3.7. Профессиональное образование и социальная адаптация
лиц с нарушенным слухом
Уровень и качество образования, получаемого глухим или слабослышащим
в школе, в значительной мере определяет их последующую жизнь, в том числе и
профессиональное самоопределение.
Если уровень образования достаточно высок, молодой человек с нарушенным слухом
может продолжить свое образование в системе начального, среднего или высшего
профессионального образования. За рубежом неслышащим предлагается широкий спектр
различных профессий. Ограничение накладывается только на приобретение тех профессий,
которые связаны с необходимостью общаться словесной речью, опираться в процессе
профессиональной деятельности на слух, а также тех, в которых имеет место нагрузка
на вестибулярный аппарат. Профессиональное образование ведется с опорой на сформированную
словесную речь глухого или слабослышащего с широким привлечением специальных
технических средств, в том числе компьютерных обучающих программ, или на основе
жестовой речи (с сурдопереводом).
В нашей стране перспективы получения профессионального образования лицами с
нарушенным слухом зависят не только от качества полученного в школе образования,
тяжести нарушения слуха, степени развития словесной речи, но и от влияния ближайшего
социального окружения, мнения и ожиданий семьи, школьных товарищей, а также
от готовности системы профессионального образования к включению в образовательный
поток неслышащих студентов.
Современные социальные проблемы (растущая безработица, отсутствие социальной
защищенности, конкуренция на рынке труда, проблемы трудоустройства лиц с ограниченной
трудоспособностью) требуют от молодежи более раннего жизненного и профессионального
самоопределения, высокой функциональной грамотности. Школа для глухих детей
может помочь в этом направлении путем политехнизации школьного образования,
целенаправленной профориентации, повышения качества общего образования и уровня
социальной адаптированности неслышащих.
Большую роль в этом играет система трудового обучения в школе глухих.
Выпускники школ для детей с нарушениями слуха приобретают специальности, обучаясь
на учебно-производственных предприятиях Общества глухих, в профтехучилищах,
колледжах, вузах и непосредственно на предприятиях. Предлагаемые сегодня неслышащим
профили профессиональной подготовки отстают от требований современного производства
и не учитывают возможностей и стремлений лиц с нарушением слуха. Преобладающими
профессиями для них остаются инженерно-технические. Реже они получают профессиональную
художественную, культурно-просветительную подготовку, профессиональную подготовку
в области физической культуры и спорта, а также экономическую, педагогическую
и медицинскую.
Социальная адаптация и интеграция человека с нарушенным слухом во многом зависят
от его социокультурной идентификации, т.е. от осознания себя членом того или
иного сообщества, субкультуры, определяющим фактором которой является язык.
Развитие и становление личности глухого может происходить в условиях субкультуры
жестового языка или в условиях сообщества слышащих, что соответственно окажет
решающую роль на формирование социокультурной идентификации. Однако необходим
и встречный процесс - то или иное сообщество, субкультура должны признать или
не признать этого человека «своим». Поэтому в реальной жизни социальная интеграция
неслышащих не всегда протекает без проблем: «говорящий глухой», не владеющий
жесто-вым языком, не всегда бывает принят в качестве «своего» в субкультуре
глухих, и он не всегда к ней стремится; в сообществе слышащих, несмотря на владение
словесной речью, его также не рассматривают в качестве «своего». Проблема социокультурной
идентификации и интеграции особенно остро встает в среде молодых людей в связи
с их жизненным самоопределением, созданием семьи, формированием круга друзей.