. Когда и где ты родился?

2. Кто твои родители?

3. Дружно ли они живут между собой? Если ссорятся, то из-за чего?

4. Есть ли у тебя братья, сестры, бабушки, дедушки. Если есть, то где они живут? Вместе с тобой или в другом месте?

5. В какой школе ты начинал учиться: в массовой или сразу во вспомогательной?

6. Если сначала учился в массовой, то в каком классе тебя перевели во вспомогательную школу?

7. Как ты считаешь, почему тебя перевели?

8. Понравилось ли тебе учиться во вспомогательной школе? Что тебе там нравилось? Что не нравилось?

9. По каким предметам интереснее всего было учиться?

10. Какие предметы больше всего не нравились?

11. Дружным ли был ваш класс? Много у тебя в нем было товарищей?

12. Из-за чего ты чаще всего ссорился с одноклассни­ками? Кто чаще бывал виноват в этих ссорах?

13. Какими были твои учителя и воспитатели: добрыми, справедливыми или строгими, злыми, несправедли­выми?

14. О ком из персонала школы тебе приятно вспоминать? Почему приятно?

15. О ком не хотелось бы вспоминать? Почему не хоте­лось бы?

16. Бывало ли тебе стыдно, неприятно, что ты учишься во вспомогательной школе? Скрывал ли ты это от своих знакомых ребят из массовой школы?

17. Считаешь ли ты, что тебя несправедливо направили учиться во вспомогательную школу? Почему ты так считаешь?

18. Как ты любишь проводить свое свободное время? Какое твое любимое занятие?

19. Много ли у тебя близких друзей?

20. Кто твой самый близкий друг? Что тебе в нем нра­вится больше всего? За что ты его любишь?

21. Сколько книг тебе удалось прочитать за последний год?

22. Как назывались книги, которые ты прочитал за пос­ледний год?

23. Кто посоветовал тебе пойти учиться в вечернюю школу?

24. Пробовал ли ты сам готовиться к учебе в вечерней школе?

25. Какие передачи ты любишь смотреть по телевизору?

26. Если ты поступишь в вечернюю школу, будет ли тебе кто-нибудь помогать учиться?

27. Есть ли у тебя друзья из массовой школы?

28. Зачем тебе надо получить среднее образование?

29. Какую профессию ты хотел бы получить?

30. Какую профессию ты получил во вспомогательной школе? Нравится она тебе или нет? Если не нравится, то почему?

31. Где ты обычно проводишь летние каникулы или от­пуск?

32. Где бы тебе хотелось их проводить?

33. С кем бы тебе хотелось отдыхать вместе?

34. Назови три своих самых главных желания.

Обработка результатов. Получаемые с помощью опрос­ника данные расцениваются, во-первых, с содержательных позиций, помогая выявить спектр возможных психологи­ческих проблем подростка, как прошлых, так и актуаль­ных, а также определить способность к ретроспективной оценке тех или иных фактов его собственной биографии. Во-вторых, в руки психолога попадает значительный по объему текст, пригодный для разносторонней аналитичес­кой обработки: точность и смысловая насыщенность отве­тов, характер грамматических конструкций, лексического материала, владение правилами орфографии, навыками культурной и грамотной речи, графические особенности письма и т. п. Содержание ответов на отдельные вопросы анкеты выборочно, по усмотрению экспериментатора, уточняются в дополнительной беседе с испытуемым.