1.3. Опыт организации ранней помощи за рубежом и в России
Создание системы профилактики, ранней диагностики и коррекции
отклонений в развитии детей предполагает анализ и оценку опыта, накопленного
на протяжении 30 лет за рубежом, и первых шагов, сделанных Россией на этом пути
в настоящее время.
Уже в начале 70-х гг. XX в. США и страны Европы перешли к практике создания
различных систем и программ ранней помощи младенцам и их семьям. Первые создаваемые
программы были ориентированы на удовлетворение социальных потребностей нормально
развивающихся детей и детей с риском отставания в развитии от рождения до 3
лет. Это позволило характеризовать их как социально-педагогические программы
ранней помощи или раннего вмешательства («early intervention»).Службы ранней
помощи, например в США, ориентированные на помощь детям в семьях групп риска,
осуществляют свою деятельность по следующим направлениям: оценка уровня развития
ребенка; консультация семьи, специальная система образования родителей, организация
развивающей среды для младенцев; охват образованием различных сфер развития
младенца (социальных навыков, эмоционального развития, зрительного и слухового
восприятия, первых предметных действий, развития предпосылок понимания речи
и активной речи).
Службы, осуществляющие социально-педагогическую помощь проблемным детям младенческого
и раннего возраста, решают несколько иные задачи: выявление специальных образовательных
потребностей детей в связи с нарушениями развития в той или иной сфере (движений,
речи, слуха или зрительного восприятия и т.д.); развитие специальной системы
образования родителей, организация развивающей среды, адекватной специальным
потребностям младенцев с отклонениями в развитии; социальное и психологическое
сопровождение ребенка и семьи; координация всех видов помощи, оказываемой ребенку
и семье.
Эффективность работы служб ранней помощи в США принято оценивать по следующим
критериям:
время включения ребенка и семьи в практику ранней помощи -эффективным периодом
является период с первых дней жизни ребенка до трех месяцев;
интенсивность ранней помощи - чем активнее оказывается поддержка семье и ребенку,
тем значительнее результаты развития ребенка;
создание всех необходимых условий для развития возрастных навыков у малыша;
охват программой различных сфер развития ребенка;
учет индивидуальных различий детей в скорости и темпе освоения навыков;
поддержка окружающей среды, способствующей развитию ребенка.
Параллельно с социально-педагогически ориентированными службами ранней помощи
развивалась система раннего психотерапевтического воздействия или психотерапевтического
вмешательства, направленная на одновременную работу с родителями и младенцами.
В России при глубоком понимании необходимости экономической и гуманистической
целесообразности ранней помощи еще нет соответствующей целостной государственной
системы.
На этом пути в специальном образовании сделаны первые шаги. Впервые совместно
медиками и специалистами по специальной педагогике проведенные в 80-х гг. исследования
позволили создать единую государственную систему раннего выявления и специальной
помощи для одной категории детей - детей с нарушенной слуховой функцией первых
трех лет жизни.
В рамках созданной системы проведение медико-психолого-педагогических коррекционных
мероприятий начинается с момента диагностирования снижения слуха у малыша. Психолого-педагогическую
помощь дети с нарушенным слухом получают в сурдо-логических кабинетах (отделениях,
центрах), а также в создаваемых при специальных (коррекционных) образовательных
дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей группах надомного обучения
и кратковременного пребывания. В сурдологиче-ских кабинетах медико-психолого-педагогическая
коррекция детей первого года жизни осуществляется, как правило, 1 раз в месяц.
С года на ребенка, не посещающего специальное учреждение, выделяется 1 ч в неделю
для занятий с педагогом. В группах надомного обучения и кратковременного пребывания
наблюдение за детьми до года осуществляется, по возможности, дома; с года дети
могут посещать занятия специалиста 2-3 раза в неделю. Если родители живут далеко
от учреждения, оказывающего ребенку помощь, то они могут приезжать 2-3 раза
в год и в течение 1-2 недель посещать занятия ежедневно.
Организация раннего выявления и ранней коррекционной помощи детям с нарушенным
слухом может являться примерной моделью раннего вмешательства в развитие детей
с другими отклонениями в развитии (интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными,
двигательными, речевыми).
Наиболее разработанной региональной моделью ранней помощи семье и детям группы
риска с возможным отставанием в развитии может служить С.-Петербургская городская
социальная программа «Абилитация младенцев» (Е.В.Кожевникова и др., 1995;Р.Ж.Мухамедрахимов,
1997).