Документ без имени

Назад

КЛАССИФИКАЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ

Объект изучения любой науки выступает, как правило, в многообразных своих проявлениях. Явления живой при­роды, химические, физические, социальные, языковые, ас­трономические, исторические, психологические и т. п. бес­конечны в своем многообразии. Стремление упорядочить разнообразие изучаемых явлений воплощается в процессе их классифицирования, предоставляющего собой особый метод научного познания мира.

Отклонения в развитии также многообразны и весьма ва­риативны. Природа необыкновенной множественности на­рушений в развитии кроется, прежде всего, в многообразии самих причин, способных вызвать эти нарушения. Кроме того, психика и, соответственно, процесс ее развития име­ют бесконечное количество сторон и свойств, каждое из которых может быть нарушено. Пересечение и взаимодей­ствие этих двух бесконечных рядов и дают множество вари­антов отклонений в развитии, как уже описанных, так еще и неизвестных.

в силу этого возникает острая проблема внести определен­ный порядок в это многообразие. Именно поэтому не слу­чайно в специальной психологии существовало и существует немало разных классификаций отклонений в развитии, и попытки создания новых, более совершенных, не прекра­щаются и поныне.

Классификации отличаются друг от друга тем признаком или признаками, которые укладываются в качестве основы процесса классифицирования. Так, в качестве критерия для основы классификации можно взять признак времени возникновения нарушения. Тогда мы должны выделить ДЕ большие группы дизонтогенеза: врожденные и приобретенные нарушения. Внутри врожденных форм нарушения на следует выделить группу наследственных, ибо наследственные нарушения всегда врожденны, но не все врожденны нарушения являются наследственными. Приобретенные нарушения, в свою очередь, мы можем разделить на рано поздно приобретенные. Возрастная граница между ним может быть разной.

Мы можем воспользоваться другим критерием, в качеств которого возьмем свойство обратимости возникающих на рутений. В этом случае мы вправе выделить три группы дизонтогенеза: обратимые, необратимые и частично обратимые. Тут же отметим, что разные классификации, созданные н основе разных критериев, могут между собой «не стыковаться» или трудно соотноситься. Один и тот же ребенок в раз ных классификациях попадает в совершенно разные, качественно отличные друг от друга группы. Это связано с тем что разные классификации создаются для совершенно раз личных целей - исследовательских и практических.

Продолжая говорить о типах классификации, необходим· упомянуть о таких ее разновидностях, где в качестве основ ного критерия используется этиологический фактор, т. е. главная причина возникновения того или иного нарушения в развитии.

Традиционно с точки зрения клинико-психологического подхода выделение двух больших групп нарушений в раз витии. Одна из них обозначается термином ретардацuя, по, которым понимается замедление, отставание психического развития любого происхождения. Выделяются две разновидности ретардации - общая (тотальная) и частична: (парциальная).

Другая большая группа нарушений в развитии называется: асинхронuя, представляющая многообразные их варианты, для которых характерно сочетание неравномерности в раз­витии (гетерохронность), как вполне нормального его свой­ства, с несвоевременностью формирования тех или иных психических функций и сторон психики.

Несложно понять, что в качестве основополагающих крите­риев в данной классификации использованы признаки тем­па психического развития и последовательности формиро­вания разных сторон психической деятельности (схема 5.1).

Выделяя разные стороны психического функционирования, мы тем самым получаем определенные критерии для клас­сификаций отклонений от нормального развития. Так, мож­но говорить о регуляторных и исполнительских функциях психики и, соответственно, о преимущественных наруше­ниях в той и другой сферах.

Помимо научных, теоретических классификаций, не менее популярны так называемые эмпирические практико­-ориентированные классификации, в основу которых укла­дывается не заранее заданный критерий, а наиболее часто встречающиеся признаки, которые группируются по степени сходства. Эмпирические классификации также множественны и в силу своей практической направленности более популярны. Так, одна из них выделяет следующие группы отклонений в развитии (или группы детей с отклонениям в развитии):

•Дети с сенсорными речевыми и двигательными наруше­ниями.
•Дети с задержкой психического развития.
•Дети с астеническими, реактивными состояниями и кон­фликтными переживаниями.
•Дети с психопатическими психопатоподобными форма­ми поведения.
•Умственно отсталые дети.
•Дети с начальными проявлениями психических заболе­ваний
Нетрудно заметить отсутствие единого или единых крите­риев в образовании групп, что вполне типично для эмпи­рических классификаций.

В современной литературе без особого труда можно найти немало подобных эмпирических классификаций, наиболее популярной из которых, судя по числу ссылок в научных публикациях, является классификация В. В. Лебединского, в которой выделяется 6 форм дизонтогенеза.
•Психическое недоразвитие.
•Задержанное развитие.
•Поврежденное развитие.
•Дефицитарное развитие.
•Искаженное развитие.

6) Дисгармоническое развитие.

В науке не всегда есть необходимость создавать абсолютно новую классификацию. Иногда продуктивнее бывает изме­нить, расширить, уточнить уже созданную и существующую классификацию. Примером последнего может служить пред­принятая Н. Я. Семаго и М. М. Семаго попытка дальнейше­го развития выше приведенной классификации В. В. Лебе­динского, в которой выделяется 6 форм дизонтогенеза:
•Психическое недоразвитие.
•Задержанное развитие.
•Поврежденное развитие.
•Дефицитарное развитие.
•Искаженное развитие.

6) Дисгармоническое развитие.

В науке не всегда есть необходимость создать новую клас­сификацию. Иногда продуктивнее бывает изменить, расши­рить, уточнить уже созданную и существующую классифи­кацию. Примером последнего может служить предпринятая Н. я. Семаго и М. М. Семаго попытка дальнейшего развития выше приведенной классификации В. В. Лебединского.

План семинарского занятия
•Чем объясняется существование многообразных откло­нений в развитии?
•Что представляет собой классифицирование как метод научного познания?
•Каково практическое и теоретическое значение создания классификаций отклонений в развитии?
•Каковы возможные принципы построения классифика­ций нарушенного развития?
•В чем отличие теоретических классификаций от эмпи­рических?
•Охарактеризуйте новые классификации отклонений в развитии.

Задания для самостоятельной работы (Темы докладов и рефератов)
•Классификация как универсальный метод научного по­знания.
•Соотношение эмпирических и теоретических классификaций на описательном и объяснительном уровнях раз­вития наук.
•Взаимосвязь клинических и психологических классифи­каций отклонений в психическом развитии.
•Основные принципы построения классификаций нару­шений психического развития.

Литература
•Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических за­болеваний у детей и подростков. М., 1985.
•Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
•Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза. СПб., 2000.
•Международная классификация болезней (10-й пере­смотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. СПб., 1994.
•Семаго Н. Я-, Семаго М. М. Проблемные дети. М., 2000.
•Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.
•Усанова о . Н. Специальная психология. М., 2000.