7.1. Понятие о сложном нарушении развития
К сложным нарушениям детского развития относят сочетание двух
или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития
и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание
умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата
и нарушений речи. В современной специальной литературе в номинации сложных нарушений
обозначаются только так называемые первичные нарушения, например слепоглухота.
Если в название включаются вторичные отклонения в развитии, как например в 'слове
«слепоглухонемота», где «немотой» обозначено отсутствие речи у ребенка, являющееся
лишь следствием его глухоты, социально обусловленным, т.е. вторичным нарушением,
то такой термин следует признать неточным и устаревшим.
В качестве синонимов термина «сложное нарушение» в литературе используются и
другие термины, равнозначные ему: «сложный дефект», «сложные аномалии развития»,
«сочетанные нарушения», «комбинированные нарушения» и все более утверждающийся
в последнее время - «сложная структура нарушения».