Документ без имени

Назад 6

СУЩНОСТЬ ФЕНОМЕНА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ, ЕГО СТРУКТУРА И СВОЙСТВА

Давая определение дизонтогенезу как обычному развитию, протекающему в необычных условиях, мы тем самым пыта­лись указать на его при роду или сущность. Неблагоприят­ные условия приводят к тому, что процесс развития разво­рачивается иным способом, чем в норме, сохраняя при этом все свои основные свойства. Именно поэтому неправомер­но отожествлять нарушенное развитие с болезнью, хотя бо­лезнь или ее последствия могут выступать в форме небла­гоприятного условия или причины отклонений в развитии. Но единство причины и следствия не означает их тожде­ство. Кроме того, по своей сути и направленности болезнь как процесс представляет собой нечто противоположное феномену развития (схема 6.1).

Нарушенное развитие обладает определенной структурой и свойствами. Наиболее обобщенно в специальной психоло­гии воспроизвел основные характеристики (параметры) нарушенного развития В. В. Лебединский. К числу таких параметров относят функциональную локализацию наруше­ний, разделяя их на частные и общие. Первые связаны с нарушениями отдельных функций: восприятия, предметных действий, речи и пр. Общие нарушения проявляются в дис­функциях разных сторон регуляторных систем.

Второй параметр дизонтогенеза связан с временем появле­ния того или иного нарушения. Как указывал Л. С. Выготский,

чем раньше возникает то или иное нарушение, тем тяжелее его последствия для психического развития. Причем для раннего возраста наиболее характерны явления недоразви­тия , в то время как на более поздних этапах онтогенеза ве­роятнее всего преобладание повреждения и распада психи­ческих функций.

Кроме того, фактор хроногенностu определяется не только возрастом, в котором у ребенка возникло нарушение, но и длительностью развития определенной функции. Общим законом развития является то, что раньше других формиру­ются функции с коротким временным циклом своего созревания.

Именно эти функции чаще всего повреждаются. Более «молодые» функции имеют и соответственно более длительный цикл формирования - сложные образования дольше развиваются. В отношении этих функций в случае воздействия патогенного фактора речь, скорее всего, может идти или о недоразвитии, или о задержанном развитии.

Временной фактор имеет и еще один аспект. В период наи­более интенсивного развития (сензитивные периоды) пси­хические функции, как правило, характеризуются сниже­нием уровня резистентности по отношению к воздействию патогенного фактора. Это также относится и к психике в целом в периоды ее перехода с одной возрастной фазы на другую.

Третий параметр связан с возрастной динамикой формиро­вания межфункциональных связей. Как указывал Л. С. Вы­готский, развитие представляет собой не столько измене­ния в параметрах работы отдельных функций (например, увеличение словаря или объема запоминания), сколько из­менение отношений между разными функциями. Измене­ние в параметрах работы отдельных функций рассматрива­лось Л. С. Выготским как феномен роста. В современной психологии принято выделять три типа межфункциональ­ных .связей. Первый тип - временной независимости функ­ций, характерный для ранних периодов онтогенеза. Вто­рой - ассоциативный, в основе которого лежат появления целостных межфункциональных комплексов на основе про­странственно-временной близости. Наконец, третий тип ­иерархический. Для него характерна многоуровневая струк­тура, при которой одни функции подчинены другим. Такой тип связей обладает большой пластичностью и, как след­ствие, устойчивостью.

В случаях отклоняющего развития весьма часто наблюда­ются нарушения в формировании межфункциональных связей. Отдельная функция может долгое время оставаться в изолированном положении, что замедляет и ее развитие, и развитие других функций. Посуществу, речь идет о нарушении процесса интеграции элементов психики. Вместе тем, можно вполне обоснованно предположить, что причина замедления интеграционных процессов (т. е. процессов объединения, установления связей) кроется в соответствующем замедлении или незавершенности процессов дифференциации (выделение той или иной функции в качеств самостоятельного новообразования).

И, наконец, четвертый, наиболее сложный параметр дизонтогенеза, определяется особенностями взаимосвязей межд первичными и вторичными нарушениями. Эти взаимосвязи в традиции, идущей еще от работ л. С. Выготского, принято обозначать структурой нарушенного развития. Первичные или ядерные, нарушения представляют собой мало обратимы изменения в параметрах работы той или иной функции под не· посредственным влиянием патогенного фактора. К вторичным относят нарушения в работе и развитии функций, так или иначе связанных с первично нарушенной. Ив силу этого вторич­ные нарушения, в отличие от первичных, носят обратимый характер, т. е. поддаются коррекции. Характер взаимосвязи первичных и вторичных нарушений можно Проиллюстри­ровать схемой 6.2.

На этой весьма упрощенной схеме представлен набор пси­хических функций, объединенных в ассоциативные связи. Представим себе, что функция под номером 6 первично нарушена, тогда связанные с ней функции 9,3 и 5 будут на­рушены вторично. При этом всегда указывается, что, чем теснее та или иная функция связана с первично нарушен­ной, тем более выраженным будет ее вторичное отклоне­ние. И наоборот, чем «дальше» функция расположена от первично нарушенной, тем более она сохранна. Нарушения в работе функций, непосредственно не связанных с первично поврежденной, обычно обозначают как третичные или неспе­цифические нарушения.

Исходя из того, что процесс развития есть изменение отно­шений между разными компонентами психики, можно сде­лать вывод, что набор вторичных нарушений (при одной и той же первично поврежденной функции, у одного и того же человека) с возрастом будет меняться. Равно как, впро­чем, и то, что одно и то же первичное нарушение (у разных людей) в разном возрасте может приводить к различным по характеру и тяжести вторичным отклонениям.

Соотношение первичных и вторичных нарушений часто опи­сывается через такую характеристику как вектральность. Вы­деляют два вида вектральности. Первый - «снизу вверх» ­типичный для ситуаций, когда первично нарушена какая-то элементарная психическая функция, а вторично недоразви­ваются более сложные, базирующиеся на ее основе функции. Диалектика процесса психического развития такова, что, формируясь на базе элементарных функций, более сложные впоследствии оказывают на них активирующее влияние. На этом положении базируется представление о втором виде век­тральности - «сверху вниз», - описывающем ситуации, при которых вторичное недоразвитие высших функций оказы­вает обратное, негативное влияние по отношению к более элементарной, первично нарушенной функции.

Снова возвращаясь к анализу нашей схемы, обратим вни­мание на то, что в ситуации первичного нарушения другой функции (в данном случае это функция номер 4), мы полу­чаем набор вторичных отклонений 7, 1 и 5. При этом пос­ледняя фигурировала в качестве таковой и при первично нарушенной функции номер 6. Это свидетельствует о том, что при разных первичных нарушениях возможны как раз­ные (специфические), так и общие (неспецифические) от­клонения. Природа неспецифических отклонений кроется в общности межфункциональных связей. При этом, надо все-таки подчеркнуть, что неспецифические отклонения при разных первичных нарушениях никогда не являются полностью идентичными, ибо речь идет об общности свя­зей, но между разными функциями.

Проблема соотношения первичных и вторичных симптомов дизонтогенеза не так проста, как может показаться на пер­вый взгляд. В реальной диагностической практике бывает не так легко обнаружить первичное нарушение и отделить его от вторичных в силу того, что последние могут быть весь­ма выраженными и тем самым маскируют первичный сим­птом. В подобных ситуациях не исключена возможность ошибки, при которой вторичные отклонения принимают­ся за первичные. Следствием этого могут быть неверные рекомендации относительно характера и направления кор­рекционной работы с ребенком.

Именно поэтому качественная квалификация нарушенно­го развития подразумевает дифференциацию, т. е. выделение трех групп психических функций - первично поврежден­ных, вторично недоразвитых и сохранных. Иногда в лите­ратуре такое соотношение называют профuлем нарушенного развития.

Но сложность анализируемой проблемы не ограничивается только вышесказанным. Процесс психического развития не является чем-то однородным, он имеет много сторон. Для простоты анализа выделим лишь две из них, наиболее важ­ныe. Прежде всего, это онтогенез - возрастные изменения психики, временные масштабы которых измеряются года­ми. Но между периодами возрастных сдвигов психика не остается неизменной. Возрастные изменения постепенно под­готавливаются путем накопления более мелких изменений, обозначаемых понятием «микрогенез», т. е. изменениями в процессе непосредственного функционирования психики в данный момент (актуализация мысли, воспоминания, формирование перцептивного образа, новое эмоциональ­ное состояние и т. п.).

Соотношение микро- и онтогенеза психики можно представить в виде спирали, где каждый ее виток это микроге­нез, а процесс перехода с одного витка на другой, более вы­сокий - онтогенез (схема 6.3). При этом надо иметь в виду, что эта спираль живая и обладает особым способом соб­ственного роста. Каждый предыдущий виток спирали как бы врастает, встраивается в последующий как его составная часть по механизму иерархизации. Спираль растет вверх, последовательно увеличивая диаметр каждого нового витка,

и одновременно сокращается снизу за счет встраивания предыдущего. Ничего удивительного в подобной модели нет, она просто является иллюстрацией классического философского принципа единства прерывности и непрерывности любого процесса.

Поскольку любой патогенный фактор всегда начинает действовать в какой-то строго определенный момент времени постольку он всегда первично поражает именно микрогенез психики как особую сторону ее развития. Нарушения на уров­не микрогенеза в виде уже описанных соотношений первич­ных и вторичных отклонений, так или иначе, скажутся на темпах возрастного развития. Таким образом, онтогенез, как сторона развития психики, всегда страдает вторично.

Проанализировав свойства нарушенного развития, мы мо­жем дать его сущностное определение, т. е. такое определе­ние, которое могло бы характеризировать любой вид дизон­тогенеза.

Итак, отклоняющееся развитие - это обычное развитие, не протекающее в необычных (неблагоприятных) условиях, пато­генный характер которых превышает компенсаторные воз­можности индивида. Вследствие этого устойчиво изменяют­ ся параметры работы отдельных функций или систем на уровне микрогенеза психики. Последнее приводит к затруднениям ус­воения социально-исторического опыта в процессе общения и деятельности, что создает условия для замедления возраст­ного развития.

План семинарского занятия

•Охарактеризуйте основные параметры дизонтогенеза.
•Какие психические функции чаще подвергаются повреж­дению, а какие - недоразвитию? Почему?
•Какова роль фактора хроногенности в возникновении от­клонений в развитии?
•Что представляют собой первичные нарушения?
•Какова природа вторичных отклонений?
•Охарактеризуйте особенности взаимосвязей первичных и вторичных нарушений.
•Из каких элементов складывается профиль нарушенно­го развития?
•Дайте общее определение нарушенного развития.


Задания для самостоятельной работы
(Темы докладов и рефератов)
•Категория развития в современной психологии.
•Соотношение онтогенеза, микрогенеза и функциональ­ного генеза в условиях нарушенного развития.
•Соотношение распада и развития психики.
•Культурно-историческая теория развития психики Л. С. Выготского И понимание сущности феномена на­рушенного развития.
•Понимание сущности феномена нарушенного развития с точки зрения разных психологических школ.

Литература
•Выготский Л. С. Основные проблемы дефектологии. М., 19'96.
•Выготский Л. С. Собрание сочинений Т. 5. М., 1983.
•Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
•Максимова Н. Ю. Курс лекций по детской патопсихоло­гии. Ростов-н а-Дону, 2000.
•Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза СПб., 2000.
•Петрова В. Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии. М., 1998.
•Пожарл. Психология аномальных детей и подростков­патопсихология. М., 1996.
•Сапогова Е. Е. Психология развития человека. М., 2000.
•Семаго Н. я., Семаго М. М. Проблемные дети. М., 2000.
•Усанова О. Н. Специальная психология. М., 1990