Документ без имени

4. РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Своеобразие психического развития младших школь­ников таково, что примерно до 10 лет у детей активизи­руется преимущественно правое полушарие и первая сиг­нальная система. Поэтому большинство младших школьников относятся не к мыслительному, а к художе­ственному типу. Учитывая это, целенаправленное разви­тие теоретического мышления детей следует сочетать с не менее целенаправленным совершенствованием мышления образного. В этой связи особое внимание должно быть направлено на развитие воображения младших школь­ников.

Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Чем бо­гаче опыт ребенка, чем больше он видел, слышал, пере­жил, узнал, чем больше впечатлений об окружающей дей-(ртвительности он накопил, тем более богатым материалом располагает его воображение, тем больший простор от­крывается для его фантазии и творчества, которое актив­нее и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй, рисовании.

Отсюда следует важный педагогический вывод: созда­нию благоприятных условий для развития воображения в творчестве детей способствует расширение их реально­го жизненного опыта, накопление впечатлений.

На уроке учитель может использовать ряд приемов, помогающих активизировать воображение школьников.

НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ФИГУРЫ


Детям раздают листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, раз­ личными ломаными линиями и т.д.). У каждого ребенка наборы фигур должны быть одинаковыми. Детям пред­ лагают за 5-10 мин пририсовать к фигуркам все, что угод­ но, так чтобы получились предметные изображения, но при этом постараться, чтобы не было одинаковых рисун­ ков. Каждый такой рисунок можно подписать, придумав ему необычное название.

Это задание легко превратить в игру, подбирая раз­личные наборы фигурок. Выигрывает автор самых opигинальных рисунков, таких, которые не встречались у других играющих.

ИЗУЧЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЫ


Хорошей школой воображения и проверки уровня и особенностей его развития служит изучение географичес­ кой карты.

Ребенку дают карту - туристическую маршрутную схе­ му с изображением какой-либо реки. По берегам реки нанесены схематические изображения городов, деревень, железной дороги, мостов и пр. Детям говорят: «Видишь, по реке плывет теплоход. Представь себе, что ты стоишь на палубе, смотришь на берега. И вот обо всем, что ты видишь и чувствуешь, расскажи, пожалуйста, мне».

Возможны такие варианты рассказов:

1. Дети добросовестно перечисляют все, что видят на
карте, ничего не добавляя от себя, никаких образов у них
не возникает:

Игорь: «Ну, плыву... (молчит). Берег вижу. Дома здесь стоят. Вижу дома. Мост вижу. Еще что? Вот здесь мост стоит. Берег вижу. Дома здесь тоже стоят (показывает), здесь стоят (показывает). Все здесь, что стоит, вижу».

2. Сюжетный рассказ отсутствует, но дети рассказы­
вают много, иногда очень эмоционально, свободно пред­
ставляют себя плывущим на пароходе:

Петя: «Тут лето. Свежий воздух. Солнце светит. Леса вокруг, рощи. Остановки всякие, пароход останавлива­ ется на этих остановках».

3. Дети дают связный рассказ о воображаемом путе­ шествии. Такие рассказы эмоциональны, красочны, в них большую роль играет воображение, но оно постоянно контролируется сознанием, которое направляет его по оп­ределенному руслу:

Андрей: «Я плыву на теплоходе и чувствую, что не­ много на волнах качаюсь. Вот корабль проходит под мо­ стом - немного темнеет, а потом - светлеет опять. Паро­ ход останавливается на остановках, а потом опять плывет. Мы проезжаем мимо леса и после этого опять выезжаем на солнце. И вдруг мой корабль вбегает в какую-то ма­ ленькую речушку. Плывем по этой речушке. И когда ре- йушка заворачивает, я снова выезжаю на широкую реку и рлыву по ней. Плыву мимо деревень и маленьких сел. Подплываю к железной дороге, а по ней идет поезд. Ког­ да я проезжаю под мостом, он едет надо мной и очень шумит».

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПРЕДЕЛЕННЫХ СЛОВ


Детям предлагают слова. Например:

а) девочка, дерево, птица;
б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.
Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.

«ВОЛШЕБНЫЕ КЛЯКСЫ»


До начала игры изготовляют несколько клякс: на се­ редину листа бумаги выливается немного чернил или Еуши, и лист складывают пополам. Затем лист развора­ чивают, и можно начать игру. Играющие по очереди го­ ворят, какие предметные изображения они видят в кляксе или отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.

ЗАВЕРШЕНИЕ РАССКАЗА


Детям предлагают начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись ...».

Необходимо придумать продолжение рассказа, кото­ рое оценивается по следующим критериям:

Вопросы
1.Зачем нужно развивать воображение у детей младшего школьного возраста? 2.Какие методы и приемы развития воображения детей Вьй знаете? 3.Могут ли они быть использованы учителем в работе с младшими школьниками?