«...Процесс развития дефективного ребенка, - писал Л.С.Выготский
в 1929 г., - двояким образом социально обусловлен: социальная реализация дефекта
(чувство малоценности) есть одна сторона социальной обусловленности развития,
социальная направленность компенсации (курсив наш. - Я Я.) на приспособление
к тем условиям среды, что созданы и сложились в расчете на нормальный человеческий
тип, составляет ее вторую сторону. Глубокое своеобразие пути и способа развития
при общности конечных целей и форм у дефективного и нормального ребенка - вот
наиболее схематическая форма социальной обусловленности этого процесса» [3,
с. 15]. Как и все остальные люди, человек с ограниченными возможностями в своем
развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в
жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно
отличается от общепринятого в педагогике: физические и психические недостатки
меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет
развитие растущего человека.
Важнейшими задачами поэтому являются предупреждение возникновения вторичных
отклонений в развитии, их коррекция и компенсация средствами образования. Это
означает максимально полное удовлетворение возникших в связи с нарушением и,
следовательно, с ограничением специфических образовательных потребностей. Например,
для предотвращения негативных последствий развития у ребенка, потерявшего слух,
необходимо удовлетворение целого ряда возникших у него новых, отсутствовавших
раньше, образовательных потребностей: развитие остаточного слуха и обучение
пользованию этим остаточным слухом в образовательных, познавательных и коммуникативных
ситуациях; обучение восприятию обращенной к нему речи говорящего человека по
чтению с его губ; коррекционно-педагогическая поддержка и предотвращение распада
имеющейся у ребенка речи; обучение ориентированию и поведению в беззвуковом
пространстве и многое другое.
Следует помнить, что ограничение возможностей не является чисто количественным
фактором (т. е. человек просто хуже слышит или видит, ограничен в движении и
пр.). Это интегральное, системное изменение личности в целом, это «другой» ребенок,
«другой» человек, не такой, как все, нуждающийся в совершенно иных, чем обычно,
условиях образования для того, чтобы преодолеть ограничение и решить ту образовательную
задачу, которая стоит перед любым человеком. Для этого ему необходимо не только
особым образом осваивать собственно образовательные (общеобразовательные) программы,
но и формировать и развивать навыки собственной жизненной компетентности (социального
адаптирования): навыки ориентировки в пространстве и во времени, самообслуживание
и социально-бытовую ориентацию, различные формы коммуникации, навыки сознательной
регуляции собственного поведения в обществе, физическую и социальную мобильность;
восполнять недостаток знаний об окружающем мире, связанный с ограничением возможностей;
развивать потребностно-мотивационную, эмоционально-волевую сферы; формировать
и развивать способность к максимально независимой жизни в обществе, в том числе
через профессиональное самоопределение, социально-трудовую адаптацию, активную
и оптимистическую жизненную позицию. Обучение и воспитание органично взаимосвязаны
и взаимодополняемы в специальном образовательном процессе, протекающем в специальных
образовательных условиях, которые включают в себя:
наличие современных специальных образовательных программ (общеобразовательных
и коррекционно-развивающих);
учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход,
проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, применении
специальных методов и средств (в том числе и технических) образования, компенсации
и коррекции;
адекватную среду жизнедеятельности;
проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами (тифлопедагогами,
сурдопедагогами, олигофре-нопедагогами, логопедами) и психологическое сопровождение
образовательного процесса специальными психологами;
предоставление медицинских, психологических и социальных услуг.В зависимости
от степени ограничения возможностей и в первую очередь от сохранности интеллектуальных
возможностей, а также от качества и своевременности создания специальных образовательных
условий лица с особыми образовательными потребностями могут осваивать разные
уровни образования. Так, часть неслышащих, слабослышащих, позднооглохших, незрячих,
слабовидящих, лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, лиц с
нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения, лиц с тяжелыми нарушениями
речи способна не только к освоению общего среднего образования, но и к получению
среднего и высшего профессионального образования.
Лица с нарушениями интеллекта способны к элементарной общеобразовательной подготовке
и освоению профессий, не связанных с интенсивной интеллектуальной деятельностью
или со сложными коммуникативными процессами, позволяющих им вести самостоятельный
трудовой образ жизни и успешно адаптироваться в обществе.
Глубоко умственно отсталые лица, обучаясь по индивидуальным образовательным
программам, осваивают в большей мере соответствующие особенностям их развития
программы средово-го и социального адаптирования (гигиенические и элементарные
бытовые навыки, простейшие трудовые навыки).
Содержание специального образования, его воспитательного и обучающего компонентов
зависит не только от особенностей отклонений в развитии, но и от возрастного
периода, в котором находится растущий человек с ограниченными возможностями.
Специальное образование человека с ограниченными возможностями - глубоко индивидуальный
и специфичный процесс, объем, качество и конечные результаты которого определяются
характером отклонения (или отклонений) в развитии, сохранностью анализаторов,
функций и систем организма; временем возникновения и тяжестью нарушения; социокультурными
и этнокультурными условиями жизнедеятельности ребенка и его семьи; желанием
и возможностями семьи участвовать в процессе специального образования; возможностями
и готовностью окружающего социума, системы образования к выполнению всех требований
и созданию всех условий для специального образования; уровнем профессиональной
компетенции педагогов и психологов, работающих с ребенком и его семьей.
Любой гражданин Российской Федерации имеет гарантированное право и равные возможности
образования (ст. 43 Конституции Российской Федерации), в том числе и специального
образования. Условия их осуществления определяются образовательным стандартом.
Существуют образовательные нормативы, определяемые с учетом физических и психических
особенностей и ограничений развития обучающихся, которые называются государственным
стандартом общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья,
или специальным образовательным стандартом [5]. В качестве государственной нормы
образованности в стандарте представлена система основных параметров. Она отражает,
с одной стороны, представления современного общества о необходимом уровне образования
данной категории лиц, а с другой стороны, учитывает возможности реальной личности
в достижении этого уровня.
Стандарт специального образования применительно к каждой категории лиц с особыми
образовательными потребностями отражает требования к общеобразовательной подготовке,
коррек-ционно-развивающей работе, профилактической и оздоровительной работе,
а также к трудовой и начальной профессиональной подготовке.
При разработке требований стандарта учитываются как общие для всех категорий
лиц с особыми образовательными потребностями недостатки развития, так и особенности,
характерные только для какой-либо определенной категории.
К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с особыми образовательными
потребностями, относятся:
замедленное и ограниченное восприятие;
недостатки развития моторики;
недостатки речевого развития;
недостатки развития мыслительной деятельности;
недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность;
пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;
недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость
от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и заниженная или
завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).
Для преодоления этих недостатков вносятся изменения в содержание общеобразовательных
предметов, проводится их корректировка. Например, вводятся пропедевтические
разделы, позволяющие восполнить недостающие у детей с особыми образовательными
потребностями знания и представления об окружающем мире. Для отдельных категорий
детей, обладающих особой спецификой развития, предусматривается оригинальное
содержание общеобразовательных предметов, например для учащихся с нарушенным
интеллектом.
Для преодоления последствий первичных нарушений развития (при отсутствии и неполноценности
зрительного или слухового восприятия, системном недоразвитии речи, поражении
речевых зон коры головного мозга и др.) в содержание специального образования
включены специфические учебные предметы, которых нет в содержании обычного школьного
образования. Так, в содержании образования слепых детей предусмотрены занятия
по обучению ориентировке в пространстве и развитию мобильности; для детей с
нарушенным слухом предусмотрены занятия по развитию остаточного слуха и формированию
устной речи, включены уроки предметно-практической деятельности, направленные
на развитие словесной речи в ее коммуникативной функции в процессе деятельности
и др.
Стандарт специального образования учитывает также степень выраженности нарушения
и соответственно ограничения возможностей (например, стандарт образования для
незрячих, и отдельно -стандарт для слабовидящих, стандарт для неслышащих, и
отдельно - стандарт для слабослышащих), а также возможность сочетания с другим
нарушением развития (например, сочетание нарушения зрения с нарушением интеллекта
или нарушения слуха с нарушением зрения и др.).
В стандарте учитываются не только индивидуальные особенности развития той или
иной категории лиц с особыми образовательными потребностями, но и специфика
социокультурных и этнокультурных условий их проживания. Поэтому стандарт имеет
две части: федеральную, т.е. общую для всей страны, и национально-региональную,
разрабатываемую применительно к конкретным условиям и особенностям образования
лиц с ограниченными возможностями на той или иной территории России.
Стандарты специального образования ориентированы на растущего человека с ограниченными
возможностями на протяжении всего периода его становления и социализации, т.
е. с первых месяцев жизни до зрелого возраста. Проблема стандартизации специального
образования в нашей стране является новой, и в соответствии со сложившимися
в советской дефектологии традициями наиболее разработанной к настоящему времени
является та его часть, которая относится к школьному периоду специального образования,
представленная выше в качестве примера.