|
Психотерапия — это планомерное использование психического воздействия с лечебными целями. Методы психотерапии пригодны для коррекционной работы с детьми, имеющими не только функциональные расстройства, но и органические поражения центральной нервной системы, так как у большинства больных детей наряду с органическими поражениями имеются и функциональные наслоения. Основным средством психотерапевтического воздействия является слово. Устная речь представляет собой могучий условный раздражитель второй сигнальной системы. Она должна быть краткой, правильной, доступной пониманию детей. Учитель-логопед должен иметь мягкую манеру общения, быть уравновешенным, жизнерадостным, терпеливым; надо, чтобы ребенок чувствовал его искреннее, теплое отношение к себе. Особенно важно быть справедливым по отношению к детям и не допускать никаких конфликтов. Педагог проводит беседы, дает разъяснения, убеждает, внушает. Внушением приходится пользоваться почти всем педагогам. Так, например, астенизированный ребенок, не верящий в свои силы, всегда нуждается в поощрении, поэтому с ним следует разбирать только хорошие его поступки и поведение, что благотворно действует на ребенка, укрепляет его волю и характер. Этими методами должны владеть и целенаправленно пользоваться педагоги-дефектологи, логопеды, психологи, учителя, врачи. Врожденные расщелины губ и неба вызывают тяжелые расстройства коммуникативной функции речи, тем самым нарушая возможность общения ребенка с окружающими. Эти недостатки приносят много огорчений как самому ребенку, так и его родным. В первую очередь психотравма наносится матери новорожденного, когда она узнает, что у нее родился ребенок с таким пороком. В 70% случаев у матери наблюдаются подавленность, отчаяние, угнетенное состояние, что свидетельствует о необходимости психотерапевтической работы с ней. Заметные изменения психики появляются и у ребенка, особенно с того момента, когда он попадает в новое для себя окружение, когда сверстники замечают недостатки его речи и внешности. Осознание этих недостатков, неудачные попытки замаскировать их обычно вызывают у ребенка тяжелые переживания, различные эмоциональные сдвиги, появление чувства неполноценности, что, естественно, отражается на психике. Осознание своей неполноценности у большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается на 6-7-м году жизни. Постоянные переживания нередко вызывают страх речи, замкнутость, стеснительность, а позднее — снижение речевой активности, своеобразные речевые и мимические сопутствующие движения. Во время речи, стремясь уменьшить потерю выдыхаемого воздуха через нос, дети, страдающие речевыми нарушениями, прибегают к дополнительным сокращениям мышц верхней губы, крыльев носа, лба и т. д., в результате чего появляются и закрепляются патологические мимические движения. Степень фиксации внимания на своем дефекте с возрастом увеличивается. Неразборчивая речь способствует изоляций человека, затрудняет социальную адаптацию. Это способствует формированию своеобразных патологических черт характера. Поэтому в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями, возникает необходимость предусмотреть не только коррекционные приемы, направленные на преодоление собственно речевых недостатков, но и ряд психотерапевтических мероприятий. Основным принципом логопедической работы с такими детьми является комплексный подход к процессу нормализации речи, который заключается в применении ортофонического метода на фоне медикаментозного лечения и психотерапии. Чтобы сделать психотерапию эффективной, сообщаемая информация должна быть полезной и давать ответы на жизненно важные для ребенка вопросы. В коррекционно-педагогической работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями, широко используется как прямая, так и косвенная психотерапия. В основе прямой психотерапии лежат методы разъяснения, убеждения и обучения. Она проводится в форме увлекательных, образных, доступных для понимания индивидуальных бесед с ребенком и матерью. У детей воспитываются желание и стремление работать над своей речью, вера в свои силы и возможность преодоления дефекта, что положительно влияет на результат логопедических занятий и активизирует самостоятельную работу над речью. Косвенная психотерапия также широко применяется в работе с такими детьми. Нередко родители, оберегая своего малыша от возможных насмешек, изолируют его от детского коллектива, прячут от друзей и знакомых, не понимая, что только в коллективе, в процессе совместной деятельности, игры у детей развиваются их способности, правильно формируется характер, весь внутренний мир. Задача логопеда состоит в том, чтобы разъяснить родителям, какое влияние оказывает хороший коллектив на преодоление ребенком чувства неполноценности, ущемленности. В работе с такими детьми в основном используется рациональная психотерапия, направленная на разумное воспитание или перевоспитание мышления, изменение оценки своего болезненного состояния, стимуляцию работы над речью. Эффективность от рациональной психотерапии достигается систематическими собеседованиями логопеда с ребенком и его родителями, разъяснением структуры дефекта, сущности логотерапии и т. д. Логопед активно вовлекает в процесс обучения самого ребенка (в зависимости от возраста) и его родных, убеждает их в возможности нормализации речи. Цели всех видов психотерапевтического воздействия: 1. стимуляция работы над речью, активизация в этом плане как самого ребенка, так и его родных. В процессе достижения этой цели необходимо решение следующих задач: * создание положительного эмоционального фона; * выработка волевой настроенности на преодоление возможных трудностей в работе и на формирование новых речевых навыков и умений (в зависимости от этапов и содержания логопедической работы); 2. перевоспитание личности ребенка в целом реализует задачи: * устранение психогенных наслоений; перестройку социального контакта с окружающими, нередко нарушенного в силу имеющегося дефекта речи и внешности; * перестройку социального контакта с окружающими, нередко нарушенного в силу имеющегося дефекта речи и внешности; * формирование правильного отношения родственников и окружающих к ребенку с небной патологией. Психотерапия может быть двух видов: пассивная — реализуемая в процессе логопедического обучения в до и послеоперационные периоды; поддерживающая — осуществляемая после курса логопедического обучения до полной социальной адаптации. Уже во время первой психотерапевтической беседы необходимо установить тесный контакт с матерью, завоевать ее доверие, вселить уверенность в хорошие результаты лечения и дальнейшего обучения. Нужно объяснить матери причины, вызывающие нарушение речи и голоса, остановиться на результатах хирургического лечения и последующего восстановления речи. В психотерапевтических целях можно показать матери фотографии детей после хейло- и уранопластики, дать прослушать магнитофонные записи речи ранее лечившихся детей (до и после логопедических занятий). Мать должна знать о всех трудностях, которые будут встречаться. Путем рационального убеждения логопед должен доказать матери необходимость применения физических упражнений, дыхательной гимнастики, общения со сверстниками, взрослыми. Ребенок и его родственники должны встретить со стороны логопеда активный интерес к себе, участие и, безусловно, обнадеживающий, оптимистический тон. Во время беседы нужно выяснить наличие травмирующих ситуаций, степень осознания ребенком дефекта своей речи и внешности, отношения с окружающими. Эти данные очень важны для индивидуальной психотерапии. Если у больного во время обследования выявляются мнительность, психическая истощаемость, неспособность к волевым усилиям, неуверенность в успехе обучения, в коррекционно-педагогическую работу необходимо сразу ввести рациональную психотерапию. Задача логопеда — разъяснить матери, что хирургическое лечение только лишь создает нормальные анатомические условия для формирования речевой функции и предполагает дальнейшее развитие функциональной способности речевого аппарата и самой речи. Во время обследования логопед должен объективно оценить не только результаты оперативного лечения, но и вскрыть потенциальные возможности артикуляционного аппарата ребенка. Однако, если при обследовании у него выявлено короткое, малоподвижное, стянутое рубцами мягкое небо, не следует уверять, что при активной работе над речью последняя нормализуется полностью. Лучше прямо сказать, что анатомо-физиологические данные, полученные после операции, не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к строению и функции речевого аппарата в норме, но несмотря на это надо провести пробное логопедическое обучение, так как при упорной работе речь может восстанавливаться за счет компенсаторных возможностей глоточной мускулатуры. При этом логопед обращает внимание на необходимость длительной и упорной работы над речью. Психотерапевтическая работа тесно связана с задачами логопедического обучения и осуществляется в процессе его реализации. Она должна быть дифференцирована в зависимости от возраста больного. Если у ребенка не получается какое-либо упражнение, то нужно поддержать его в этот момент, дать совет, как добиться успеха, и обязательно выразить уверенность, что в дальнейшем он сумеет преодолеть эти трудности. При общении с детьми, страдающими речевыми нарушениями, логопед должен быть терпелив, ровен, спокоен, уверен в хороших результатах. Необходимо добиваться, чтобы ребенок по мере освоения речевых навыков и проведения рациональной психотерапии также приобретал уверенность в скорой и полной нормализации речевой функции. Поэтому каждый раз, когда появляются даже самые незначительные достижения, нужно обратить на них внимание самого ребенка и его родных, похвалить их. Очень важен при реализации психотерапии и эмоциональный фактор, причем большое значение имеет не только смысловое содержание психотерапии, но и та эмоциональность, с которой она проводится, сонастроенность с больным, вера в свои возможности — словом, все то, что принято считать мастерством и творчеством логопеда. Доверие ребенка и его родных логопед завоевывает знанием своего дела, профессиональным мастерством. Однако недостаточно, чтобы логопед был только хорошим специалистом в своей области, важно, чтобы ребенок видел и чувствовал, что он хочет сделать для него все возможное, работает с полной отдачей своих душевных сил и возможностей. Психотерапевтическое воздействие на ребенка, тесный контакт с логопедом должны сохраняться до полного излечения. Наиболее правильным будет постепенный переход от активной психотерапии к поддерживающей, так как возможность рецидива и необходимость отдельных консультаций логопеда сохраняются иногда в течение нескольких лет. Поддерживающая психотерапия после курса логопедических занятий очень важна, так как больному в это время предоставляется большая самостоятельность, он должен пользоваться новыми речевыми навыками в повседневной жизни, что нередко вызывает затруднения. Пути проведения поддерживающей психотерапии и частота бесед различны: иногда одна беседа в неделю, месяц, квартал, полугодие. Основные принципы поддерживающей психотерапии: * принцип преемственности означает, что по содержанию и направленности поддерживающая психотерапия должна логически продолжать основную линию активной психотерапии; * принцип индивидуального подхода выражается в том, что содержание, методы и частота психотерапевтических бесед определяются в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка; * принцип дифференцированной направленности психотерапевтических бесед в зависимости от социальной адаптации также определяет характер психотерапевтического воздействия. Вся поддерживающая психотерапия проводится методом убеждения и имеет позитивный, утверждающий характер. Она должна способствовать «речевому контакту» ребенка с окружающими, помогать его самоутверждению в жизни, регулировать его деятельность и поведение. Таким образом, психотерапия должна являться неотъемлемой частью коррекционно-педагогического воздействия на детей с речевыми нарушениями на почве врожденных небных расщелин. Систематически проводимая и правильно построенная психотерапевтическая работа помогает повысить эффективность логопедической помощи данной категории детей и содействует их социальной адаптации. |