4. ТРЕБОВАНИЯ К КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ
Требования к программам определяются основными принципами психолого-педагогической коррекции: единство коррекции и развития, единство возрастного и индивидуального развития, единство диагностики и коррек ции развития, деятельностный принцип осуществления коррекции, подход к каждому ребенку как к одаренному. Единство коррекции и развития определило название программ как коррекционно-развивающих.
Коррекционно-развивающая программа разрабатыва ется и осуществляется в совместной деятельности детско го (школьного) психолога и педагога (воспитателя, учи теля). Психолог на основе психологического обследова ния детей (психодиагностики) или психологического ана лиза какой-либо педагогической ситуации формулирует рекомендации. Эти рекомендации реализуются в работе с детьми педагогами и родителями при взаимодействии с психологом и при активной роли самого ребенка.
Рекомендации по коррекции психического развития ребенка эффективны лишь тогда, когда они даются в кон тексте понимания целостной личности, в совокупности всех ее качеств и свойств. С.Л. Рубинштейн в целостную структуру личности включал:
- направленность (потребности, мотивы, цели, инте ресы, идеалы, убеждения, мировоззрение, установки);
- способности (общие, специальные, одаренность, та лант);
- характер (отношение к себе, к людям, к миру, воле вые качества).
При этом необходимо иметь в виду, что стержнем лич ности является ее мотивационная сфера. Строение и ха рактер любых психических качеств во многом зависят от направленности личности человека, от их связи с осталь ными его свойствами и от функции, которую эти свой ства исполняют в общей системе поведения человека. У ребенка структура личности только формируется, ком поненты, ее составляющие, развиваются неравномерно, ?оррекционные программы и призваны создавать усло- ия для сбалансированного развития отдельных струк турных компонентов личности как целостности.
При этом может идти работа как с самим ребенком по коррекции его отдельных психологических образований, так и с условиями жизни, воспитания и обучения, в кото рых находится ребенок.
Коррекционная работа должна строиться не как про стая тренировка умений и навыков, не как отдельные уп ражнения по совершенствованию психологической дея тельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В дошкольном воз расте универсальной формой коррекции является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использова на как для коррекции личности ребенка, так и для развития его познавательных процессов, речи, общения, пове дения. В школьном возрасте такой формой коррекции является особым образом организованная учебная дея тельность, например с помощью метода поэтапного фор мирования умственных действий. И в дошкольном, и в младшем школьном возрасте эффективны такие коррек- ционно-развивающие программы, которые включают детей в разнообразную творческую деятельность - изоб разительную, игровую, литературную, трудовую и пр.
Очень важно, чтобы коррекция развития носила опе режающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с за конами и требованиями возрастного развития и станов ления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы нельзя ограничиться сиюминутными потребностями в разви тии, а необходимо учитывать и ориентироваться на пер спективу развития. Ценность коррекционной програм мы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.
При разработке коррекционно-развивающих про грамм следует понимать, что каждый детский сад, шко ла, интернат, детский дом, любое учебно-воспитательное детское учреждение имеет свои особенности, которые так или иначе оказывают влияние на развитие ребенка. Под этому специфика конкретных задач и формы проведения коррекционной работы зависят от типа детского учреждения.
При разработке программ психолого-педагогической коррекции важно отличать трудности, возникающие в связи с различного рода нарушениями и отклонениями в развитии ребенка и поэтому подлежащие коррекции, от проблем, связанных со «сверхтребованиями», которые предъявляют родители и нередко педагоги к детям без уче та психологических особенностей возраста и возможных индивидуальных вариантов проживания этого возраста тем или иным ребенком.
Примерами сверхтребовательности к детям дошкольного возраста могут служить жалобы родителей на неорганизованность, упрямство, непослушание, невнимательность ребенка. Но дети в этом возрасте еще не обладают достаточно развитым умением произвольно и целенаправленно строить свою деятельность и поэтому нарушают жесткие требования режима жизни и деятельности. Неоправданные требования предъявляются и младшим школьникам. Ориентация родителей на сверхдостижения ребенка объясняется непониманием ими возрастных и индивидуальных особенностей сына или дочери, психолого-педагогической безграмотностью, низким уровнем родительской компетентности и пр. Во всех этих и подобных случаях основной задачей коррекции становится просвещение родителей в области закономерностей психического развития ребенка, с тем чтобы повысить степень понимания и принятия ребенка и улучшить детско-родительские отношения.
В последующих разделах пособия будет раскрыто содержание психолого-педагогической коррекционной работы как с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и с их родителями.
Вопросы
1.Почему коррекционно-развивающая работа должна про водиться в соответствии с определенной программой?
2.Какая основная стратегия должна учитываться при раз работке коррекционно-развивающей программы?
3.В какой мере коррекционно-развивающая работа определяется спецификой учебно-воспитательного учреждения?