2.4.3. Школьная система специального образования
Дети школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности,
получают образование в соответствии со специальными образовательными стандартами
в различных образовательных учреждениях или на дому.
В течение XX в. складывалась система специальных (коррек-ционных)
образовательных учреждений, которые являются преимущественно школами-интернатами
и в которых в СССР и в России обучалось и обучается подавляющее большинство
детей школьного возраста с особыми образовательными потребностями.
В настоящее время существует восемь основных видов специальных
школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение
диагнозных характеристик в реквизиты этих школ (как это было раньше: школа для
умственно отсталых, школа для глухих и т. п.), в нормативно-правовых и официальных
документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру:
специальное (коррекционное) образовательное учреждение
I вида (школа-интернат для глухих детей);
специальное (коррекционное) образовательное учреждение
II вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей);
специальное (коррекционное) образовательное учреждение
III вида (школа-интернат для незрячих детей);
специальное (коррекционное) образовательное учреждение
IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей); специальное
(коррекционное) образовательное учреждение
V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи);
специальное (коррекционное) образовательное учреждение
VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата);
специальное (коррекционное) образовательное учреждение
VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в
обучении - задержкой психического развития);
специальное (коррекционное) образовательное учреждение
VIII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью).
Деятельность таких учреждений регламентируется постановлением
Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997г. № 288 "Об утверждении
Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении
для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии", а также письмом
Министерства образования РФ "О специфике деятельности специальных (коррекционных)
образовательных учреждений 1-УП1 видов".
В соответствии с этими документами во всех специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях реализуются специальные образовательные стандарты.
Образовательное учреждение самостоятельно, на основе специального образовательного
стандарта, разрабатывает и реализует учебный план и образовательные программы,
исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей
детей. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение может быть учреждено
федеральными органами исполнительной власти (Министерством образования РФ),
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (управлением,
комитетом, министерством) образования области, края, республики) и органами
местного (муниципального) самоуправления. Специальное (коррекционное) образовательное
учреждение может быть негосударственным.
В последние годы создаются специальные образовательные учреждения
и для других категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности:
с аутистическими чертами личности, с синдромом Дауна. Имеются также санаторные
(лесные) школы для хронически болеющих и ослабленных детей.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения финансируются соответствующим
учредителем.
Каждое такое образовательное учреждение несет ответственность за жизнь воспитанника
и обеспечение его конституционного права на получение бесплатного образования
в пределах специального образовательного стандарта. Всем детям обеспечиваются
условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции
в общество.
Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений
(за исключением школы VIII вида) получают цензовое образование (т.е. соответствующее
уровням образования массовой общеобразовательной школы: например, основное общее
образование, общее среднее образование). Им выдается документ государственного
образца, подтверждающий полученный уровень образования или свидетельство об
окончании специального (коррек-ционного) образовательного учреждения.
В специальную школу ребенка направляют органы управления образованием
только с согласия родителей и по заключению (рекомендации) психолого-медико-педагогической
комиссии. Также с согласия родителей и на основании заключения ПМПК ребенок
может быть переведен внутри специальной школы в класс для детей с умственной
отсталостью только после первого года обучения в ней. В специальной школе может
быть создан класс (или группа) для детей со сложной структурой дефекта по мере
выявления таких детей в ходе психолого-медико-педагогического наблюдения в условиях
образовательного процесса.
Помимо этого в специальной школе любого вида могут быть открыты
классы для детей с выраженными нарушениями в умственном развитии и сопутствующими
им другими нарушениями. Решение об открытии такого класса принимает педагогический
совет специальной школы при наличии необходимых условий, специально подготовленных
кадров. Главные задачи таких классов - обеспечение элементарного начального
образования, создание максимально благоприятных условий для развития личности
ребенка, получения им допрофессиональной или элементарной трудовой и социально-бытовой
подготовки с учетом его индивидуальных возможностей.
Ученик специальной школы может быть переведен для обучения в
обычную общеобразовательную школу органами управления образованием с согласия
родителей (или лиц, их заменяющих) и на основании заключения ПМПК, а также в
случае, если в общеобразовательной школе имеются необходимые условия для интегрированного
обучения.
Помимо образования специальная школа обеспечивает детям с ограниченными
возможностями здоровья и жизнедеятельности медицинское и психологическое сопровождение,
для чего в штате специальной школы имеются соответствующие специалисты. Они
работают в тесном взаимодействии с педагогическим персоналом, осуществляя диагностическую
деятельность, психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия, поддерживая
в специальной школе охранительный режим, участвуя в профконсультирова-нии. При
необходимости дети получают медикаментозное и физиотерапевтическое лечение,
массаж, закаливающие процедуры, посещают занятия лечебной физкультурой.
Процесс социального адаптирования, социальной интеграции помогает
осуществлять социальный педагог. Его роль особенно возрастает на этапе выбора
профессии, окончания выпускниками школы и перехода в послешкольный период.
Каждая специальная школа уделяет значительное внимание трудовой, предпрофессиональной
подготовке своих воспитанников. Содержание и формы подготовки зависят от местных
особенностей: территориальных, этнонациональных и культурных, от потребностей
местного рынка труда, возможностей воспитанников, их интересов. Сугубо индивидуально
выбирается профиль труда, включающий в себя подготовку к индивидуальной трудовой
деятельности.
Специальная школа I вида, где обучаются глухие дети, ведет образовательный
процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней
общего образования:
1-я ступень - начальное общее образование (в течение 5-6 лет
или 6-7 лет - в случае обучения в подготовительном классе);
2-я ступень - основное общее образование (в течение 5-6 лет);
3-я ступень - полное среднее общее образование (2 года, как правило, в структуре
вечерней школы).
Для детей, не получивших полной дошкольной подготовки, организуется
подготовительный класс. В первый класс принимаются дети с 7 лет.
Вся учебная деятельность пронизана работой по формированию и
развитию словесной устной и письменной речи, общения, умения воспринимать и
понимать речь окружающих на слухозрительной основе. Дети учатся использовать
остатки слуха для восприятия речи на слух и слухозрительно с использованием
звукоусиливающей аппаратуры.
С этой целью регулярно проводятся групповые и индивидуальные занятия по развитию
слухового восприятия и формированию произносительной стороны устной речи.
В школах, работающих на билингвистической основе, осуществляется
равноправное обучение языку словесной и языку жестовой речи, но учебный процесс
ведется на языке жестовой речи.
В составе специальной школы I вида организуются классы для глухих детей со сложной
структурой дефекта (умственной отсталостью, трудностями в обучении, слабовидящих
и др.).
Количество детей в классе (группе) не более 6 человек, в классах
для детей со сложной структурой дефекта до 5 человек.
Специальная школа II вида, где обучаются слабослышащие (имеющие частичную потерю
слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохшие дети (оглохшие
в дошкольном или школьном возрасте, но сохранившие самостоятельную речь), имеет
два отделения:
первое отделение - для детей с легким недоразвитием речи, связанным с нарушением
слуха;
второе отделение - для детей с глубоким недоразвитием речи, причиной которого
является нарушение слуха.
Если в процессе обучения возникает необходимость перевода ребенка
из одного отделения в другое (ребенку трудно в первом отделении или, наоборот,
ребенок во втором отделении достигает такого уровня общего и речевого развития,
которое позволяет ему учиться в первом отделении), то с согласия родителей и
по рекомендации ПМПК происходит такой переход. В первый класс в любое из отделений
принимаются дети, достигшие семилетнего возраста, если они посещали детский
сад. Для детей, которые по какой-либо причине не имеют соответствующей дошкольной
подготовки, во втором отделении организуется подготовительный класс.
Наполняемость класса (группы) в первом отделении до 10 человек,
во втором отделении до 8 человек.
В специальной школе II вида образовательный процесс осуществляется в соответствии
с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
1-я ступень - начальное общее образование (в первом отделении
4-5 лет, во втором отделении 5-6 или 6-7 лет);
2-я ступень - основное общее образование (6 лет в первом и во втором отделениях);
3-я ступень - среднее (полное) общее образование (2 года в первом и во втором
отделениях).
Развитие слухового и слухозрительного восприятия, формирование
и коррекция произносительной стороны речи проводятся на специально организованных
индивидуальных и групповых занятиях с использованием звукоусиливающей аппаратуры
коллективного пользования и индивидуальных слуховых аппаратов.
Развитие слухового восприятия и автоматизация навыков произношения продолжаются
на занятиях фонетической ритмикой и в различных видах деятельности, связанных
с музыкой.
Специальные школы III и IV видов предназначены для образования незрячих (III
вид), слабовидящих и поздноослепших (IV вид) детей. Вследствие незначительного
числа таких школ при необходимости может быть организовано совместное (в одном
учреждении) обучение незрячих и слабовидящих детей, а также детей с косоглазием
и амблиопией.
В специальную школу III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным
зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных
сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями,
ведущими к слепоте.
В первый класс специальной школы III вида принимают детей 6-7 лет, а иногда
и 8-9 лет. Наполняемость класса (группы) может быть до 8 человек. Общий срок
обучения в школе III вида 12 лет, за который ученики получают среднее (полное)
общее образование.
В специальную школу IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения
от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. При этом учитывается
состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения вблизи), формаи
течение патологического процесса. В эту школу могут быть приняты дети и с более
высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях
зрения, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на
близком расстоянии.
В эту же школу принимаются дети с косоглазием и амблиопи-ей, имеющие более высокую
остроту зрения (свыше 0,4).
В первый класс школы IV вида принимаются дети 6-7 лет. В классе (группе) может
быть до 12 человек. За 12 лет обучения в школе дети получают среднее (полное)
общее образование.
Специальная школа V вида предназначена для образования детей с тяжелыми нарушениями
речи и может иметь в своем составе одно или два отделения.
В первом отделении обучаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени
(алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также дети, имеющие общее недоразвитие
речи, сопровождающееся заиканием.
Во втором отделении учатся дети с тяжелой формой заикания при нормально развитой
речи.
Внутри первого и второго отделений с учетом уровня речевого развития детей могут
создаваться классы (группы), включающие воспитанников с однородными нарушениями
речи.
Если речевое нарушение устранено, ребенок может на основании заключения ПМПК
и с согласия родителей перейти в обычную школу.
В первый класс принимаются дети 7-9 лет, в подготовительный - 6-7 лет. За 10-11
лет обучения в школе V вида ребенок может получить основное общее образование.
Специальная логопедическая и педагогическая помощь оказывается ребенку в процессе
обучения и воспитания, на всех уроках и во внеклассное время. В школе предусмотрен
специальный речевой режим.
Специальная школа VI вида предназначена для образования детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата (двигательные нарушения, имеющие разные причины
и разную степень выраженности, детский церебральный паралич, врожденные и приобретенные
деформации опорно-двигательного аппарата, вялые параличи верхних и нижних конечностей,
парезы и парапарезы нижних и верхних конечностей).
Школа VI вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями
общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
1-я ступень - начальное общее образование (4-5 лет);
2-я ступень - основное общее образование (6 лет);
3-я ступень - среднее (полное) общее образование (2 года)
В первый класс (группу) принимают детей с 7 лет, однако допускается прием детей и старше этого возраста на 1-2 года. Для детей, не посещавших детский сад, открыт подготовительный класс.
Количество детей в классе (группе) не более 10 человек.
Специальная школа VII вида предназначена для детей, испытывающих стойкие затруднения
в обучении, имеющих задержку психического развития (ЗПР).
В школе VI вида установлен специальный двигательный режим.
Образование осуществляется в единстве с комплексной кор-рекционной работой,
охватывающей двигательную сферу ребенка, его речь и познавательную деятельность
в целом.
Образовательный процесс в этой школе осуществляется в соответствии с уровнями
общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:
1-я ступень - начальное общее образование (3-5 лет)
2-я ступень - основное общее образование (5 лет).
Дети принимаются в школу VII вида только в подготовительный, первый и второй
классы, в третий класс - в виде исключения. Те, кто начал учиться в обычной
школе с 7 лет, принимаются во второй класс школы VII вида, а начавшие учиться
в обычном образовательном учреждении с 6 лет могут быть приняты в первый класс
школы VII вида.
Дети, не имевшие никакой дошкольной подготовки, могут быть приняты в возрасте
7 лет в первый класс школы VII вида, а в возрасте 6 лет - в подготовительный
класс.
Количество детей в классе (группе) не более 12 человек.
У обучающихся в школе VII вида сохраняется возможность перехода в обычную школу
по мере коррекции отклонений в развитии, устранения пробелов в знаниях после
получения начального общего образования.
При необходимости уточнения диагноза ребенок может обучаться в школе VII вида
в течение года.
Специальную педагогическую помощь дети получают на индивидуальных и групповых
коррекционных занятиях, а также на логопедических занятиях.
Специальная школа VIII вида обеспечивает специальное образование для детей с
интеллектуальным недоразвитием. Обучение в этой школе не является цензовым,
имея качественно иное содержание. Основное внимание уделяется социальной адаптации
и профессионально-трудовой подготовке при освоении учениками доступного им объема
содержания образования по общеобразовательным предметам.
Обучение в школе VIII вида завершается экзаменом по трудовому обучению. Школьники
могут быть освобождены от экзаме-на (аттестации) по состоянию здоровья. Порядок
освобождения определяется Министерством образования и Министерством здравоохранения
Российской Федерации.
В школу VIII вида ребенок может быть принят в первый или подготовительный класс
в возрасте 7-8 лет. Подготовительный класс позволяет не только лучше подготовить
ребенка к школе, но и дает возможность уточнения диагноза в ходе образовательного
процесса и психолого-педагогического изучения возможностей ребенка.
Количество учеников в подготовительном классе не превышает 6-8 человек, а в
остальных классах - не более 12.
Сроки обучения в школе VIII вида могут быть 8 лет, 9 лет, 9 лет с классом профессиональной
подготовки, 10 лет с классом профессиональной подготовки. Эти сроки обучения
могут быть увеличены на 1 год за счет открытия подготовительного класса.
Если школа имеет необходимую материальную базу, то в ней могут быть открыты
классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой.
В такие классы переходят учащиеся, окончившие восьмой (девятый)
класс. Окончившие класс с углубленной трудовой подготовкой и успешно сдавшие
квалификационный экзамен получают документ о присвоении соответствующего квалификационного
разряда.
В школах VIII вида могут создаваться и функционировать классы для детей с глубокой
умственной отсталостью. Число детей в таком классе не должно превышать 5-6 человек.
Дети могут быть направлены в подготовительный (диагностический) класс. В течение
учебного года предварительный диагноз уточняется, и в зависимости от этого на
следующий год ребенок может быть либо направлен в класс для детей с тяжелыми
формами нарушения интеллекта, либо в обычный класс школы VIII вида.
Комплектование классов для детей с тяжелой формой интеллектуального
недоразвития проводится по трем уровням:
1-й уровень - в возрасте с 6 до 9 лет;
2-й уровень - с 9 до 12 лет;
3-й уровень - с 13 до 18 лет.
В такие классы могут быть направлены дети в возрасте до 12 лет,
пребывание их в системе школьного обучения до 18 лет. Отчисление из школы происходит
в соответствии с рекомендациями ПМПК и по согласованию с родителями.
В такие классы не принимаются дети с психопатоподобным поведением, эпилепсией
и другими психическими заболеваниями, требующими активного лечения. Эти дети
могут посещать консультативные группы вместе с родителями. Режим работы класса
(группы) устанавливается по договоренности с родителями. Процесс обучения осуществляется
в режиме прохождения каждым воспитанником индивидуального образовательного маршрута,
определяемого специалистами в соответствии с психофизическими возможностями
того или иного ребенка.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
и имеющих особые образовательные потребности, создаются специальные детские
дома и школы-интернаты в соответствии с профилем нарушений в развитии. Преимущественно
это детские дома и школы-интернаты для детей и подростков с интеллектуальным
недоразвитием и трудностями в обучении.
В случае, если ребенок не в состоянии посещать специальное (коррекционное) образовательное
учреждение, организуется его обучение в домашних условиях. Организация такого
обучения определяется постановлением Правительства Российской Федерации "Об
утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных
образовательных учреждениях" от 18 июля 1996 г. № 861.
В последнее время стали создаваться школы надомного обучения, персонал которых,
состоящий из квалифицированных спе-циалистов-дефектологов, психологов, работает
с детьми как в домашних условиях, так и в условиях частичного пребывания таких
детей в школе надомного обучения. В условиях групповой работы, взаимодействия
и общения с другими детьми ребенок осваивает социальные навыки, приучается к
обучению в условиях группы, коллектива.
Право на обучение в домашних условиях получают дети, заболевания
или отклонения в развитии у которых соответствуют указанным в установленном
Министерством здравоохранения РФ специальном перечне. Основанием для организации
надомного обучения является медицинское заключение лечебно-профилактического
учреждения.
К оказанию помощи в обучении детей на дому подключаются школа или дошкольное
образовательное учреждение, находящееся поблизости. На период обучения ребенку
предоставляется возможность бесплатного пользования учебниками, фондом библиотеки
школы. Педагоги и психологи школы оказывают консультативную и методическую помощь
родителям в освоении ребенком общеобразовательных программ. Школа обеспечивает
промежуточную и итоговую аттестацию ребенка и выдает документ о соответствующем
уровне образования. В аттестации принимают участие и педагоги-дефектологи, привлекаемые
дополнительно для ведения коррекционной работы. Если ребенок с особыми образовательными
потребностями обучается на дому, органы управления образованием компенсируют
родителям затраты на обучение в соответствии с государственными и местными нормативами
финансирования обучения ребенка в соответствующем типе и виде образовательного
учреждения.
Для обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков
со сложными, с тяжелыми нарушениями в развитии, с сопутствующими заболеваниями,
а также для оказания им комплексной помощи создаются реабилитационные центры
различных профилей. Это могут быть центры: психолого-медико-педагогической реабилитации
и коррекции; социально-трудовой адаптации и профориентации; психолого-педагогической
и социальной помощи; социальной помощи семье и детям, оставшимся без попечения
родителей и др. Задачей таких центров является оказание коррекцион-но-педагогической,
психологической и профориентационной помощи, а также формирование навыков самообслуживания
и общения, социального взаимодействия, трудовых навыков у детей с тяжелыми и
множественными нарушениями. В ряде центров ведется специальная образовательная
деятельность. Занятия в реабилитационных центрах строятся по программам индивидуального
или группового воспитания и обучения. Нередко центры оказывают консультативно-диагностическую
и методическую помощь родителям детей с особыми образовательными потребностями,
в том числе информационную и правовую поддержку.
Реабилитационные центры помогают образовательным учреждениям массового назначения,
если там обучаются и воспитываются дети с особыми образовательными потребностями:
ведут коррекционно-педагогическую работу и консультирование.Для
оказания логопедической помощи детям дошкольного и школьного возраста, имеющим
отклонения в развитии речи и обучающимся в образовательных учреждениях общего
назначения, работает логопедическая служба. Это может быть введение в штат образовательного
учреждения должности учителя-логопеда, создание в структуре органа управления
образованием логопедического кабинета или создание логопедического центра. Наиболее
широко распространенной формой стал логопедический пункт при общеобразовательном
учреждении. Основными задачами его деятельности являются: коррекция нарушений
устной и письменной речи; своевременное предупреждение неуспеваемости, обусловленной
речевыми нарушениями; распространение основных логопедических знаний среди педагогов
и родителейЗанятия на логопедическом пункте проводятся как в свободное от уроков
время, так и во время уроков (по согласованию с администрацией школы).
Дети с установленным диагнозом задержка психического развития
и обучающиеся в классах коррекционно-развивающего обучения получают логопедическую
помощь учителя-логопеда, прикрепленного к данному классу.
Ответственность за обязательное посещение логопедических занятий в логопедическом
пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и администрация школы.
В современных условиях интенсивного развития системы специальной психолого-педагогической
помощи идет поиск моделей специальных образовательных учреждений, наиболее отвечающих
современным социокультурным и экономическим условиям жизни страны и особым образовательным
потребностям обучающихся, и моделей, которые могли бы эффективно функционировать
в отдаленных от центра регионах страны, в условиях дефицита кадров специальных
педагогов и психологов, удовлетворяя все существующие образовательные и реабилитационные
потребности детей и подростков с отклонениями в развитии.
Развиваются новые модели специальных образовательных учреждений,
построенные на основе указанных выше типовых. Так, востребованной является такая
модель специального образовательного учреждения, которая наряду с функцией образования
(дошкольного и школьного) выполняет функции психолого-педагогического консультационного
центра, а также центра социальных услуг для малоимущих слоев населения, центра
образовательных услуг в получении начального профессионального образования.
Такие модели специальных образовательных учреждений функционируют сегодня и
на европейской территории России (например, в Москве, Новгороде, Ярославле,
С.-Петербурге), и на юге (в Махачкале), и в Сибири, и на Урале (в Магадане,
Красноярске, Екатеринбурге). Потребностям детей и подростков в оздоровительной
работе отвечают условия специальной (коррекционной) оздоровительной школы-интерната,
где воспитанникам предлагается комплексная программа, включающая дифференцированный
личностно-ориентированный образовательный процесс, осуществляемый в тесной связи
с индивидуализированной медико-реабилитационной поддержкой и социально-педагогической
помощью, а также обеспечен благоприятный психологический климат и комфортная
социокультурная среда образования в целом (Москва, школа-интернат № 65).
Существует модель современного образовательного учреждения для детей и подростков
с тяжелыми и множественными нару-шениями в развитии. Десятилетний опыт работы
такого образовательного учреждения (Псковский лечебно-педагогический центр)
показал возможность и необходимость включения в образовательное пространство
детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Существуют и другие варианты специальных образовательных учреждений, создаваемых
сегодня энтузиастами специальной педагогики сообразно возможностям местных социокультурных
условий, национальных и региональных особенностей.