|
Театр, театральная терапия служат целям сбора психодиагностического материала, развития творческого мышления и воображения, т.е. умения находить оригинальные решения различных задач, достигать результата с наименьшими затратами и большей радостью, понимать множественность первопричин и последствий поступков и действий. Для этого используется решение сказочных задач «открытого» типа. Они формируются таким образом, чтобы ребенок смог спроецировать, перевести на них свой жизненный опыт. И самое главное они не имеют единственно правильного решения. Цель сказочной задачи – найти как можно больше потенциальных решений. Например: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Царь. И была у него дочь царевна-красавица. Всем хороша, да вот беда – ни разу в жизни она не улыбнулась и не рассмеялась. За это прозвали ее Несмеяной. Что только не делал Царь, чтобы развеселить дочь. И артистов приглашал, и фокусников заморских – ничего не помогало. Как вы думаете, почему не смеялась царевна?» Можно получить самые разнообразные ответы на этот вопрос: «У нее не было друзей», «Она была тяжело больна», «Ей было грустно от того, что ее папа с мамой все время ссорились». Эти ответы являются диагностической информацией, с помощью которой можно выстраивать не только диагностику, но и коррекцию. Следующий вопрос может быть таким: «А что можно сделать, чтобы царевна рассмеялась или хотя бы улыбнулась?» И дети рассказывают о том, что поднимает их настроение, и это уникальная информация облегчает психолого-педагогический процесс. |

|
Решение сказочных задач необходимо проводить не только в психолого-педагогической работе, но и предлагать родителям использовать их в семейном общении, домашних праздниках. Процесс придумывания сказочных задач несложен и интересен и источником для их создания служат сказки. Вот некоторые из них. 1. Один раз задумался Иван-Царевич: правду ли говорят, что Баба-Яга такая злая и коварная? Почему Баба-Яга иногда бывает злой и коварной? 2. За лесами, за горами, за морями и полями течет Молочная река-Кисельные берега. Как вы думаете, что будет с тем, кто в ней искупается? 3. Долго ехал Иван-Царевич и, на конец, приехал к замку Кощея Бессмертного. В том замке, в плену Кощеевом, жила невеста Ивана – Василиса Прекрасная. Но не просто войти в замок – ведь охраняет его злой бессмертный Дракон. Как Ивану-Царевичу войти в замок? 4. Выехал Иван-Царевич из родного дома, чтобы белый свет посмотреть. Ехал, ехал, да почти всю еду, что из дома прихватил, и съел. Осталась только одна горбушка хлеба. Вдруг видит – навстречу ему идет Старичок-Лесовичок, от голода шатается. Что делать Ивану-Царевичу? Что будет с ним, если он отдаст последний хлеб? 5. В одной сказочной стране есть река. Но течет в ней не вода, а огонь. Как переправиться через эту реку? Процесс группового решения-обсуждения существенно обогащает жизненный опыт ребенка: ведь чем больше будет вариантов реагирования и поведения в той или иной ситуации, тем более адаптированным к жизни он будет. Таким образом, работа в рамках аналитического направления сказкотерапии способствует: 1. Развитию творческого мышления ребенка. 2. Совершенствованию вербального языка (ребенок учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли). 3. Развитию фантазии, воображения. 4. Развитию способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей. 5. Развитию эмпатии и умению слушать. Игры-драматизации чрезвычайно многоплановы. С их помощью решаются психодиагностические, коррекционно-развивающие, терапевтические задачи. Каждый может выбрать по душе свою форму работы со сказкой. |
|
Сказочные задачи, предлагаемые детям, должны отвечать следующим требованиям: 1. Задачу задает какое-либо сказочное существо (Баба-Яга, Волшебник, Фея и пр.) – одна из многочисленных кукол нашего театра. 2. Сказочные задачи служат испытаниями, а дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны: опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные для него способы взаимодействия с миром. Обычно дети не теряются и выдвигают совершенно неожиданные критерии выбора, тем самым помогая нам и психологу выстраивать психолого-педагогический процесс. 3. Образы, герои и события задачи должны заинтриговать ребенка, быть ему близкими. 4. Ситуация может содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки. Например, преодоление препятствий (для детей нерешительных); взаимопомощи и взаимодействия (если ребенку свойственен эгоцентризм); самореализация и прогнозирование своих действий (если ребенок недостаточно внимателен и организован). 5. Ситуацию и вопрос лучше построить так, чтобы побудить ребенка самостоятельно предложить и проследить причинно-следственные связи (откуда и почему это происходит, зачем это нужно; что будет, если произойдет то-то или то-то). |