Принципы - это система наиболее общих, существенных и устойчивых
требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного
процесса и управления познавательной деятельностью лиц с особыми образовательными
потребностями.
Специальная педагогика опирается на соответствующие общепедагогические принципы
организации образования и управления познавательной деятельностью, однако их
реализация в системе специального образования имеет закономерное своеобразие.
Собственные принципы специальной педагогики отражают важнейшие, концептуальные
положения специального образования лиц с особыми образовательными потребностями.
Эти принципы являются специфическими для специальной педагогики.
Принцип педагогического оптимизма
Принцип педагогического оптимизма обусловлен, с одной стороны, уровнем современного
научного и практического знания о потенциальных возможностях лиц с особыми образовательными
потребностями и, с другой стороны, представлениями о современных педагогических
возможностях абилитации и реабилитации детей и взрослых с нарушениями в развитии.
Этот принцип основывается на современном гуманистическом мировоззрении, признающем
право каждого человека независимо от его особенностей и ограниченных возможностей
жизнедеятельности быть включенным в образовательный процесс.
Специальная педагогика исходит из того, что учиться могут все дети. При этом
под способностью к обучению понимается не только и не столько традиционно понимаемое
в педагогике освоение знаний по общеобразовательным предметам, сколько способность
к освоению любых, доступных ребенку, социально и лично-стно значимых навыков
жизненной компетенции, обеспечивающих его адаптацию в окружающей среде и способствующих
самостоятельной и независимой жизнедеятельности. Лица с особыми образовательными
потребностями, как правило, учатся медленнее, но они могут учиться и достигать
высоких результатов.
Принцип педагогического оптимизма опирается на идею Л.С.Выготского о «зоне ближайшего
развития» ребенка, свидетельствующую о ведущей роли обучения в его развитии
и позволяющую прогнозировать начало, ход и результаты индивидуальной коррекционно-развивающей
программы. Специальный педагог строит коррекционно-педагогическую работу с ребенком,
опираясь не только на имеющийся актуальный уровень развития, но и зная и учитывая
потенциальные возможности ребенка, имея установку на положительный результат
обучения.
Принцип педагогического оптимизма не принимает теорию «потолка», согласно которой
развитие человека с ограниченными возможностями здоровья застывает как бы на
достигнутом уровне, выше которого он не в состоянии подняться. Согласно этой
теории не все категории детей с отклонениями в развитии способны к обучению.
Следствием этой теории является существование в нашей стране и сегодня категории
так называемых «необучаемых детей».
Современная специальная педагогика утверждает, что необучаемых детей нет. Педагогическое
искусство и современные кор-рекционно-образовательные технологии, любовь к ребенку,
терпение и настойчивость могут творить чудеса. Об этом свидетельствует современный
положительный опыт обучения так называемых «необучаемых» детей с тяжелыми и
множественными нарушениями в развитии.
Принцип педагогического оптимизма предполагает иной взгляд на человека с особыми
образовательными потребностями. Это неущербный, социально малоценный индивид.
Это благополучно развивающаяся и социально полноценная личность, если этого
хочет общество, если оно может обеспечить для этого необходимые условия.
Принцип ранней педагогической помощи
Современная специальная педагогика считает одним из ключевых условий успешной
коррекционно-педагогической помощи обеспечение раннего выявления и ранней диагностики
отклонений в
азвитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей. Современное
специальное образование предусматривает максимальное сокращение разрыва между
моментом выявления первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной
коррекционно-педагогической помощи, расширяя временные границы предоставления
специальных образовательных услуг с первых месяцев и на протяжении всей жизни
человека.
До начала 60-х гг. XX столетия необходимость оказания коррекционно-педагогической
помощи ребенку обнаруживалась лишь тогда, когда он приходил в школу и не справлялся
с программой школьного обучения. В значительной степени это было связано с разобщенностью
и отсутствием единства действий медицинских и педагогических структур, необязательностью
дошкольного образования (в отличие от школьного всеобуча), недостаточной информированностью
родителей о педагогических возможностях помощи их ребенку.
Из психологии известно, что в развитии ребенка существуют так называемые сензитивные
периоды, т.е. периоды наиболее благоприятного, легкого и быстрого развития определенных
психических процессов. Эти периоды недолговременны, и если по каким-либо причинам
в этот период не сформировалась предполагаемая структура (отсутствовала адекватная
окружающая среда или особенности индивидуального развития ребенка не способствовали
этому), то по его окончании в дальнейшем потребуется много специальных усилий
для того, чтобы ее сформировать. Многие сензитивные периоды, играющие решающую
роль для последующего развития ребенка, приходятся на ранний и дошкольный возраст.
Если, например, у ребенка с рождения отсутствует или нарушен слух и не предпринимались
своевременно специальные педагогические меры для создания условий для речевого
развития в первые месяцы и годы жизни, то сензитивныи период развития речи проходит
у него впустую, а начатая в более поздние сроки коррекци-онно-педагогическая
работа уже не будет столь эффективной. Кроме того, нарушение процесса формирования
и развития речи замедлит развитие познавательных процессов, вызовет своеобразное
развитие всей психической деятельности, негативно скажется на процессе общения
и взаимодействия с окружающими, отразится на развитии личности ребенка в целом.
Современная наука обладает необходимыми диагностическими и коррекционно-педагогическими
технологиями, позволяющими предотвратить негативные тенденции развития детей
раннего возраста, имеющих различные нарушения - сенсорные, интеллектуальные,
эмоциональные, двигательные, речевые.
Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования
Этот принцип предполагает опору на здоровые силы обучающегося, воспитанника,
построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов,
функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития
(т.е. природосообразно). Коррекционная работа, направленная на исправление или
ослабление недостатков психо-физи-ческого развития (например, коррекция недостатков
речи, произвольных движений, пространственной ориентации и пр.), создает дополнительные
возможности для процесса компенсации утраченных или неполноценных функций или
систем организма. Образование и развитие ребенка с ограниченными возможностями
строится, таким образом, в соответствии с его специфическими природными возможностями
и на их основе.
Из физиологии известно о возможности определенной компенсации утраченной функции
(анализатора, органа или системы организма) за счет перестройки других сохранных.
Поэтому процесс образования человека с особыми образовательными потребностями
строится с опорой на сохранные функции. Часто это необычное с точки зрения общепринятых
норм замещение (или компенсация), однако компенсаторные возможности человеческого
организма настолько велики, многообразны, что в специальной педагогике существует
мощный арсенал компенсаторных подходов, позволяющий оказывать педагогическую
помощь человеку в самых, казалось бы, безнадежных ситуациях, возвращая его в
образовательное пространство. Незрячие люди могут научиться читать с помощью
кончиков пальцев; неслышащие - понимать по губам говорящего обращенную к ним
речь и полноценно общаться на языке жестовой речи; лица, утратившие способность
действовать руками, - писать, шить и вязать, рисовать используя функции других
частей тела.
Коррекционно-компенсирующая направленность образования обеспечивается современной
системой специальных технических средств обучения и коррекции, компьютерными
технологиями, особой организацией образовательного процесса. Она отражена в
содержании, методах, организации и организационных формах специального образования.
Так, это меньшая наполняемость классов в школе, увеличенные сроки обучения,
охранительный лечебно-педагогический режим, наличие индивидуальных занятий,
специальные предметы (уроки) для коррекционной и компенсирующей работы, специальные
методы и приемы учебной и обучающей деятельности и многое другое.Принцип социально-адаптирующей
направленности образования
Коррекция и компенсация недостатков развития рассматриваются в специальном образовательном
процессе не как самоцель, а как средство обеспечения человеку с ограниченными
возможностями жизнедеятельности максимально возможной для него самостоятельности
и независимости в социальной жизни.
Социально-адаптирующая направленность специального образования позволяет преодолеть
или значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры
социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей
человека социокультурной среде, помочь найти ту социальную нишу, в которой недостаток
развития и ограничение возможностей максимально компенсировались бы, позволяя
вести независимый социально и материально достойный человека образ жизни.
Социально-адаптирующая направленность специального образования обеспечивается
содержанием его стандартов, формами и средствами коррекционно-образовательного
процесса, которые предусматривают долговременную и сложную систему коррекционно-педагогической
и психологической работы по освоению воспитанником необходимых для участия в
социальной жизни норм поведения и жизнедеятельности, а также выработку соответствующих
навыков и привычек в максимально доступной для данного человека мере, начиная
от элементарных гигиенических, коммуникативных, бытовых навыков и заканчивая
сложными социальными навыками, нравственно-этическими, философскими, социокультурными
и иными взглядами и убеждениями.
Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования
Нормально развивающийся ребенок с первых месяцев жизни, находясь в языковой
среде и активно взаимодействуя с предметным и социальным окружением, обладает
всеми необходимыми условиями для развития речи и мышления, формирования речевого
поведения, освоения коммуникативных умений.
Традиционное обучение в массовых образовательных учреждениях адресовано детям
с развитой словесной речью. Обычный ребенок приходит в школу уже обладая системой
житейских понятий, во взаимодействии с которой постепенно формируются научные
понятия, развивается словесно-логическое мышление. На основе словесной речи
продолжает развиваться общение, в значительной степени на основе словесной речи
регулируется поведение.
Любое нарушение умственного или физического развития отрицательно сказывается
на развитии у ребенка и мышления, и речи, и умения общаться.
Свои специфические проблемы в развитии речи, мышления, коммуникации существуют
у всех категорий детей и подростков с ограниченными возможностями, поэтому важнейшей
общей для них образовательной потребностью является потребность в кор-рекционно-педагогической
помощи по развитию речи, мышления и общения. Это необходимое условие реализации
специального образования и успешной социокультурной адаптации человека с ограниченными
возможностями.
Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании
Определяющая роль деятельности в становлении и развитии личности общеизвестна.
Деятельностный принцип в специальной педагогике опирается на существующее в
психологии понятие «ведущая деятельность». Предметно-практическая деятельность
в системе специального образования является специфическим средством обеспечения
компенсаторного развития ребенка с любым отклонением в развитии (инструментом
коррекции и компенсации нарушенных психических функций), пропедевтики необходимых
элементов образования и трудовой деятельности. То, чему обычного ребенка можно
научить на словах, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится
доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной
и направляемой педагогом.
У детей с отклонениями в развитии отсутствуют или недостаточно развиты такие
имеющиеся у нормально развивающегося ребенка структуры, как житейский опыт,
соответствующие житейские представления, понятия и практические умения. Нет
у них и необходимого и достаточного для освоения общеобразовательных предметов
понятийного багажа. Специальная педагогика, реализуя психологическую теорию
о деятельностной детерминации психики и следуя принципу единства образования
с развитием языка, мышления и коммуникации, организует образовательный процесс
на наглядно-действенной основе. Многочисленными научными исследованиями доказано,
что предметно-практическая деятельность, в процессе которой успешно развиваются
высшие психические функции ребенка: восприятие, речь и общение, мышление, память,
эмоции, мотивация, - является мощным коррекци-онно-компенсирующим педагогическим
средством в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
В специальном образовании распространена коллективная предметно-практическая
деятельность под руководством педагога(работа «парами», «бригадами» и др.),
которая создает естественные условия (среду) для мотивированного речевого общения,
постоянно воспроизводя потребность в таком общении. Общение, в свою очередь,
развиваясь, способствует овладению языком во всех его функциональных составляющих,
мыслительными операциями, различными ситуациями общения и социального взаимодействия.
Предметы, которыми оперируют дети, создают устойчивую мотивацию деятельности
и являются источником недостающих детям знаний об окружающем их предметном мире,
о назначении этих предметов и способах действий с ними.
Предметно-практическая деятельность позволяет, опираясь на здоровые силы и сохранные
возможности ребенка, развивать сен-сомоторную основу высших психических функций,
в первую очередь языка и мышления, компенсировать недостаточность жизненного,
практического (деятельностного) опыта, создавать естественные условия для развития
навыков ситуативно-деятельно-стного и других видов общения, обеспечивать устойчивую
мотивацию общения и деятельности в процессе обучения, овладевать навыками социального
взаимодействия.
Принцип деятельностного подхода к образованию применим к любой категории детей
с особыми образовательными потребностями и находит свою реализацию не только
при проведении специальных коррекционных занятий. Он осуществляется и на уроках
по общеобразовательным предметам и, конечно, в процессе воспитания.
Принцип дифференцированного и индивидуального подхода
Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он
направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные
особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента
и соответственно характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень
сформированности знаний и навыков, работоспособность, умение учиться, мотивацию,
уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.), так и его специфические
особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.
Индивидуальный подход позволяет не только вести коррекци-онно-педагогическую
работу в целом, но и специально уделять внимание отдельным выраженным недостаткам
развития каждого ребенка путем избирательного использования необходимых в данном
случае методов и средств.
Принцип индивидуального подхода позволяет не исключать из образовательного процесса
детей, для которых общепринятые способы коррекционного воздействия оказываются
неэффективными. Благодаря индивидуальному подходу становится возможным развитие
детей с тяжелыми и множественными нарушениями через иное, доступное для них
содержание обучения, через особый его темп и организацию, использование специфических
приемов и способов коррекционно-педагогической работы.
Дифференцированный подход к детям и подросткам с особыми образовательными потребностями
в условиях коллективного учебного процесса обусловлен наличием вариативных типологических
особенностей даже в рамках одной категории нарушений. Так, в одном и том же
классе или группе могут обучаться умственно отсталые дети с различными особенностями
проявления этого нарушения, с возможными дополнительными отклонениями в развитии.
Они будут отличаться между собой по учебно-познавательным возможностям, степени
познавательной активности, по специфике особых образовательных потребностей
в целом. В связи с этим педагог организует коррекционно-образовательный процесс
дифференцированно, исходя из наличия в классе однородных по своим характеристикам
микрогрупп, через различные для каждой из них содержание и организацию учебно-коррекционной
работы, ее темп, объем, сложность, методы и приемы работы, формы и способы контроля
и мотивации учения. Деление обучающихся на микрогруппы условно и непостоянно:
по мере продвижения вперед дети могут переходить в микрогруппу более высокого
уровня.
Реализуя принцип дифференцированного и индивидуального подхода, учебные программы
и учебники системы специального образования указывают вариативные возможности
освоения программного материала, предусматривают разные уровни трудности с учетом
разных групп, обучающихся внутри класса или группы.
Принцип необходимости специального педагогического руководства
Учебно-познавательная деятельность ребенка с любым отклонением в развитии отличается
от учебно-познавательной деятельности обычного ребенка, так как имеет особое
содержание, глубокое своеобразие протекания и нуждается в особой организации
и способах ее реализации/ Она направлена на коррекционно-ком-пенсирующее преобразование
различных психических функций и удовлетворение особых образовательных потребностей
ребенка в соответствии с его недостатком.
Особенности развития обучающихся заставляют вносить специфические изменения
в содержание и способы их учебно-познавательной деятельности. Так, нарушения
перцептивной деятельности вызывают необходимость перекодировки или особого структурирования
учебной информации в соответствии с познавательными возможностями детей; нарушения
мыслительной деятельности требуют такой организации обучения, в которой обеспечивается
формирование конкретной (чувственной и действенной) основы умственных действий;
потребность в компенсаторных путях и механизмах развития требует от специального
педагога выбора возможных направлений кфрекционно-педагогического воздействия
и отбора адекватного содержания и средств компенсаторного развития.
Естественно, что только специальный цедагог, зная закономерности и особенности
развития и познавательных возможностей данного ребенка, с одной стороны, и возможные
пути и способы коррекционной и компенсирующей помощи ему - с другой, может организовать
процесс учебно-познавательной деятельности и управлять этим процессом. В большинстве
случаев вследствие глубокого своеобразия развития детей с особыми образовательными
потребностями самостоятельная учебно-познавательная деятельность их затруднена
или не возможна.