«Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен
быть уровень образования учителя», - писал в начале XX в. известный немецкий
педагог-дефектолог П. Шуман.
Германия не только первой в истории педагогики начала профессиональную подготовку
учителей для общеобразовательной школы, когда открылась первая в Европе учительская
семинария, но и первой (1812) открыла курсы подготовки учителей общеобразовательной
школы при Берлинской королевской школе глухонемых для обучения детей с особыми
образсютельными потребностями. В России подготовка педагогов-дефектологов (сурдопедагогов
и логопедов) началась в С.-Петербурге в 1898 г. также с открытия постоянно действующих
годичных курсов. Но прежде понадобилось боле двух столетий практической педагогической
деятельности энтузиастов, среди которых были не только педагоги, но и врачи,
лингвисты, священнослужители, чтобы стала понятной необходимость дополнительной,
специальной профессиональной подготовки учителя, обучающего ребенка с отклонением
в развитии.
Сегодня многие высшие учебные заведения предлагают программы профессиональной
подготовки педагогов-дефектологов и специальных психологов. Так, в США действует
национальная система (сеть) подготовки, переподготовки и повышения квалификации
учителей для специального образования, насчитывающая более 230 программ. В западноевропейской
системе педагогического образования помимо программ подготовки специальных психологов
и педагогов в университетах существует обязательная подготовка учителя общеобразователшой
школы по специальной педагогике (минимальный курс - 108-120 часов), которую
должен пройти каждый будущий учитель,,
В России к концу XX в. насчитывалось около 30 подразделений (факультетов, кафедр)
в педагогических университетах, предлагавших программы подготовки в основном
по двум специальностям «логопедия» и «олигофренопедагогика» с преобладанием
специальности «логопедия».
Одновременно в системе специального образования России работают более 200 тыс.
педагогов, из которья (кроме столичных городов) лишь около 10% имеют образование
педагога-дефекто-лога (для сравнения: в европейских странах и США 95-98% работающих
с детьми с особыми образовательными потребностями имеют диплом педагога-дефектолога).
Как и обычные дети, ребенок с особыми образовательными потребностями имеет право
на получение квалифицированной педагогической помощи, которую может оказывать
только специально подготовленный педагог-дефектолог. Для успешной педагогической
деятельности в структуре специального образования абсолютно недостаточно обычной
педагогической подготовки.
Профессиональная деятельность педагога-дефектолога выходит за рамки традиционной
учительской деятельности, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами
социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической,
психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами «не учительской»
деятельности, будучи направленной к одной цели - содействию человеку с ограниченными
возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами
специального образования.
Современное педагогическое образование содержит широкий спектр соответствующих
педагогических специальностей:
тифлопедагогика - с получением квалификации педагога слепых и слабовидящих (тифлопедагог);
сурдопедагогика - с получением квалификации педагога глухих и слабослышащих
(сурдопедагог);
олигофренопедагогика - с получением квалификации педагога для работы с лицами,
имеющими различные виды и формы нарушений умственного развития от незначительных
до самых тяжелых (олигофренопедагог);
логопедия - с получением квалификации логопеда;
специальная дошкольная педагогика - с квалификацией педагога для работы с детьми
дошкольного возраста с отклонениями в развитии.
Для обеспечения лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности
психологическим сопровождением готовятся психологи по специальности специальная
психология.
В педагогических колледжах можно получить специальность воспитателя дошкольного
или школьного (школы-интерната) специального образовательного учреждения для
детей с особыми образовательными потребностями.
Приобретение этих педагогических специальностей позволяет работать с разными
категориями лиц, имеющими отклонения в развитии в пределах данной типологической
группы, начиная с дошкольного возраста и заканчивая социально-педагогической
работой со взрослыми. Многочисленные специализации в рамках той или иной специальности
позволяют оказывать квалифицированную коррекционно-педагогическую помощь детям
и взрослым с комбинированными нарушениями.
Педагоги-дефектологи работают в специальных образовательных учреждениях (дошкольных,
школьных, в учреждениях профессионального образования), в психолого-медико-социальных,
реабилитационных, консультативно-диагностических центрах, психолого-медико-педагогических
консультациях, на логопедических пунктах, а также в образовательных учреждениях
общего назначения, в детских домах и школах-интернатах для ведения коррекци-онно-педагогической
работы с разными категориями обучающихся и воспитанников; они могут вести индивидуальное
обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии в домашних условиях.
Особенно возрастает потребность у образовательных учреждений общего назначения
в специальных психологах и педаго-гах-дефектологах в условиях развития интеграции
и дифференцированного подхода к обучающимся в массовом образовательном учреждении.
Для педагога-дефектолога (особенно олигофрено-педагога) в силу специфики его
профессионального образования не составляет труда компетентно организовать процесс
обучения и воспитания детей в классах коррекционно-развивающего и компенсирующего
обучения, особенно тогда, когда учитель массовой школы сам испытывает затруднения
в обучении детей с признаками школьной дезадаптации. Педагог-дефектолог получает
для этого глубокое и разностороннее образование. Системообразующим критерием
комплекса научных и практических знаний педагога-дефектолога выступает антропологический
принцип. Этот принцип определяет отбор и интеграцию всех необходимых знаний
о человеке и его социализации в норме, а затем и при отклонениях в развитии
в контексте специальной педагогики, с последующей внутридисциплинарной конкретизацией
применительно к той или иной специальной предметной области (например, олигофренопедагогика,
сурдопедагогика и т.д.), самые общие представления о которых изложены в разделах
I и III настоящей книги.
Педагог-дефектолог - это человек с особым складом души, деятельный, инициативный,
энергичный, уверенный в успешном результате своей профессиональной деятельности,
доброжелательный и тактичный. Для него характерна гуманная оценка роли человека
в современном мире, в том числе и человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Профессиональное мировоззрение педагога-дефектолога является результатом осмысления
и личностной оценки процессов, происходящих в социальной и духовной жизни и
влияющих на место и роль людей с особыми образовательными потребностями в жизни
общества.
Оптимизм профессионала проявляется в его социально активном отношении и к субъекту
педагогического воздействия (ребенку или взрослому с ограниченными возможностями),
и к нормальному большинству общества - среде, в которую должны включаться воспитанники
педагога-дефектолога, и к себе самому как активной личности и решающему фактору
положительных перемен в жизни людей с проблемами.
Профессиональный опыт педагога-дефектолога обеспечивает ему квалифицированную
профессиональную деятельность в различных коллективах, социальных группах -
учащихся, воспитанников и их родителей, студентов, коллег, молодежных групп,
конфессиональных и общественных (в том числе родительских) организаций, обществ,
объединений и др.
Сферами профессиональной, деловой компетенции педагога-дефектолога являются:
профилактическая работа, педагогическая диагностика и консультирование, специальное
педагогическое просвещение, участие в психологической и психотерапевтической
помощи, образовательная и социально-педагогическая деятельность, организация
и руководство образованием, преподавание в вузе или среднем специальном педагогическом
учебном заведении, научно-исследовательская деятельность в области специальной
педагогики.
Педагог-дефектолог никогда не ограничивается рамками своих должностных обязанностей.
Сфера его профессиональной деятельности такова, что ему часто приходится быть
инициатором и активным участником социальных акций милосердия, благотворительности,
защиты прав лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Педагог-дефектолог учится всю жизнь. Он развивает и совершенствует свой профессиональный
опыт и щедро делится им с коллегами, единомышленниками, родителями детей с ограниченными
возможностями.
Профессиональная деятельность педагога-дефектолога относится к числу тех, которые
сопряжены с профессиональными вредностями, оказывающими отрицательное влияние
на состояние здоровья. В связи с этим существуют противопоказания к данному
виду труда для тех, кто имеет отклонения в состоянии здоровья и значительное
несоответствие личной психограммы профессиональной психограмме педагога-дефектолога.
Труд педагога-дефектолога предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья
органов зрения, слуха, нервной, сердечно-сосудистой и иммунной систем.
Необходимы физическая выносливость, высокая сопротивляемость инфекционным заболеваниям,
устойчивое психическое здоровье; при наличии нарушения слуха должна быть обеспечена
его полная компенсация в социальном плане (речь, мышление, общение). Специалистам
и, безусловно логопедам, необходимо иметь правильную речь и бездефектное произношение
звуков.
Важнейшие черты профессионального характера педагога-дефектолога - доброта,
ответственность, оптимизм, терпение, эмпа-тия, энергичность, увлеченность своей
работой, верность жизненным интересам людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности,
уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность.
Немного найдется профессий, результаты деятельности в которых приравнивались
бы к чуду. Когда, словно по волшебству, отступают трагизм и безысходность жизненной
перспективы для ребенка и его семьи, когда ребенок может жить нормальной детской
жизнью - играть и учиться, общаться с родителями и дружить со сверстниками,
выступать на школьной сцене, мастерить и рисовать, готовиться быть взрослым,
нужным своей стране человеком.
Профессиональная деятельность педагога-дефектолога сродни тому чуду, о котором
написано .в Новом Завете:
«Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку.
Иисус, отведши его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув,
коснулся языка его;
И воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», то есть «отверзись».
И тотчас отверзся у него слух, и разрешились узы его языка, и стал говорить
чисто...
И чрезвычайно дивились и говорили: все хорошо делает:
И глухих делает слышащими и немых - говорящими» (Новый Завет // От Марка, гл.
7; ст. 32, 33, 34, 35, 37).