|
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УЛИЦАМ РОДНОГО ГОРОДА Цель: развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения. Задачи: · Обобщить знания детей по правилам дорожного движения. · Уметь конструировать различные модели — дома, мосты и др. по чертежам, используя разные виды конструктора. · Развивать планирующую речь, умение последовательно рассказывать о том, что они будут строить. · Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Материал: репродукции видов города; запись песни о городе; разного вида конструкторы и бросовый материал: деревья, знаки дорожного движения, дорожки — улицы, фигурки людей, транспорт (используются не только покупные игрушки, но и материал, изготовленный детьми в самостоятельной деятельности). Предварительная работа. Экскурсии и прогулки по городу, в краеведческий музей и музей изобразительного искусства; рассматривание наглядно-иллюстративного материала о городе (открытки, фотографии и др.); беседа о правилах дорожного движения, изготовление атрибутов к игре «Красный, желтый, зеленый»; построение зданий по схемам; чтение стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть?». Ход занятия: Организационный момент. Рассматривание репродукций с достопримечательностями города. Введение в тему. Беседа о зданиях, представляющих собой архитектурную ценность. Вопрос: В чем отличие вашего города от других городов? III. Слушание песни о городе (дети подпевают). IV. Сюрпризный момент — внесение карты-схемы микрорайона (ее подробный анализ). V. Предложить детям попутешествовать по улицам города. Повторить правила дорожного движения. Вопросы: • Где нельзя играть? (На проезжей части.) • Как мы переходим улицу? (С помощью светофора, пешеходной дорожки, подземного перехода.) • На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? (На зеленый для пешехода.) VI. Встреча со «Светофором» (заинтересовывающий момент). Чтение стихотворения И. Лешкевича «Светофор»: Перейти через дорогу Вам на улице всегда И подскажут, и помогут Говорящие цвета. Красный цвет вам скажет «Нет!» Сдержанно и строго. Желтый цвет дает совет Подождать немного. А зеленый цвет горит — «Проходите!» говорит. Дидактическая игра «Красный, желтый, зеленый». VII. Встреча регулировщика. Краткая беседа о необходимости и пользе его труда. (Следит за порядком на дорогах. Заменяет светофор там, где его нет.) Сюрпризный момент: регулировщик останавливает «КамаЗ» со строительным материалом к игре «Дорожное движение». VIII. В нашем городе много разных зданий, есть старинные, есть и новостройки. Предложить детям построить свой микрорайон по схемам, рисункам, уточнив последовательность строительства. IX. Предложить ребятам «озеленить» город и обеспечить безопасность дорожного движения. Вопросы: • Что нужно сделать, чтобы не было аварий на дорогах? (расставить дорожные знаки) Дети высказываются о необходимости дорожных знаков (см. приложение), • Игра переходит в сюжетно-ролевую. Примечание: 1. Продолжить игру «Улица нашего города» на участке детского сада с использованием атрибутов: жезл, милицейская фуражка на специально размеченной площадке. 2. В организованной деятельности и самостоятельной дети рисуют и апплицируют различные здания и транспорт. А. Р. Красикова |

|
ЛЕКСИКО-ГАММАТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ПУТЕШЕСТВИЕ НА САНЯХ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ЗИМА» Цели: · Обучение составлению короткого рассказа по данному началу и плану с опорой на предметные картинки. · Упражнение в выделении родственных слов к слову зима из контекста и подборе родственных слов к слову снег. · Согласование прилагательных с существительными в роде. · Обогащение лексики синонимами. · Оживление эстетических впечатлений, вызванных наблюдениями за зимними явлениями в природе, воспитание чувства прекрасного. ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА: · Наблюдение примет зимы в природе с воспитателями и родителями. · Рассматривание зимних пейзажей А. Пластова, П. Кузнецова и др. · Знакомство со стихами о зиме А. С. Пушкина, И. С. Никитина, И. 3. Сурикова (выборочное заучивание). · Закрепление зимних месяцев и упражнение во временной ориентации - игра «До-между-за». МАТЕРИАЛ: 1.Картинки: «Снегурочка проснулась и смотрит в окно»; «В воздухе кружатся снежинки»; «На окнах волшебные узоры»; «Земля, крыша, крыльцо в снегу»; «На деревьях снежные шапки»; «Замерзшая лужа у крыльца»; Зимний пейзаж ( по выбору воспитателя). 2. Имитация саней с колокольчиком. 3. Изображение снегиря. 4. Листы бумаги, гуашь, кисти, карандаши. Ход занятия I. Организационный момент. Отгадывание загадки: Кто, угадай-ка, седая хозяйка? Тряхнет перинки — над миром пушинки. (Зимушка-зима) Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на санях. Под музыку дети имитируют езду на санях. II. Остановка. Снегирь принес задание - выделение родственных слов к слову зима из контекста. Наступила лютая зима. Не греет холодное зимнее солнце. Улетели в жаркие страны зимовать перелетные птицы. Зимующие перекочевали поближе к человеческому жилью. Медведь залег на зимовку в берлогу. В теплую зимнюю шубку оделись белка и заяц. А дети радостно встречают зимушку-зиму. III. Остановка «ПОЭТИЧЕСКАЯ». Выделение примет зимы из стихотворений: А. С. Пушкин «Вот север тучи нагоняя...», И. С. Никитин «Здравствуй, гостья зима!», И. 3. Суриков «Зима» и др. Дидактическая игра «Найди картинку к стихотворению». IV. Остановка. ВСТРЕЧА СО СНЕГУРОЧКОЙ, ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ (игры). Практическое овладение лексико-грамматическими категориями: 1. «Подбери признаки». Зима - снежная, суровая, холодная, морозная, веселая... Снег - белый, пушистый, серебристый, мягкий, чистый... Мороз - сильный, трескучий, злой, крепкий, слабый... 2. «Подбери действия» Снег - идет, падает, кружится, лежит, скрипит... Мороз - щиплет, трещит, сковал, кусает, рисует... 3. «Скажи иначе» - подбор синонимов (выделение из контекста). Снегопад - метелица, метель, вьюга, буря, пурга...; стужа - холод, холодина, мороз...; мерзнуть - зябнуть, стынуть, коченеть, дрожать от холода, леденеть, замерзать... 4. «Подбор родственных слов» зима - зимний, зимовье, зимовать; Снег - снегопад, снеговик, снегирь, снегурочка, снежок, снежинка, снежный, заснеженный, подснежник и др. V. Остановка. «СКАЗОЧНАЯ». Составление рассказа на тему «Здравствуй, гостья-зима!» 1. Предлагаем начало рассказа: Снегурочка проснулась рано утром, посмотрела в окошко, захлопала в ладоши и радостно закричала: «Зима! Пришла зима! Здравствуй, зимушка-зима!» 2. План продолжения рассказа: а) волшебные узоры на стекле; б) снежинки в воздухе; в) снег на земле, на крыльце, на деревьях; г) лужи замерзли. 3)Составление рассказа по опорным картинкам. VI. Остановка «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ». Отгадывание загадки, рисование зимних узоров: Какой это мастер на стекла нанес и листья, и травы, и заросли роз? (Мороз) ПРИМЕЧАНИЕ 1. Оформить выставку детских работ в виде картинной галереи на тему: « Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам!» 2. Использовать детские работы: при подборе соответствующего стихотворения к рисунку; при составлении рассказов по картине. 3. Пригласить на выставку работ родителей, педагогов и детей. |