1.3.1. Классификации нарушений Множественность вариаций нарушений у человека затрудняет создание
их универсальной классификации. Нарушение, недостаток развития может возникнуть
внезапно после несчастного случая, болезни, а может развиваться и усиливаться
на протяжении длительного времени, например, вследствие воздействия неблагоприятных
факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хронического заболевания.
Недостаток, нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими
и (или) педагогическими средствами или уменьшаться в своем проявлении.
Как было установлено в предыдущем разделе, в качестве универсального, собирательного,
применяемого в широком смысле термина, обозначающего недостаток физической или
психической сферы человека, сегодня принят термин ограничение (возмож-цостей),
в англоамериканской профессиональной речевой среде -handicap (ограничение, препятствие).
Понятие ограничения рассматривается с разных точек зрения и соответственно по-разному
обозначается в разных профессиональных сферах, имеющих отношение к человеку
с нарушенным развитием: в медицине, социологии, сфере социального права, педагогике,
психологии. В соответствии с разными профессиональными подходами к данному предмету
и разными основаниями для систематики существуют разные классификации. Наиболее
распространенными основаниями являются следующие:
причины нарушений;
виды нарушений с последующей конкретизацией их характера;
последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни.
В основе последней педагогической классификации (М.Варнок, 1979) лежат характер
особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
и степень ограничения возможностей.
Итак, в педагогике в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных
учреждений для детей с отклонениями в развитии, а также в соответствии с системой
предметных областей специальной педагогики в основу классификации по традиции
положен характер нарушения, недостатка. Соответственно различают следующие категории
лиц с ограниченными возможностями:
глухие;
слабослышащие;
позднооглохшие;
незрячие;
слабовидящие;
лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
лица с нарушением интеллекта;
дети с задержкой психического развития (труднообучаемые);
лица с тяжелыми нарушениями речи;
лица со сложными недостатками развития.
Существует и более обобщенная классификация, в основе которой лежит группировка
указанных выше категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в
той или иной системе организма:
телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические
заболевания);
сенсорные нарушения (слух, зрение);
нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические
и речевые нарушения).Данная классификация значима для педагогики лишь как обобщенная
системная организация всей совокупности нарушений развития. Для медицинской
сферы эта классификация более значима, она имеет в медицине более тонко дифференцированную
классификацию.
В сфере социальной защиты, социально-трудового права значимой является классификация
по причинам возникновения нарушения, недостатка. Это связано с особенностями
предоставления материальной и иной социальной помощи, компенсационных выплат,
льгот и др.:
врожденное нарушение развития; несчастный случай, стихийное бедствие; производственная
травма;
профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограничения возможностей;
дорожно-транспортное происшествие; участие в боевых действиях; экологические
преступления; болезнь;
прочие причины.
Классификация по причинам нарушений имеет значение и для педагогики, так как
знание происхождения того или иного недостатка развития, в том числе его биологической
или социальной обусловленности, а также времени и особенностей возникновения
предоставляет педагогу необходимые исходные данные для планирования индивидуальной
программы специальной педагогической помощи.
Значимой для социальной сферы и для педагогики является классификация по последствиям
недостатков, которые влияют на дальнейшую жизнь человека - на его потребность
в специальном образовании, реабилитации (медицинской, психологической, социальной,
профессиональной), уходе, обеспечении специальными техническими средствами и
др.
Английские специалисты (М.Варнок, 1979) предложили перекрестную классификацию,
в которой указаны не только нарушенные сферы организма и функций человека, но
и степень их поражения. Это позволяет не только более тонко дифференцировать
различные категории лиц с ограниченными возможностями, но и на основе этой классификации
более точно определять характер и объем особых образовательных и социальных
потребностей каждого конкретного человека с проблемами в развитии.
Исходя из этой классификации, можно с достаточно большой долей вероятности определить
социально и образовательно-значимые особые потребности того или иного человека
с ограниченными возможностями и соответственно направления коррекцион-но-образовательной
деятельности: ориентировка в окружающей физической и социальной среде, физическая
независимость, подвижность, возможность различных видов деятельности, возможность
занятости, возможность социальной интеграции и социально-экономической независимости.
Свои, частные классификации имеет каждая предметная область специальной педагогики.
1.3.2. Статистика специальной педагогики
Международные общественные организации (ЮНЕСКО, ВОЗ) ведут систематическую работу
по сбору статистических данных о частоте и видах нарушений развития. Большинство
цивилизованных стран также ведет свой статистический учет в соответствии с принятой
в данной стране терминологией и классификационными признаками ограниченных возможностей
здоровья и жизнедеятельности.
Тем не менее абсолютно точных и исчерпывающих мировых статистических данных
нет, так как многие страны имеют свои, отличающиеся от других критерии выделения
лиц с ограниченными возможностями. Особенно сложен сбор статистических данных
в развивающихся странах, где специфические социокультурные условия и недостатки
обеспечения медицинской и педагогической помощью не позволяют получать точные
и адекватные, например европейским критериям, данные о количестве различных
категорий лиц с ограниченными возможностями.
Характер статистических данных той или иной страны определяется также уровнем
ее цивилизованности, качеством медицинской, социальной и педагогической помощи
в ней. Замечено, что в странах с низким уровнем развития первое место по частоте
занимают грубые органические нарушения, нарушения зрения и слуха. В странах,
где планка образовательного уровня поднята высоко (Финляндия, Швеция, США, Германия),
одно из первых мест по частоте занимают специфические образовательные затруднения
-нарушения речи, затруднения при чтении, письме, в математике. В развивающихся
странах наличие таких нарушений статистика не отражает, так как преобладающая
неграмотность детского населения не позволяет выделить эту проблему.
Тем не менее сегодня статистика свидетельствует о достаточно устойчивом процентном
соотношении между различными категориями отклонений в развитии в пределах основных
возрастных групп. Так, по степени распространенности в пределах детской возрастной
группы первое место по численности занимают дети с образовательными затруднениями
(более 40%); второе место - с нарушением интеллекта (около 20%), третье - с
нарушениями речи (также около 20%), остальные нарушения в совокупности составляют
менее 20%. Сами недостатки физической или психической сферы человека также имеют
относительно стабильные показатели, что позволяет опираться на статистические
данные при определении направлений в социальной политике государства, в организации
системы образования, здравоохранения, социальной защиты, в финансировании и
планировании развития этих социальных сфер. Так, в мире (кроме Африки) на 1
тыс. человек приходится 3 слепых, а более 5% населения испытывают проблемы со
слухом. На каждые 100 школьников в возрасте от 7 до 15 лет приходится 4-5 человек,
имеющих нарушение интеллекта или испытывающих образовательные затруднения. На
каждые 800 новорожденных приходится один ребенок с синдромом Дауна.
В разных возрастных категориях разный (больше-меньше) процент тех или иных нарушений
развития (это изменения, обусловленные возрастом, т.е. физиологическими закономерностями
развития человека в различные возрастные периоды). Так, в возрастной группе
людей после 50 лет заметно возрастает число страдающих нарушением слуха.
В нашей стране также ведется статистический учет лиц с ограниченными возможностями.
Применительно к сфере образования учет проводится по посещаемости образовательных
учреждений детьми и подростками с особыми образовательными потребностями. О
детях дошкольного возраста относительно полные статистические данные имеются
только по линии здравоохранения, т. в. на этапе диагностики. Сфера дошкольного
образования имеет статистические данные только о тех детях, которые посещают
дошкольные образовательные учреждения.
Приведем некоторые статистические данные Министерства образования Российской
Федерации.
В настоящее время 1,7 млн детей, проживающих в Российской Федерации, т.е. 4,5%
всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями
здоровья и нуждаются в специальном образовании. В это число входит более 353
тыс. детей дошкольного возраста; 63,6% таких детей находятся в дошкольных образовательных
учреждениях вместе с обычными детьми.
Почти 272 тыс. детей школьного возраста обучается в 1905 специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях.
К системе школьного специального образования России относятся: 1461 школа для
детей с нарушением интеллекта, где обучаются 207836 учащихся; 84 школы-интерната
для глухих детей с 11413 учащимися; 75 школ-интернатов для слабослышащих детей
с 10963 учащимися; 3040 незрячих учеников обучаются в 18 школах-интернатах для
слепых детей, 61 школа-интернат для слабовидящих, где обучаются 8605 учеников;
44 школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые
оказывают помощь 6171 учащемуся; 69 учреждений для детей с задержкой психического
развития, где обучаются 12 562 учащихся; 60 учреждений для детей с тяжелыми
нарушениями речи, где обучаются 11362 ребенка.
В 15% случаев нарушений интеллекта речь идет о детях с тяжелыми формами умственной
отсталости, осложненными другими недостатками развития - нарушениями слуха,
зрения, опорно-двигательного аппарата и др. До недавнего времени эта категория
детей квалифицировалась как необучаемая (в общепринятом смысле школьного обучения).
Поэтому часто эта категория лиц с ограниченными возможностями остается вне образовательного
пространства, хотя сегодня доказано, что при систематической и профессионально
выполняемой коррекционно-педагогической работе эти дети способны к освоению
простейших форм социального поведения, общения, культурно-гигиенических навыков
и навыков самообслуживания, что, безусловно, также является обучением. Тем не
менее эти дети находятся в большинстве случаев в закрытых интернатных учреждениях
- интернатах социальной защиты, где получают лишь уход, но не необходимую для
них коррекционно-педагогическую помощь. Сегодня в нашей стране около 32 тыс.
таких детей и подростков.
К. системе специального образования относятся специальные классы в образовательном
учреждении (школе) общего назначения, предназначенные для разных категорий учащихся
с нарушениями развития, преимущественно для детей с нарушениями интеллекта.
В настоящее время число обучающихся в них детей составляет около 200 тыс. человек.
Около 34 тыс. детей и подростков с ограниченными возможностями обучается на
дому или в школах индивидуального (надомного) образования.
Таким образом, более 500 тыс. детей и подростков школьного возраста обучается
в системе специального образования. Часть детей и подростков не имеет возможности
обучаться в связи с отсутствием специальных профильных образовательных учреждений
на своей территории (в крае, области, республике). Так, почти каждый второй
ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата лишен возможности получить
образование в профильном специальном образовательном учреждении, а образовательные
учреждения общего назначения не имеют сегодня условий и специалистов для обучения
детей этой категории.
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности преобладают
лица мужского пола (55%), особенно в городах. Ведущей возрастной группой являются
дети в возрасте 8-13 лет (это связано с поздним сроком выявления отклонения
в развитии, в основном связанным с началом школьного обучения).
В детской популяции существует не поддающаяся точному учету обширная группа
детей, которые не имеют официального статуса инвалида, но возможности здоровья
которых ограничены вследствие хронических заболеваний.
Среди взрослого населения России около 8 млн человек имеет официальный статус
инвалида, кроме того, насчитывается еще несколько миллионов человек, не имеющих
такого статуса, хотя возможности их здоровья также ограничены. В общей сложности
около 15 млн человек населения России имеет ограниченные возможности здоровья
и жизнедеятельности, а значит, и трудоспособности.