Назад
КЛАССИФИКАЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ Объект изучения любой науки выступает, как правило, в многообразных своих проявлениях. Явления живой природы, химические, физические, социальные, языковые, астрономические, исторические, психологические и т. п. бесконечны в своем многообразии. Стремление упорядочить разнообразие изучаемых явлений воплощается в процессе их классифицирования, предоставляющего собой особый метод научного познания мира.
Отклонения в развитии также многообразны и весьма вариативны. Природа необыкновенной множественности нарушений в развитии кроется, прежде всего, в многообразии самих причин, способных вызвать эти нарушения. Кроме того, психика и, соответственно, процесс ее развития имеют бесконечное количество сторон и свойств, каждое из которых может быть нарушено. Пересечение и взаимодействие этих двух бесконечных рядов и дают множество вариантов отклонений в развитии, как уже описанных, так еще и неизвестных.
в силу этого возникает острая проблема внести определенный порядок в это многообразие. Именно поэтому не случайно в специальной психологии существовало и существует немало разных классификаций отклонений в развитии, и попытки создания новых, более совершенных, не прекращаются и поныне.
Классификации отличаются друг от друга тем признаком или признаками, которые укладываются в качестве основы процесса классифицирования. Так, в качестве критерия для основы классификации можно взять признак времени возникновения нарушения. Тогда мы должны выделить ДЕ большие группы дизонтогенеза: врожденные и приобретенные нарушения. Внутри врожденных форм нарушения на следует выделить группу наследственных, ибо наследственные нарушения всегда врожденны, но не все врожденны нарушения являются наследственными. Приобретенные нарушения, в свою очередь, мы можем разделить на рано поздно приобретенные. Возрастная граница между ним может быть разной.
Мы можем воспользоваться другим критерием, в качеств которого возьмем свойство обратимости возникающих на рутений. В этом случае мы вправе выделить три группы дизонтогенеза: обратимые, необратимые и частично обратимые. Тут же отметим, что разные классификации, созданные н основе разных критериев, могут между собой «не стыковаться» или трудно соотноситься. Один и тот же ребенок в раз ных классификациях попадает в совершенно разные, качественно отличные друг от друга группы. Это связано с тем что разные классификации создаются для совершенно раз личных целей - исследовательских и практических.
Продолжая говорить о типах классификации, необходим· упомянуть о таких ее разновидностях, где в качестве основ ного критерия используется этиологический фактор, т. е. главная причина возникновения того или иного нарушения в развитии.
Традиционно с точки зрения клинико-психологического подхода выделение двух больших групп нарушений в раз витии. Одна из них обозначается термином ретардацuя, по, которым понимается замедление, отставание психического развития любого происхождения. Выделяются две разновидности ретардации - общая (тотальная) и частична: (парциальная).
Другая большая группа нарушений в развитии называется: асинхронuя, представляющая многообразные их варианты, для которых характерно сочетание неравномерности в развитии (гетерохронность), как вполне нормального его свойства, с несвоевременностью формирования тех или иных психических функций и сторон психики.
Несложно понять, что в качестве основополагающих критериев в данной классификации использованы признаки темпа психического развития и последовательности формирования разных сторон психической деятельности (схема 5.1).
Выделяя разные стороны психического функционирования, мы тем самым получаем определенные критерии для классификаций отклонений от нормального развития. Так, можно говорить о регуляторных и исполнительских функциях психики и, соответственно, о преимущественных нарушениях в той и другой сферах.
Помимо научных, теоретических классификаций, не менее популярны так называемые эмпирические практико-ориентированные классификации, в основу которых укладывается не заранее заданный критерий, а наиболее часто встречающиеся признаки, которые группируются по степени сходства. Эмпирические классификации также множественны и в силу своей практической направленности более популярны. Так, одна из них выделяет следующие группы отклонений в развитии (или группы детей с отклонениям в развитии):•Дети с сенсорными речевыми и двигательными нарушениями.Нетрудно заметить отсутствие единого или единых критериев в образовании групп, что вполне типично для эмпирических классификаций.
•Дети с задержкой психического развития.
•Дети с астеническими, реактивными состояниями и конфликтными переживаниями.
•Дети с психопатическими психопатоподобными формами поведения.
•Умственно отсталые дети.
•Дети с начальными проявлениями психических заболеваний
В современной литературе без особого труда можно найти немало подобных эмпирических классификаций, наиболее популярной из которых, судя по числу ссылок в научных публикациях, является классификация В. В. Лебединского, в которой выделяется 6 форм дизонтогенеза.•Психическое недоразвитие.6) Дисгармоническое развитие.
•Задержанное развитие.
•Поврежденное развитие.
•Дефицитарное развитие.
•Искаженное развитие.
В науке не всегда есть необходимость создавать абсолютно новую классификацию. Иногда продуктивнее бывает изменить, расширить, уточнить уже созданную и существующую классификацию. Примером последнего может служить предпринятая Н. Я. Семаго и М. М. Семаго попытка дальнейшего развития выше приведенной классификации В. В. Лебединского, в которой выделяется 6 форм дизонтогенеза:•Психическое недоразвитие.6) Дисгармоническое развитие.
•Задержанное развитие.
•Поврежденное развитие.
•Дефицитарное развитие.
•Искаженное развитие.
В науке не всегда есть необходимость создать новую классификацию. Иногда продуктивнее бывает изменить, расширить, уточнить уже созданную и существующую классификацию. Примером последнего может служить предпринятая Н. я. Семаго и М. М. Семаго попытка дальнейшего развития выше приведенной классификации В. В. Лебединского.
План семинарского занятия•Чем объясняется существование многообразных отклонений в развитии?Задания для самостоятельной работы (Темы докладов и рефератов)
•Что представляет собой классифицирование как метод научного познания?
•Каково практическое и теоретическое значение создания классификаций отклонений в развитии?
•Каковы возможные принципы построения классификаций нарушенного развития?
•В чем отличие теоретических классификаций от эмпирических?
•Охарактеризуйте новые классификации отклонений в развитии.•Классификация как универсальный метод научного познания.Литература
•Соотношение эмпирических и теоретических классификaций на описательном и объяснительном уровнях развития наук.
•Взаимосвязь клинических и психологических классификаций отклонений в психическом развитии.
•Основные принципы построения классификаций нарушений психического развития.•Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985.
•Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
•Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза. СПб., 2000.
•Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. СПб., 1994.
•Семаго Н. Я-, Семаго М. М. Проблемные дети. М., 2000.
•Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.
•Усанова о . Н. Специальная психология. М., 2000.