Безусловно, проблема диагностики аномального психического развития является наиболее актуальной применительно к ранним возрастам онтогенеза человека. Однако при диагностике аномалий развития могут допускаться ошибки, встречаются и поздние обращения за психолого-педагогической помощью. По данным Независимой ассоциации детских психиатров и психологов, в 7080 процентах случаев ПМПК бывает поставлен неверный диагноз. Кроме того, у 78 тысяч детей диагноз «умственная отсталость» ставят в возрасте 1415 лет, тогда как это состояние проявляется не позднее 23-летнего возраста (Милкус А.,1999, с. 6). Таким образом, проблема диагностики психического недоразвития, в том числе проблема дифференциальной диагностики сходных с ним по клиническим проявлениям состояний является актуальной не только применительно к детям раннего и дошкольного возрастов, но и к детям школьных возрастов.
Этот факт обусловливает необходимость подбора и разработки дифференциально-диагностических методик, пригодных для обследования детей более старших возрастов, например, подросткового. Очень важно знать, что Диагностике должны подлежать не только сформированные особенности психических процессов и личностных свойств, но и те, что находятся в сензитивном периоде
Кроме того, исходя из представлений о структуре дефекта, следует, что в ходе аномального развития, наряду с первичными отклонениями, непосредственно обусловленными дефектом, формируются вторичные отклонения, возникающие в результате социально-психологической реализации дефекта. Своеобразие личностного развития аномального ребенка особенно ярко проявляется в случаях несвоевременно и некомпетентно осуществленной коррекционной работы. Конечно, чем благоприятнее коррекционно-воспитательные условия развития ребенка, тем меньше вероятность появления вторичных отклонений в развитии. Однако уровень оказания психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития еще очень далек от идеального, поэтому задачи своевременной диагностики и коррекции вторичных нарушений являются весьма актуальными и, пожалуй, первостепенными при оказании психологической помощи.
Из всего вышеизложенного следует, что, проводя диагностику аномального психического развития, необходимо обращать внимание не только на первично обусловленные нарушения, но и на вторичные по своей природе. А еще более сложной задачей является установление иерархии выявленных в процессе исследования нарушений, то есть определение структуры дефекта.
Для того чтобы подобрать психодиагностические методики для исследования нарушения психического развития подростков, необходимо описать возрастные нормативы.
В подростковом возрасте отмечаются как биологические, так и социальные изменения, обусловливающие психологическую перестройку. Биологические изменения означают созревание репродуктивных функций, социальные связаны с социальной зрелостью: выбором профессии, места учебы; психологическая перестройка означает сознательную регуляцию собственного поведения человека, предполагает реализацию человека как личности. Кроме того, происходят дальнейшие изменения в познавательном развитии, которое по своим параметрам приближается к показателям взрослого человека.
Развитие восприятия в подростковом возрасте в значительной степени также зависит от процесса обучения. У подростка постепенно формируются и развиваются способности воспринимать косвенные признаки предметов, мысленно трансформируя их до уровня, позволяющего адекватно идентифицировать воспринимаемый объект.
В подростковом возрасте оформляется теоретическое мышление, операции становятся формально-логическими: подросток в состоянии достаточно легко абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать словесно. На основе общих посылок он уже может строить гипотезы, проверять или опровергать их, что свидетельствует о приоритетном развитии у него словесно-логического мышления.
В подростковом возрасте активно развивается логическая память, которая быстро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредованной памяти. На этом фоне у подростка замедляется развитие механической памяти. С возрастом меняются и Ь отношения между памятью и мышлением. Если в раннем детстве память была одной из основных психических функций и в зависимости от нее строились все остальные психические процессы, то по мере развития ребенка память теряет свою доминирующую роль.
Неразрывно с развитием мышления и памяти связано развитие воображения, которое у подростков выражается в творчестве: стихи, рисование... Фантазии подростков богаче, чем у младших школьников, и, кроме того, они играют регуляторную функцию: неудовлетворенные потребности и желания легко воплощаются в мире фантазий, снимая напряженность.
Продолжается совершенствование речи: основная особенность развития чтения выражается в переходе от умения бегло и выразительно, а самое главное правильно читать к способности декламировать наизусть. Иные изменения происходят в развитии монологической речи. Они заключаются в переходе от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста к способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему.
У подростков появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни отличается длительностью и устойчивостью, значительно более широкий круг явлений социальной действительности небезразличен подростку и порождает у него различные эмоции. Чувства подростка чрезвычайно напряжены (Мухина В. С., 1997; Якобсон П. М, 1976). Настроение отличается перепадами без видимых причин (Личко А. Е., 1983, Мухина В. С., 1997). Особым явлением подросткового возраста можно считать личностную рефлексию, именно она порождает особо острую критичность к себе и окружающим, целую систему социальных эмоций (Ермолаева М. В., 2000; Поливанова К. Н., 2000). В то же время подросток начинает проявлять и эмпатию, то есть более глубокое чувствование состояния других людей.
Особые изменения наблюдаются в мотивациоиной сфере (Выготский Л. С., 1984): она характеризуется не ря-доположенностью мотивов, а их иерархической структурой,
наличием определенной системы соподчинения различных мотивационных тенденций. Мотивы возникают на основе сознательно поставленной цели и осознанно принятого намерения. Это дает возможность сознательного управления подростком своими потребностями и стремлениями, овладение своим внутренним миром, формирование долгосрочных жизненных планов и перспектив. Происходят динамичные преобразования ценностной сферы, интересов и увлечений (Выготский Л. С., 1984; Фельдштейн Д. И., 1999).
Колоссальные изменения происходят в сфере самосознания, в целом оформляется такое сложное образование, как Я-концепция: претерпевают изменения образ «Я», система самооценок подростка (Коломинский Я. Л., 1976; Конева И. А., 2002; Куницына В. Н., 1968; Рубинштейн С. Л., 1989).
При нормальном развитии все вышеуказанные изменения в психике подростка приводят к феномену личностного самоопределения, «выбору будущего пути, потребности нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни» (Божович Л. И., 1968).
В данном разделе практикума представлены диагностические методики исследования психического развития в подростковом периоде. Приоритет отдан методикам изучения личностной сферы, поскольку именно в ней, как правило, и наблюдаются вторично обусловленные отклонения в подростковом возрасте.