Документ без имени

Назад

ДЕПРИВАЦИОННЫЕ ФЕНОМЕНЫ

И ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Термин «депривация», активно вошедший в психологичес­кий словарь в середине восьмидесятых годов хх столетия, в буквальном смысле означает «лишение». По своей сути деп­ривационные феномены представляют собой многообразные измененные состояния сознания, а также различные варианты нарушений нормального хода возрастного психического разви­тия, вследствие более или мецее длительного блокирования зна­чимых психофизиологических потребностей человека.

В настоящее время не существует ни единой теории депри­вационных явлений, ни общей их классификации. Наибо­лее распространенная эмпирическая классификация бази­pyeтcя на выделении нескольких ее видов в зависимости от характера блокируемой потребности. Так, принято говорить о сенсорно -перцептивной депривации, коммуникативной, кинестетической, эмоциональной.

Хорошо известно, что разные люди весьма индивидуально реагируют на депривационные ситуации. Человек может находиться достаточно долго в ситуации депривации, но при этом не проявлять никаких выраженных признаков депри­вационных феноменов, и наоборот.

Для профессионалов в области специальной психологии особый интерес представляют такие формы депривации, как коммуникативная и эмоциональная. Недостаточность об­щения и эмоционального тепла, особенно в первые годы жизни, может весьма пагубно сказаться на психическом раз­витии ребенка. Указанные обстоятельства говорят о том, что депривационные ситуации могут стать серьезной причиной выраженных отклонений в развитии ребенка.

Некоторые варианты нарушенного развития сами являют­ся причиной возникновения деривационных явлений, что дополнительно отягощает процесс развития.

Сказанное позволяет утверждать, что депривация может вы­ступать одновременно и как причина, и как следствие нару­шенного развития. Помимо этого, для большинства детей с проблемами в развитии, особенно в дошкольном возрасте, характерна ситуация коммуникативной депривации.

Все вышеизложенное делает проблему профилактики деп­ривационных ситуаций в развитии проблемных детей чрез­вычайно актуальной, как в практическом, так и в теорети­ческом отношении. Наиболее деформирующее влияние депривация оказывает на процесс формирования личности.

С точки зрения современного системного подхода личность чаще всего рассматривается не как отдельный компонент психики, а как ее особое свойство, способ организации и саморегулирования.

А. Н. Леонтьев характеризовал личность, как системное и сверхчувственное качество, указывая при этом на то, что носителем этого качества является телесный, чувственный индивид с присущими ему врожденными и приобретенны­ми свойствами. Последние представляют собой лишь усло­вия и предпосылки формирования личности человека, все­цело не предопределяя ее Сущности.

В специальной психологии долгое время основное внима­ние уделялось изучению преимущественно познавательных процессов. Но по мере возрастающего осознания значимо­сти проблем трудовой адаптации и социальной интеграции инвалидов все больше актуализировался интерес к вопросам своеобразия формирования личности при различных отклонениях в развитии.

Одновременно с этим развернулась весьма бурная дискус­сия по вопросам о том - может или не может оказывать негативное влияние первичное нарушение на ход форми­рования личности. Высказывалось несколько точек зрения. Первая состояла в отрицании какого бы то ни было нега­тивного влияния первичного нарушения на процесс фор­мирования личности особого ребенка.

Сторонники второго подхода отстаивали идею о дифферен­циpoванном влиянии основного патогенного фактора. Представители третьего направления постулировали идею, согласно которой развитие личности в целом должно с не­избежностью испытывать на себе негативное влияние ос­новного нарушения. Упомянутая нами дискуссия остается актуальной и в настоящее время.

Сегодня вряд ли может вызывать сомнения идея о негатив­ном влиянии основного нарушения на процесс формиро­вания личности особого ребенка. Системный характер стро­ения человеческого сознания предполагает, что нарушения одного компонента или процесса его развития на опреде­ленном этапе с неизбежностью должно сказаться на прочих составляющих.

Весьма важным и не до конца решенным является вопрос о характерологической специфичности разных форм дизон­тогенеза. Проще говоря, вопрос о том, существуют ли ти­пичные черты личности, свойственные только, скажем, для незрячих, неслышащих и т. д.? Выделяемые в современных исследованиях характерологические профили весьма мно­гообразны, но пока не существует веских оснований счи­тать их узко специфичными, т. е. характерными для конк­ретной формы дизонтогенеза. Следует также особо подчеркнуть и то, что приводимый список негативных лич­нocтныx характеристик может быть свойственен не толь­ко лицам с самыми разными формами нарушенного разви­тия, но и лицам без таковых. Тем не менее, сказанное означает, что совершенно разные причины способны при­водить к весьма сходному результату, т. е. к общему набору отрицательных характерологических свойств, что вероятнее всего свидетельствует о непрямом, а опосредованном влия­нии изначально разных причин. Это дает основание отнес­ти отрицательные свойства личности к разряду модально не­специфических закономерностей нарушенного развития, да и то как факультативных, т. е. необязательных, имеющих ме­сто быть далеко не всегда и не у всех.

Личностные изменения возникают не прямо под влиянием нарушения какой-то конкретной функции, ибо сами функ­ции безличны. Личность характеризуется внечувственнос­тью, несводимостью к своим природным предпосылкам, в том числе и к отдельным функциям. Личность формирует­ся в процессе включения человека в систему общественных отношений. Та или иная патология, прежде всего, затруд­няет процесс врастания в эту систему, изменяет характер самих этих отношений как избирательных связей человека с миром и, прежде всего, с миром культуры. И только через нарушение этих связей, т. е. опосредованно, недостатки от­дельной функции способны повлиять на процесс форми­рования личности.

План семинарского занятия

•в чем состоит сущность депривационных явлений?
•Каковы основные формы и виды деприваций?
•В чем состоит содержание основных теорий депривации?
•Каковы основные проявления сенсорной депривации?
•Эмоциональная депривация и ее влияние на психичес­кое развитие ребенка.
•В чем проявляется связь депривационных явлений и фе­номенов нарушенного развития?
•Представления о личности в современной психологии.
•Соотношение биологических и социальных факторов в процессе формирования личности.
•Каковы основные методы и принципы исследования личности лиц с отклонениями в развитии?
•Основные исторические этапы изменений в представ­лениях об особенностях личности инвалидов.
•Каковы основные механизмы формирования наруше­ний в развитии личности детей и подростков с ограни­ченными возможностями?
Задания для самостоятельной работы (Темы рефератов и докладов)
•Проблема депривации в специальной и клинической психологии.
•Структура и динамика депривационных феноменов.
•Синдром госпитализма и его основные проявления.
•Структура и динамика депривационных феноменов.
•Депривация и дизонтогенез.
•Развитие личности в детском и подростковом возрасте.
•Роль и значение биологических факторов в формирова­нии личности человека.
•Причины отклонений в развитии детей и подростков с ограниченными возможностями.
•Основные направления профилактики нарушений в раз­витии личности лиц С ограниченными возможностями.
Литература
•Белопольская Н Л. Психологическая диагностика лично­сти детей с задержкой психического развития. М., 1999.
•Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.
•Зотов А. И. Дефект зрения и психическое развитие лич­ности. В сб.: Психологические особенности слепых и сла­бовидящих школьников. Л., 1981.
•Кузнецов О. Н, Лебедев В. И. Психология и психопатоло­гия одиночества. М., 1972.
•Лангмейер й., Матейчuк З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
•Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
•Литвак А. Г Психология слепых и слабовидящих. СПб., 1999.
•Матвеев В. Ф. Психические нарушения при дефектах зре­ния и слуха. М., 1985.
•Пожарл. Психология аномальных детей и подростков­ -патопсихология. М., 1996.
•Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Русской. М., 1990.
•Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. М., 2000.
•Шипuцына Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. С.Пб., 2001.
•Шипицына Л. М. и др. Развитие личности ребенка в усло­вия материнской депривации. СПб., 1997.