Неозаглавленная страница

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данный практикум является попыткой представить имеющийся у авторов диагностический опыт работы с аномальными детьми и реализовать свое видение неко­торых аспектов практической подготовки специального психолога в вузе, на курсах повышения квалификации и т. д. Несмотря на значительное количество появившихся в последнее время публикаций, содержащих диагностичес­кий материал, психологическая диагностика аномальных детей представлена в учебно-методической литературе ми­нимально. Поэтому мы считаем появление этого пособия весьма своевременным и актуальным.

Содержание и структура практикума составлены та­ким образом, чтобы затронуть разные аспекты психичес­кого развития аномального ребенка, используя при этом диагностические методики разных типов (традиционные тесты, проективные техники, критериально-ориентиро­ванные методики, анкеты и др.). Кроме обычных воз­растных разделов в пособие вошли и такие актуальные для специалистов-практиков диагностические аспекты, как нейропсихологическая диагностика и обучающий эк­сперимент. Наряду с хорошо известными в специальной психологии методиками, например, доски Э. Сегена, в практикум вошли многие, неизвестные широкому кругу специалистов, оригинальные диагностические материалы (методики Кисовой В. В., Коневой И. А., Кондратьевой Н. П., Масленниковой Н. В.).

Все представленные диагностические методики имеют четкую структуру, что значительно облегчает студентам и начинающим специалистам ознакомление с материалом. Вводные замечания, разделы обработки данных для каждой методики содержат некоторые экспериментальные сведения о качественных особенностях выполнения диагностических заданий аномальными детьми. Мы считаем этот момент принципиально важным для начинающие специалистов, так как зачастую ими испытываются затруднения при анализе диагностических результатов.

Особенность данного практикума заключается и в том, что в нем представлены некоторое направления исследований Нижегородской научной школы специаль­ной психологии, основателем и научным вдохновителем которой является доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации Ульяна Васильевна Ульенкова. Нижегородская школа— одна из ведущих научных психологических школ в России, в ее русле ведутся разработки значительного количества акту­альных проблем специальной психологии, в том числе и проблем диагностики аномального развития.