Документ без имени

4. ТРЕБОВАНИЯ К КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ

Требования к программам определяются основными принципами психолого-педагогической коррекции: един­ство коррекции и развития, единство возрастного и индивидуального развития, единство диагностики и коррек­ ции развития, деятельностный принцип осуществления коррекции, подход к каждому ребенку как к одаренному. Единство коррекции и развития определило название программ как коррекционно-развивающих.

Коррекционно-развивающая программа разрабатыва­ ется и осуществляется в совместной деятельности детско­ го (школьного) психолога и педагога (воспитателя, учи­ теля). Психолог на основе психологического обследова­ ния детей (психодиагностики) или психологического ана­ лиза какой-либо педагогической ситуации формулирует рекомендации. Эти рекомендации реализуются в работе с детьми педагогами и родителями при взаимодействии с психологом и при активной роли самого ребенка.

Рекомендации по коррекции психического развития ребенка эффективны лишь тогда, когда они даются в кон­ тексте понимания целостной личности, в совокупности всех ее качеств и свойств. С.Л. Рубинштейн в целостную структуру личности включал:

При этом необходимо иметь в виду, что стержнем лич­ ности является ее мотивационная сфера. Строение и ха­ рактер любых психических качеств во многом зависят от направленности личности человека, от их связи с осталь­ ными его свойствами и от функции, которую эти свой­ ства исполняют в общей системе поведения человека. У ребенка структура личности только формируется, ком­ поненты, ее составляющие, развиваются неравномерно, ?оррекционные программы и призваны создавать усло- ия для сбалансированного развития отдельных струк­ турных компонентов личности как целостности.

При этом может идти работа как с самим ребенком по коррекции его отдельных психологических образований, так и с условиями жизни, воспитания и обучения, в кото­ рых находится ребенок.

Коррекционная работа должна строиться не как про­ стая тренировка умений и навыков, не как отдельные уп­ ражнения по совершенствованию психологической дея­ тельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его по­вседневных жизненных отношений. В дошкольном воз­ расте универсальной формой коррекции является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использова­ на как для коррекции личности ребенка, так и для разви­тия его познавательных процессов, речи, общения, пове­ дения. В школьном возрасте такой формой коррекции является особым образом организованная учебная дея­ тельность, например с помощью метода поэтапного фор­ мирования умственных действий. И в дошкольном, и в младшем школьном возрасте эффективны такие коррек- ционно-развивающие программы, которые включают детей в разнообразную творческую деятельность - изоб­ разительную, игровую, литературную, трудовую и пр.

Очень важно, чтобы коррекция развития носила опе­ режающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активно­му формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с за­ конами и требованиями возрастного развития и станов­ ления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы нельзя ограничиться сиюминутными потребностями в разви­ тии, а необходимо учитывать и ориентироваться на пер­ спективу развития. Ценность коррекционной програм­ мы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, кото­рая является для него личностно значимой.

При разработке коррекционно-развивающих про­ грамм следует понимать, что каждый детский сад, шко­ ла, интернат, детский дом, любое учебно-воспитательное детское учреждение имеет свои особенности, которые так или иначе оказывают влияние на развитие ребенка. Под этому специфика конкретных задач и формы проведения коррекционной работы зависят от типа детского учреж­дения.

При разработке программ психолого-педагогической коррекции важно отличать трудности, возникающие в связи с различного рода нарушениями и отклонениями в развитии ребенка и поэтому подлежащие коррекции, от проблем, связанных со «сверхтребованиями», которые предъявляют родители и нередко педагоги к детям без уче­ та психологических особенностей возраста и возможных индивидуальных вариантов проживания этого возраста тем или иным ребенком.

Примерами сверхтребовательности к детям дошколь­ного возраста могут служить жалобы родителей на неор­ганизованность, упрямство, непослушание, невниматель­ность ребенка. Но дети в этом возрасте еще не обладают достаточно развитым умением произвольно и целена­правленно строить свою деятельность и поэтому нару­шают жесткие требования режима жизни и деятельнос­ти. Неоправданные требования предъявляются и млад­шим школьникам. Ориентация родителей на сверхдости­жения ребенка объясняется непониманием ими возраст­ных и индивидуальных особенностей сына или дочери, психолого-педагогической безграмотностью, низким уровнем родительской компетентности и пр. Во всех этих и подобных случаях основной задачей коррекции стано­вится просвещение родителей в области закономернос­тей психического развития ребенка, с тем чтобы повы­сить степень понимания и принятия ребенка и улучшить детско-родительские отношения.

В последующих разделах пособия будет раскрыто со­держание психолого-педагогической коррекционной ра­боты как с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и с их родителями.

Вопросы

1.Почему коррекционно-развивающая работа должна про­ водиться в соответствии с определенной программой?
2.Какая основная стратегия должна учитываться при раз­ работке коррекционно-развивающей программы?
3.В какой мере коррекционно-развивающая работа опре­деляется спецификой учебно-воспитательного учреждения?