Документ без имени

2. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

В младшем школьном возрасте память, как и все дру­гие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Как уже указывалось, суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты про­извольности, становясь сознательно регулируемой и опос­редованной. «Память в этом возрасте становится мысля­щей» (Д.Б. Эльконин, 1989, с 56).

Преобразование мнемической функции обусловлено 1ачительным повышением требований к ее эффектив-ости, высокий уровень которой необходим при выпол­нении различных мнемических задач, возникающих в ходе учебной деятельности. Теперь ребенок должен мно­гое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а кроме того, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время.

Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном счете на от­ношение к учебе и школе.

Психологи различают кратковременную и долговремен­ ную память, а также виды памяти в зависимости от харак­тера запоминаемого материала: моторную, зрительную, слуховую и логическую. Однако выделить их в чистом виде довольно сложно и возможно только в искусственных ус­ ловиях, так как в реальной деятельности, в том числе и в учебной, они выступают в единстве или в определенных сочетаниях, например:

а) зрительная память необходима для выполнения работы по образцу (списывание с доски, работа с прописями, с последующим продолжением по памяти);
б) слуховая память - для работы по словесной инструкции с указанием порядка выполнения задания: написание под диктовку элементов букв, рисование под диктовку геометрических узоров по клеточкам и т.п.;
в) логическая память - для запоминания последовательности слов, которые могут быть объединены в смысловые группировки, последовательности действий в сюжетных рассказах и т.д.
Если при выполнении этих видов заданий вы обнару­жили какие-либо отклонения, недостатки в работе ребен­ка, это может означать, что у него плохо сформирован i соответствующий вид памяти. Самыми простыми и дос­ тупными способами развития недостаточно сформирован­ных видов памяти могут служить следующие упражнения.

Для развития зрительно-моторной и зрительной памя­ти необходимо организовать работу ребенка по образцу, которую необходимо осуществлять по следующим этапам: сначала ребенок работает с постоянной зрительной опо­ рой на образец, затем время рассматривания образца со­кращается до 15-20 с (в зависимости от сложности пред­ лагаемой работы), но так, чтобы ребенок успел рассмот­ реть и запечатлеть образец. Эти виды упражнений целесообразно проводить на таких видах деятельностд^^з5 как рисование, лепка, списывание с доски, работа с кон­ структором, рисование узоров по клеточкам. Кроме того, дети всегда с удовольствием выполняют задания следую­ щего типа: на определенное ограниченное время предъяв­ ляют какую-либо сюжетную картинку, содержание кото­рой дети должны детально изучить и потом воспроизвес­ ти по памяти. Затем предъявляют схожую картинку, в которой недостает каких-то деталей или, напротив, по­ являются лишние изображения. Эти отличия и должны уловить дети.

Похожие упражнения легко придумать самим, варьи­ руя условия, материал и сюжеты игр на развитие зритель­ но-моторной и зрительной памяти.

Для развития слуховой памяти целесообразно исполь­зовать упражнения, приведенные выше для развития зри­ тельно-моторной памяти, но с применением вместо на­ глядного образца словесного описания или инструкции предлагаемой деятельности. Например, вы просите ре­бенка выполнить с помощью конструктора предложен­ное задание без обращения к образцу, а по памяти; вос­ произвести какой-либо рисунок по словесному описа­нию и т.д.

Основой логической памяти является использование ыслительных процессов в качестве опоры, средства за­ поминания. Такая память основана на понимании. В этой связи уместно вспомнить высказывание Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено уси­ лиями мысли, а не одной памятью».

В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: смысловое соотнесение, классифика­ ция, выделение смысловых опор и составление плана и др. (Развитие логической памяти ..., 1976.)

Специальные исследования показывают, что обучение мнемическому приему, в основе которого лежит умствен­ ное действие, должно включать два этапа: а) формирова­ ние самого умственного действия; б) использование его как мнемического приема, средства запоминания. Таким образом, прежде чем использовать, например, прием клас­ сификации для запоминания материала, необходимо ов­ ладеть классификацией как самостоятельным умственным действием.

Процесс развития логической памяти у младших кольников должен быть специально организован, по-

ольку в подавляющем большинстве дети этого возрас- а самостоятельно (без специального обучения) не исполь­ зуют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству - меха­ ническому повторению.

Для развития логической памяти рекомендуется ис­ пользовать следующие задания и упражнения.

Вы читаете ребенку набор слов (10-15), которые мож­но разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т.д.), а затем просите назвать слова, которые он запомнил.

Характер воспроизведения будет свидетельствовать о том, насколько сформированы у ребенка механизмы обоб­ щения, являющиеся базой для развития логической па­ мяти. Если вы обнаружили, что ребенок не сумел выде­ лить смысловые группировки в называемых словах, а старается запомнить механически, можно ему объяснить и показать, что для запоминания целесообразно объеди­нять слова в группы по смыслу. Вскоре он сам убедится, что так запоминать легче.

Аналогичный способ запоминания предлагают детям при запоминании различных предметов, цветов, последо­ вательности событий.

Усложняя задание, можно заменить отдельные пред­ меты для запоминания каким-либо рассказом с четко bbsSSSF деленными смысловыми блоками. Если ребенок не уло­ вил последовательности событий и связь между ними, ему нужно помочь, показав на примере, как можно запомнить сюжет с опорой на смысловые компоненты. Для облегче­ния запоминания смысловых блоков можно использовать простые, схематические рисунки-памятки.

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

Смысловая память основана на понимании, т.е. на де­ ятельности мышления, и связана с развитием языка. В процессе смыслового запоминания в первую очередь со­ здаются пригодные для запоминания связи, т.е. крупные структурные единицы припоминания, так называемые мнемические опоры, что и позволяет преодолевать огра­ничения кратковременного запоминания. Связи, исполь­зуемые для запоминания, носят вспомогательный харак­тер, они служат средством, помогающим что-либо вспомнить. Наиболее эффективными будут мнемические опоры, отражающие главные мысли какого-либо матерала. Они и представляют собой укрупненные смысловые единицы. Для детей со слаборазвитой памятью основные пути ее компенсации лежат в развитии смысловой памяти: умении обобщать материал, выделять в нем главные мысли.

Эффективная обучающая методика по созданию мне-мических опор разработана К.П. Мальцевой (1958). Эта методика, получившая название «Смысловые единицы», может быть использована для школьников всех возрас­тов, испытывающих трудности в мнемической деятельно­сти, начиная с 2 класса. Удобнее всего использовать эту обучающую методику в начальной школе.

Методика заключается в том, что перед учеником ста­вят задачу выделить главное в тексте (создать мнемичес-кие опоры) и указывают путь анализа текста. Чтобы выч­ленить главное, ученик должен последовательно отвечать на два вопроса: «О ком (или о чем) говорится в этой ча--тм|тг 0" и «Что говорится (сообщается) об этом?» Ответ на первый вопрос позволяет выделить главное в той части, к которой он относится, а второй вопрос подтвер­ждает правильность этого выделения. Обучающая ме­тодика имеет две части. Первая часть - выделение смы­словых опор, вторая часть методики - составление и использование плана как смысловой опоры мнемической деятельности школьника.

Обучающая методика «Смысловые единицы»

Часть L Обучение созданию мнемических опор

Инструкция. «Сейчас мы с тобой будем учиться запоминать текст. Сначала нужно прочитать рассказ, а потом выделить главные мысли этого рассказа. Для этого нужно несколько раз задать два воп­ роса к тексту: о ком (или о чем) говорится в начале текста, и что об этом говорится. После того как ответишь на эти вопросы, их снова надо задать: о ком (или о чем) говорится дальше, и что об этом гово­ рится. И так будем работать до конца текста. Все ли тебе ясно?»

Для чтения и последующей работы дается, например, рассказ

Заячьи лапы

Летом дед пошел на охоту в лес. Ему попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из ружья, но про­ махнулся. Заяц удрал.

Дед пошел дальше. Но вдруг испугался: с одной стороны сильно тянуло дымом. Поднялся ветер. Дым густел. Его уже несло по лесу. Дым покрывал кусты. Стало трудно дышать.

Дед понял, что начался лесной пожар, и огонь быстро идет прямо на него. По словам деда, и поезд не мог бы уйти от такого огня.

Дед побежал по кочкам, дым выедал ему глаза. Огонь почти хватал его за плечи.

Вдруг из-под ног деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

Дед обрадовался зайцу, как родному. Дед знал, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спаса­ются. Они гибнут тогда, когда огонь их окружает.

Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страх кричал: «Погоди, милый, не беги так шибко!» Заяц вывел деда из огня.

Заяц и дед выбежали из леса к озеру. Оба упали от уста­ лости. Дед подобрал зайца и принес домой. У зайца обгоре­ли задние ноги и живот. Заяц страдал. Дед вылечил его и оставил у себя.

Это был тот самый зайчонок с рваным левым ухом, в которого стрелял дед на охоте.


После чтения рассказа задаются вопросы. На первом занятии, если ребенок испытывает какие-либо затрудне­ния, вопросы могут задаваться экспериментатором или же сразу самим учеником.

Э. - О ком говорится в начале рассказа? У. - О дедушке. Э. - Что говорится о дедушке? У. - Что он пошел на охоту (и не попал в зайчонка). Э. - О ком говорится дальше? У. - О дедушке. Э. - Что о нем говорится? У. - Дедушка попал в лесной пожар. Э. - Потом о ком говорится? У. - О дедушке. Э. - Что о нем говорится? ' У. - Дедушку спас от пожара зайчонок. Э. - О ком говорится в конце рассказа? У. - О дедушке. Э. - Что о нем говорится? У. - Дедушка вылечил обгоревшего зайца.

Общие правила выделения мнемических опор:

Обучающая методика по созданию мнемических опор занимает 5-7 занятий с частотой 2-3 занятия в неделю по 20-30 мин. Запомнить и пересказать короткий рассказ (да еще об основном) не составит труда для любого ребенка с нормальным интеллектом. Но мнемическую деятель­ность можно сделать более эффективной, используя вто­рую часть методики.

Часть П. Составление плана

Эта часть методики направлена на обучение составле­нию плана как смысловой опоры запоминания. Выделен­ные главные мысли представляют собой не просто коро­тенький рассказ об основном, но могут являться планом ьЗ^кста. На этом этапе, когда опорные пункты начинают Наступать в качестве пунктов плана, к ним предъявляют­ся требования, с которыми сразу знакомятся учащиеся:

а) в пунктах плана должны быть выражены главные мысли, чтобы было понятно, о ком (или о чем) и что говорится в каждой части рассказа;
б) пункты плана должны быть связаны между собой по смыслу;
в) пункты плана должны быть четко выражены.

Последнее требование означает, что пункты плана должны быть сформулированы в виде предложения, в котором есть подлежащее, сказуемое и другие члены предло­жения. Такое развернутое предложение действительно выражает главную мысль. И кроме того, план - это толь­ко инструмент, и каждый может выбрать такой инстру­мент, который ему больше нравится и позволяет достиг­нуть цель - запомнить.

После того как план составлен, нужно прочитать текст и отметить, что же говорится по первому пункту, по вто­рому и т.д. Затем закрыть учебник и попробовать пере­сказать вслух все, что запомнил, подглядывая в план (но не в учебник). Затем прочитать еще раз текст, отмечая, что забылось при пересказе, а что помнится, и еще раз пересказать вслух.

Вопросы

1.Какими особенностями характеризуется память детей младшего школьного возраста?
2.Каковы качественные преоб­ разования мнемической функции на протяжении данного воз­растного периода?
3.Использование каких приемов развития памяти является наиболее адекватным в работе с младшими школьниками?