Документ без имени

Назад

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ, КОНТРОЛЬНЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Изучение курса специальной психологии в соответствии с учебным планом предполагает написание курсовой и дип­ломной работ по данной дисциплине, а. также подготовку докладов для семинарских занятий и выполнение рефера­тов. Выбор темы работы осуществляется студентом самосто­ятельно в соответствии с собственными научными интере­сами и склонностями при консультативной помощи преподавателя, выступающего в роли руководителя выпол­няемой студентом курсовой работы. Последняя представ­ляет собой небольшое самостоятельное научное исследова­ние и может стать одним из важных этапов в процессе подготовки к написанию выпускной дипломной работы.

По своему жанру курсовая работа может быть как теорети­ческой, так и экспериментальной. В первом случае она стро­ится на анализе литературных источников, подобранных в соответствии с выбранной темой работы. Основная задача в данном случае состоит в том, чтобы наиболее полно пред­ставить анализ той или иной проблемы, продемонстриро­вав знания истории данного вопроса, основные ключевые исследования в данной области, направления и подходы в решении проблемы, спорные вопросы и перспективы даль­нейших исследований. В освящении этих вопросов студент должен опираться на конкретные научные публикации, ис­пользуя отдельные положения из них в качестве аргументов.

Проводя анализ тех или иных научных исследований, автор курсовой работы не должен лишать себя возможнос­ти высказывать собственное мнение по поводу обсуждае­мых проблем.

В содержании курсовой работы должна быть отражена ак­туальность выбранной темы, под которой пони мается ее современность в теоретическом и практическом планах.

Курсовая работа экспериментального характера предпола­гает проведение небольшого собственного эмпирического исследования, что, безусловно, не освобождает от предва­рительного анализа состояния выбранной научной пробле­мы по имеющимся публикациям.

Выполнение экспериментальной работы требует умений пользования конкретными диагностическими техниками, способами обработки полученных данных, а главное - кор­ректной интерпретацией последних. Кроме того, экспери­ментальная работа предполагает грамотную постановку научной проблемы, сформулированной в виде вопроса, и гипотезы, представленной в форме предполагаемого ответа или ответов. Проводимый эксперимент приобретает конк­ретный смысл лишь тогда, когда его результаты направле­ны на проверку выдвинутой гипотезы. Кроме того, экспе­риментальные работы нуждаются в четком определении объекта и предмета предполагаемого исследования.

Ниже при водится примерный перечень тем курсовых ра­бот по специальной психологии. В данном случае слово «примерный» является ключевым, ибо составление полного списка тем курсовых работ - задача даже теоретически представляется невыполнимой, т. к. человеческое сознание неисчерпаемо в своем содержании, состояниях, свойствах и сторонах. Именно поэтому приводимые в списке темы следует рассматривать как более или менее обобщенные смысловые блоки, нуждающиеся в дальнейшей конкрети­зации. Например, тема под № 80 «Формирование восприя­тия у детей с отклонениями в развитии», выбранная в каче­стве основного содержания курсовой, нуждается в более

конкретном указании, о какой группе детей пойдет речь. Кроме того, само восприятие как психический процесс име­ет много форм, видов и свойств, каждая из которых может стать предметом отдельного исследования.

К темам курсовых работ прилагается список наиболее зна­чимых публикаций по различным разделам специальной психологии. Данная библиография включает в себя в основ­ном научные монографии, учебники и учебные пособия, а также сборники статей. Приведенные публикации снабже­ны, в свою очередь, собственными списками литературы, что позволит существенно расширить библиографический поиск в процессе написания курсовой работы.

Темы курсовых работ

по специальной психологии


1.Проблема депривации в специальной психологии.
2.Эволюция взглядов Л. С. Выготского на отклоняюще­еся развитие ребенка.
3.Общие и специфические закономерности развития про­блемных детей.
4.Дети группы риска.
5.Психология семейного воспитания детей с проблемами в развитии.
6.Причины отклонений в развитии и факторы, их опос­редующие.
7.Соотношение биологического и социального в дизон­тогенезе.
8.Проблема нормы и патологии в специальной психо­логии.
9.Психомоторное развитие детей в условиях дизонтогенеза.
10.Речевое развитие слабослышащих детей.
11.Речь и ее развитие у глухих детей.
12.Особенности формирования коммуникативной деятель­ности детей с отклонениями в развитии.
13.Психология делинквентного поведения.
14.Проблемы социализации детей с нарушениями в раз­витии.
15.Проблема реабилитации в специальной психологии.
16.Нарушения в психическом развитии и компенсаторные механизмы.
17.Положение инвалида в современном обществе.
18.Творческие возможности лиц с проблемами в психичес­ком развитии.
19.Эмоциональное развитие детей с ограниченными воз­можностями.
20.Проблема самосознания в специальной псцхологии.
21.Формирование личности в условиях нарушенного раз­вития.
22.Предметное содержание современной специальной пси­хологии.
23.Специальная психология в структуре современного че­ловекознания.
24.История становления специальной психологии в Рос­сии и за рубежом.
25.Формирование деятельности у детей с проблемами в раз­витии.
26.Проблема социальной перцепции в специальной пси­хологии.
27.Причины и формы школьной неуспеваемости.
28.Особенности формирования учебной деятельности де­тей с нарушениями в развитии.
29.Психологическая характеристика детей с синдромом раннего детского аутизма.
30.Дети и подростки с нарушениями в формировании эмо­ционально-волевой сферы.
31.Психологические проблемы подросткового алкоголиз­ма и наркомании.
32.Психологическая характеристика развития детей в ус­ловиях детского дома.
33.Кризисные переживания детей и подростков.
34.Особенности формирования защитных механизмов у детей с отклонениями в развитии.
35.Характеристика психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
36.Психическое развитие слепоглухих детей.
37.Патология речи и психическое развитие ребенка.
38.Особенности формирования нравственного сознания у детей с нарушениями в психическом развитии.
39.Общая характеристика психического развития детей с нарушениями зрения.
40.Общая характеристика психического развития детей с нарушениями слуха.
41.Проблема умственной отсталости в психологии, педа­гогике и медицине.
42.Психологические проблемы диагностики нарушенногоразвития.
43.Дети с задержкой психического развития.
44.Поврежденное психическое развитие у детей.
45.Проблема соотношения развития и распада психики в специальной психологии.
46.Психология деятельности коррекционного педагога.
47.Психосексуальное развитие детей и подростков с откло­нениями в развитии.
48.Межполушарная ассиметрия в условиях дизонтогенеза.
49.Высшие психические функции и особенности их фор­мирования в условиях дизонтогенеза.
50.Структура нарушенного развития и ее свойства.
51.Психологические проблемы отбора детей в коррекци­онные учреждения.
52.Этические проблемы деятельности специального пси­холога.
53.Внимание и особенности его формирования у детей с нарушениями в развитии.
54.Формирование интересов у детей с нарушениями в раз­витии.
55.Психологические проблемы профессионального само­определения лиц с отклонениями в развитии.
56.Проблема терминологии современной специальной психологии.
57.Формирование предметных представлений у детей с нарушениями в развитии.
58.Принципы и виды классификаций нарушений в пси­хическом развитии.
59.Проблема памяти в специальной психологии.
60.Соотношение диагностики и коррекции в работе спе­циального психолога.
61.Основные проблемы сопровождения детей с нарушени­ями в развитии.
62.Психологические проблемы интегрированного обуче­ния детей с проблемами в развитии.
63.Психологическое развитие одаренных детей.
64.Проблема соотношения обучения и нарушенного раз­вития.
65.Проблема использования тестов в практике специаль­ной психологии.
66.Особенности формирования воображения у детей с про­блемами в развитии.
67.Психологическая готовность к школьному обучению де­тей с проблемами в развитии.
68.Особенности психического развития детей, страдающих хроническими соматическими заболеваниями.
69.Мышление и особенности его формирования у детей с проблемами в развитии.
70.Мышление умственно отсталых детей.
71.Пространственные представления и ориентация в про­странстве лиц с патологией зрения.
72.Психологические проблемы консультирования родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
73.Проблема профилактики нарушений в развитии у детей.
74.Образ инвалида в литературе и искусстве.
75.Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в спе­циальной психологии.
76.Пути и формы интеграции инвалида в современном об­ществе.
77.Особенности использования методов и методик в спе­циальной психологии.
78.Материнская депривация, ее механизмы и формы.
79.Формирование восприятия у детей с отклонениями в развитии.
80.Психологические проблемы сенсорного воспитания де­тей с отклонениями в развитии.
81.Сравнительная характеристика умственной отсталости иЗПР.
82.Особенности речевого развития умственно отсталых де­тей.
83.Причины и формы детской и подростковой агрессив­ности.
84.Причины и формы детских страхов.
85.Психологические проблемы использования компьютер­ных технологий в обучении детей с проблемами в раз­витии.
86.Специальная психология и практика обучения детей с проблемами в развитии.
87.Механизмы формирования системных отклонений в психическом развитии.
88.Вклад людей с ограниченными возможностями в раз­витие культуры.
89.Социально-психологические факторы процесса истори­ческих изменений отношения общества к инвалидам.
90.Содержание и методы психолого-педагогического со­провождения в условиях специального образования.
91.Влияние употребления наркотиков на психическое раз­витие детей и подростков.
92.Сущность и формы психологической дезадаптации че­ловека.
93.Особенности формирования отношения и осознания собственных нарушений детьми и подростками с откло­нениями в развитии.
94.Эмоциональное развитие детей с ограниченными воз­можностями.
95.Личностные особенности подростков группы риска.
96.Роль и место психолога в процессе отбора детей в кор­рекционные учреждения.
97.Роль семейного воспитания в психическом развитии ре­бенка.
98.Психологическая характеристика процесса социализа­ции детей с отклонениями в развитии.
99.Особенности мотивационной сферы детей и подрост­ков с отклонениями в развитии.
100.Содержание и направления психологической помощи родителям, воспитывающим детей-инвалидов.
101.Роль и место психолога в процессе профессиональной адаптации подростков с отклонениями в развитии.
102.Психологические проблемы неполной семьи.
103.Родительские конфликты и кризисные переживания детей.
104.Психологические характеристики саморазрушающего поведения.
105.Социальное сиротство как психологический феномен.
106.Раннее материнство как социально-психологическая проблема.
107.Своеобразие родительских экспектаций в семьях, вос­питывающих детей-инвалидов.
108.Проблема сущностного определения феномена нару­шенного развития.