Документ без имени

Назад

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ В ДИЗОНТОГЕНЕЗЕ

Весьма часто появление вторичных или системных наруше­ний рассматривается как почти автоматический процесс. В действительности вторичные отклонения не появляются и не исчезают сами по себе. Их появление и формирование связано с работой многочисленных сложных механизмов.

Первично поврежденная функция сама по себе еще не мо­жет вызвать появление вторичных нарушений в развитии. Психическое развитие ребенка, формирование его созна­ния возможны лишь в процессе общения. Общаясь с ребен­ком, взрослый передает ему культурно-исторический опыт человечества, усвоение которого и составляет сущность про­цесса формирования человеческого сознания.

На ранних этапах развития передача культурно-историчес­кого опыта состоит в том, что взрослый раскрывает ребенку способы действия с теми или иными предметами (ложка, вилка, карандаш и пр.), ибо открыть эти способы самостоя­тельно ребенок не может. Овладевая способами действия с предметами и, тем самым, входя в мир человеческой куль­туры, ребенок обретает и человеческое сознание.

Отсюда не сложно понять, что любое первичное наруше­ние в разной степени и с разных сторон затрудняет процесс передачи и усвоения культурного опыта и тем самым замед­ляет процесс психического развития, формируя различные системные отклонения.

В процессе своего становления высшие психические функ­ции проходят последовательно две фазы - интерпсихичес­кую и интрапсихическую. Для первой фазы характерно то, что сама функция существует не самостоятельно и всецело не принадлежит ребенку, а в разделенном виде. Какая-то часть функции реализуется взрослым, а какая-то - ребен­ком. Только пройдя этот период, психическая функция ста­новится внутренней принадлежностью ребенка - т. е. переходит в интрапсихическую фазу. Говоря об этом, ста­новится понятна исключительная роль взрослого и обще­ния с ним ребенка в процессе формирования высших пси­хических функций. Любое первичное нарушение способно серьезно осложнить процесс общения ребенка со взрослым, тем самым замедляя темпы формирования высших психи­ческих функций. Не случайно неоднократно в научной литературе указывается на то, что в детском возрасте эле­ментарные психические функции чаще подвергаются по­вреждению, а высшие - недоразвитию. Описанные меха­низмы формирования системных отклонений можно обозначить как коммуникативные.

Еще один механизм формирования системных отклонений обозначается как депривационный.

Негативное влияние разных форм депривации на харак­тер психического развития ребенка известен давно. Свое­образие жизненной ситуации детей с отклонениями в раз­витии таково, что большинство из них неизбежно вынуждено находиться в депривационной ситуации дли­тельное время. Нарушения слуха, зрения, речи, опорно­-двигательного аппарата и пр. можно рассматривать как первичные клинические формы депривации, сами по себе замедляющие процесс возрастного развития. Но кроме это­го, для многих детей с отклонениями в развитии характер­ными являются ситуации социальной и эмоциональной депривации, типичные для образа их жизни, особенно в дошкольном детстве. Это дополнительно осложняет усло­вия их психического развития.

Наконец, следует указать на деятельностный механизм фор­мирования вторичных отклонений. Психика выступает в роли внутреннего регулятора внешней предметной деятель­ности. Именно поэтому нарушение процесса ее развития как первичное явление обязательно практически при всех фор­мах дизонтогенеза сказывается на развитии моторной сфе­ры, предметных действий и разных форм деятельности. Но тут же срабатывает и обратная связь. Сама психика, регули­руя внешнюю предметную деятельность изнутри, выступая в качестве ее внутреннего плана, в то же время только в этой предметной деятельности и формируется. Все новообразо­вания в процессе психического развития формируются лишь в рамках ведущего вида деятельности. Поэтому замедление в темпах формирования разных видов предметной деятель­ности является одной из причин отставания в развитии и возникновения вторичных отклонений.

Мы должны также назвать еще одно направление в процес­се формирования вторичных отклонений - назовем его речевым. Характеризируя основные свойства высших психических

функций, Л. С. Выготский указывал на прижиз­ненность их развития, осознанность и произвольность, а так­же на опосредствованный характер строения. В качестве опосредующего элемента в структуре высших психических функций выступает речь - внешняя и внутренняя, в зави­симости от этапа возрастного развития. Дальнейший ход рассуждений вполне ясен. Отставание в речевом развитии, характерное для разных форм дизонтогенеза, является еще одной из причин замедления формирования высших пси­хических функций.

Таким образом, возвращаясь к началу нашего анализа, мы можем сделать вывод о том, что само наличие первично на­рушенной функции автоматически не вызывает появления вторичных отклонений. Последние являются результатом ограничений в сфере общения, предметной деятельности, речевого развития, а также воздействия депривационного фактора. Но сказанное отнюдь не означает, что первичное нарушение вообще не причастно к появлению вторичных отклонений. Просто его «пусковое» влияние, помимо каче­ства, глубины и времени возникновения, во многом опос­редуется степенью включенности ребенка в сферу общения и деятельности. Вот почему при одном и том же первичном нарушении мы можем наблюдать разные вторичные откло­нения с точки зрения их выраженности и качественного разнообразия.

План семинарского занятия

•Какова роль общения в психическом развитии ребенка?
•Каким образом первичные нарушения способны ослож­нить процесс общения ребенка с отклонениями в разви­тии?
•Какова роль нарушения процесса формирования разных видов деятельности в появлении вторичных отклонений в развитии ребенка?
•Депривация и ее роль в формировании системных откло­нений.
•Роль семейного воспитания в формировании отклоне­ний в развитии.

Задания для самостоятельной работы (Темы докладов и рефератов)
•Роль биологических и социальных факторов в возник­новении системных отклонений.
•Роль гетерохронности и хроногенности в возникновении системных отклонений в психическом развитии.
•Соотношение модально-специфических и модально-не­специфических системных нарушений на разных этапах онтогенеза.
•Сущность процесса социализации и динамика возник­новения системных отклонений.
•Семейное воспитание и системные отклонения в психи­ческом развитии особого ребенка.
•Коррекционная работа и динамика возникновения сис­темных отклонений.

Литература
•Выготский Л. С. Основные проблемы дефектологии. М., 1996.
•Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 5. М., 1983.
•ИсаевД Н. Психология больного ребенка. СПб., 1996.
•Исаев Д Н. Психосоматические расстройства у детей.СПб., 2000.
•Клиническая психология. П.р. Б. Д. Карвасарского СПб. 2002.
•Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
•Максимова Н Ю. Курс лекций по детской патопсихоло­гии. Ростов-на-Дону, 2000.
•Семаго Н. я., Семаго М. М. Проблемные дети. М., 2000.