В заключение педиатра отражается соответствие веса, и роста ребенка его физиологическому возрасту, фиксируются окружность головы и грудной клетки, состояние кожных покровов, наличие патологии со стороны внутренних органов.
В заключение ортопеда содержится характеристика общей двигательной активности ребенка, указываются аномалии костно-суставной системы.
Неврологический статус включает описание дизэмбриогенетических стигм, нарушений мышечного тонуса и мышечной силы, отражает наличие и выраженность тонических рефлексов и рефлексов орального автоматизма, характер чувствительных расстройств и др.
Обследование детским кардиологом и эндокринологом проводится по показаниям (при постановке диагноза «синдром Дауна», несоответствии веса возрастным нормативам, при вазомоторных, секреторных расстройствах).
Комментарий к таблице 3.а
1. Ребенок удерживает голову на одной линии с телом, не отклоняя ее в разные стороны.
2. Ребенок в положении на животе приподнимает голову от поверхности стола и удерживает ее в течение пяти секунд.
3. При поддержке под мышки ребенок, поставленный на опору, выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе.
4. Ребенка, лежащего на столе, приподнимают за верхнюю часть туловища. Ребенок делает попытку приподнять голову так, чтобы она оказалась на одной линии с телом.
5. В положении на животе ребенок удерживает голову поднятой в течение 1015 секунд, опираясь на вытянутые руки.
6. В положении на животе ребенок удерживает голову, поднятой на 90°, опираясь на предплечья.
7. Ребенка, лежащего на спине, присаживают за руки. Ребенок приподнимает голову, пытаясь удержать ее на одной линии с телом.
8. Ребенок при поддержке под мышки опирается о поверхность выпрямленными ногами.
9. Ребенок перекатывается со спины на бочок одним из двух способов: а) подносит руки к коленям и поворачивается; б) поворачивает голову набок, а вслед за ней и туловище.
10. Ребенка присаживают, держа за запястья. Ребенок поднимает голову и удерживает ее на одной линии с телом.
11. Ребенок поворачивается со спины на живот без посторонней помощи.
12. Ребенка кладут на спину и просят сесть, протягивая к нему руки. Ребенок в ожидании того, что его сейчас посадят, отрывает голову от стола и подтягивается на руках.
13. Ребенок стоит на всей ступне, держась за опору, расположенную на уровне его груди.
14. Ребенок, лежащий на животе, приподнимается и выпрямляет руки, не касаясь поверхности грудью и животом.
15. При выкладывании на живот ребенок вытягивает руки навстречу приближающейся поверхности. Взрослый поддерживает ребенка под грудью и за ножки на уровне бедер.
16. Ребенок, поддерживаемый под мышки, дотрагиваясь до опоры, сгибает ноги в коленях, имитируя прыжки.
17. Ребенок тянется рукой вперед одной рукой и отталкивается противоположной ногой, затем повторяет движение другой рукой и ногой.
18. Ребенок сидит, опираясь обеими руками впереди себя.
19. Ребенок стоит у опоры, опираясь на всю стопу.
20. Ребенок активно ползает на животе.
21. Ребенок сидит в течение десяти минут, причем его спина выпрямлена, подбородок прижат к груди, руки свободны для игры.
22. Ребенок, стоящий у опоры, может опуститься на пол, согнув ноги в коленях.
23. Ребенок, лежащий на животе, становится на четвереньки, а затем садится.
24. Ребенок ползает на четвереньках, координируя перекрестные движения рук и ног.
25. Ребенок переступает, держась руками за опору, расположенную на уровне груди.
26. Ребенок стоит перед опорой на коленях, подтягивается на руках и встает, ставя перед собой одну ногу и перенося на нее вес всего туловища.
27. Ребенок способен пройти, опираясь о стену, не менее
28. Ребенок способен пройти самостоятельно не менее
Предметная деятельность
Таблица 4а
|
№ п/п |
Основные показатели |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
1 |
Тонический хватательный рефлекс, ладонь сжата в кулак |
0 |
|||||||||||
|
2 |
Эпизодическое раскрытие ладони |
0 |
|||||||||||
|
3 |
Длительное удержание предмета в руке |
0 |
|||||||||||
|
4 |
Толчкообразное аффективное движение к предмету |
0 |
|||||||||||
|
5 |
Свободный захват подвешенной игрушки |
0 |
|||||||||||
|
6 |
Удержание двух игрушек одновременно |
0 |
|||||||||||
|
7 |
Перекладывание предмета из одной руки в другую |
0 |
0 |
0 |
|||||||||
|
8 |
Манипуляции, направленные на предмет: тактильное, оральное и зрительное обследование |
0 |
|||||||||||
|
9 |
Активные манипуляции, направленные на результат |
0 |
0 |
0 |
|||||||||
|
10 |
Противопоставление большого пальца всей ладони |
0 |
0 |
||||||||||
|
11 |
Подражание отдельным действиям взрослого |
0 |
0 |
|
12 |
Проявление интереса к новым предметам |
0 |
0 |
0 |
|||||||||
|
13 |
Длительное самостоятельное манипулирование предметами |
0 |
0 |
0 |
|||||||||
|
14 |
Пинцетообразное движение большим и указательным пальцами |
0 |
0 |
0 |
|||||||||
|
15 |
Использование предмета с учетом основных свойств |
0 |
0 |
||||||||||
|
16 |
Перенос усвоенного способа действия на новые игрушки |
0 |
0 |
||||||||||
|
17 |
Формирование указательного жеста |
0 |
0 |
Диагностический материал:
1. КОЛЬЦО диаметром
2. Яркий предмет или погремушка.
3. Палочка длиной
4. Мяч.
5. Пирамидка.
6. Кубики (длина ребра
7. Кубики-вкладки.
8.Игрушка с кнопкой.
9.Машинка или паровозик.
10.Изюминка.
11.Резиновая звучащая игрушка.
12.Телефон с диском.
13.Картонная книга с предметными изображениями.
Комментарий к таблице 4а
1. Тонический хватательный рефлекс: при раздражении внешней стороны ладони (суставы пальцев) рука раскрывается, захватывает и удерживает предлагаемый предмет не менее пяти секунд. В период бодрствования ладонь ребенка сжата в кулак: такое положение ладони является частью общего согнутого положения конечностей.
2. Эпизодическое раскрытие ладоней оценивается во время наблюдения за ребенком. Важно отметить симметричность раскрытия ладоней обеих рук.
3. Вложить удобный для захвата предмет в раскрытую ладонь. Ребенок удерживает; предмет в течение одной-двух минут.
4. Перед грудью ребенка на расстоянии
5. Условия обследования аналогичны п. 4. В этом возрасте ребенок более целенаправленно тянет руки к игрушке и захватывает ее.
6. Предложить ребенку одновременно два предмета, удобных для захвата. Ребенок направляет руки, берет две игрушки одновременно и удерживает их 12 минуты.
7. Оценить, происходит ли в спонтанной игре ребенка перекладывание предмета из руки в руку. Если нет, то предложить ему еще один предмет, поднеся его к той руке, которая занята игрушкой.
8. Ребенок играет с погремушками: подносит к глазам, отводит, ощупывает, подносит ко рту.
9. В игре ребенок производит манипуляции с игрушками, направленные на получение результата: стучит предметом, стараясь извлечь звук, манипулирует предметами, изменяя их положение в пространстве: бросает, ставит друг на друга, вкладывает, нанизывает кольца и т. п.
10. При захвате погремушки большой палец руки ребенка противопоставляется остальным.
11. Ребенок подражает действиям взрослого: бросает мяч, нажимает на кнопку, открывает коробку и т. п.
12. Перед тем как начать играть с новой игрушкой, ребенок обследует ее: ощупывает поверхность, переворачивает, двигает, обследует орально.
13. Ребенок играет самостоятельно не менее 20 минут. В игре использует предметы с учетом их свойств (бросает мяч, катает машинку, снимает кольца с пирамидки).
14. Предложить ребенку предмет размером с изюминку. Ребенок берет его большим и указательным пальцами.
15. Предложить ребенку для игры мяч, машинку, резиновую игрушку, погремушку. Ребенок использует их по-разному, с учетом их свойств.
16. Предложить ребенку для игры машинку и показать способ действия с ней. Затем дать другую игрушку того же назначения, ранее не знакомую ребенку (паровозик), и предложить поиграть. Ребенок должен воспроизвести разученное движение.
17. Предложить ребенку показать какую-либо игрушку или нажать пальцем на кнопку (подражая взрослому).
Таблица 5а
Развитие речи
|
№ п/п |
Основные показатели |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
1 |
Рефлекторный крик |
0 |
0 |
0 |
|||||||||
|
2 |
Начальное гуление (р/канье) |
0 |
0 |
||||||||||
|
3 |
Интонационно окрашенный крик |
0 |
0 |
||||||||||
|
4 |
Смех |
0 |
0 |
||||||||||
|
5 |
Певучее гуление |
0 |
0 |
0 |
|||||||||
|
6 |
Лепет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
|
7 |
Первые слоги |
0 |
0 |
||||||||||
|
8 |
Социализированный лепет |
0 |
0 |
||||||||||
|
9 |
Лепетные псевлослова (ситуативное использование) |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||||
|
10 |
Поздний мелодический лепет |
0 |
0 |
||||||||||
|
11 |
Первые слова |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||||
|
12 |
Понимание простой фразы |
Комментарий к таблице 5а
Певучее гуление подражательное гуление с воспроизведением характерных эмоциональных вокализаций.
Лепетные псевдослова использование слов, понятных при соотнесении с ситуацией.
Первые слова названия лиц, предметов, действий.
Понимание падежных конструкций понимание и употребление падежей: винительного с окончанием - у, именительного во множественном числе, предложного с окончанием - е.
Таблица 6а
Навыки самообслуживания
|
№ п/п |
Основные показатели |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
1 |
Во время кормления придерживает бутылочку |
0 |
|||||||||||
|
2 |
Ест с ложки густую и полугустую пищу |
0 |
0 |
||||||||||
|
3 |
Ест хлеб, который сам держит в руке |
0 |
|||||||||||
|
4 |
Спокойно относится к высаживанию на горшок |
0 |
0 |
0 |
|||||||||
|
5 |
Пьет из чашки |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Таблица 7а
Социальное развитие
|
№ п/п |
Основные показатели |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
1 |
Зрительный контакт, оральное внимание |
0 |
|||||||||||
|
2 |
Социальная улыбка |
0 |
|||||||||||
|
3 |
Подражание мимике |
0 |
0 |
0 |
|||||||||
|
4 |
Комплекс оживления |
0 |
0 |
0 |
|||||||||
|
5 |
Протягивает ручки, чтобы его взяли на ручки |
0 |
0 |
0 |
|||||||||
|
6 |
Реагирует на незнакомых людей |
0 |
0 |
0 |
|
7 |
Подражание жестам |
0 |
0 |
||||||||||
|
8 |
Играет самостоятельно 15 20 минут |
0 |
0 |
0 |
|||||||||
|
9 |
Взаимодействие с другими детьми |
0 |
0 |
0 |
|||||||||
|
10 |
Безопасный тип привязанности |
0 |
Комментарий к таблице 7а
1. Ребенок поддерживает контакт с говорящим не менее пяти секунд.
2. Ребенок быстро отвечает улыбкой на разговор с ним взрослого.
3. Живая имитация мимике взрослого. Эта реакция, безусловно, рефлекторная, она затихает к седьмому месяцу и вновь появляется около двух лет.
4. В ответ на разговор проявляет «комплекс оживления»: улыбается, двигает ручками, ножками, издает тихие звуки.
5. Увидев зовущего взрослого, протягивает к нему ручки.
6. В ситуации общения с незнакомым человеком проявляет настороженность, негативные реакции (плач).
7. Ребенок подражает жестам взрослого.
8. Ребенок подражает действиям и движениям другого ребенка.
9. Радуется приходу другого ребенка, протягивает ребенку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом.
10. Мама знакомит ребенка с экспериментатором и уходит из комнаты, обещая скоро вернуться. Ребенок спокойно остается со взрослым, по возвращении мамы радостно приветствует ее.