РАЗДЕЛ VII
ШКОЛА И СЕМЬЯ КАК ПАРТНЕРЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ РИСКА
СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ В ЗЕРКАЛЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Реализация социальной функции коррекционно-развивающего образования диктует необходимость специального внимания к положению ребенка в семье, к выстраиванию партнерских отношений с нею в целях воспитания полноценного, социально адаптированного гражданина. Необходима помощь семье в преодолении тех недостатков в развитии детей, которые осложняют процесс их учения и социализации. При этом помощь школы как профессионально подготовленного субъекта воспитания предполагает знание закономерностей жизнедеятельности семьи и связанных с ними особенностей воспитания детей.
Отмечается множество типологий семей в зависимости от оснований, выбираемых для их построения.
В основе одной из наиболее распространенных типологий семей с позиций социологического анализа лежит дифференциа ция их по типам семейной структуры в рамках которой рассматриваются нуклеарные и расширенные семьи. Структурные различия этих двух семейных групп обусловлены присутствием в нуклеарных семьях представителей только двух поколений (родители плюс дети). В расширенных семьях возможно проживание представителей старшего поколения (дедушек, бабушек) или других родственников.
Существует достаточно обоснованное утверждение о более высоких воспитательных возможностях расширенной семьи по сравнению с нуклеарной. Это мнение базируется на особенностях образа жизни в каждой из указанных семейных групп. Известно, что в семьях с несовершеннолетними детьми (т. е. в семьях, напрямую осуществляющих воспитание как функцию) чаще всего оба родителя заняты в сфере общественного труда, т. е. зарабатывают деньги. Отсюда крайне ограниченные возможности родителей для общения с детьми и решения воспитательных задач. Присутствие дедушек и бабушек в расширенной семье позволяет компенсировать этот недостаток за счет каждодневных непосредственных контактов детей с представителями старшего поколения. Имеются социологические исследования, подтверждающие, в частности, более успешное осуществление нравственного воспитания в расширенной семье, когда передача семейных ценностей происходит не по схеме «родители =>дети», а непосредственно от бабушек и дедушек детям. С другой стороны, присутствие в семье пожилых, слабых представителей старшего поколения формирует в детях чувство сопереживания, сознание своей нужности для оказания им помощи и поддержки.
Наличие бабушек и дедушек способствует решению еще одной проблемы воспитания, особо значимой для детей младшего школьного возраста. Появляются возможности повышения семейного контроля — базовой составляющей в процессе социализации ребенка. Сегодня во многих общеобразовательных учреждениях ликвидирована практика продленного дня для младших школьников. В результате родители имеют лишь приблизительное представление о том, где и чем занят их ребенок после школьных занятий. Соответственно растет статистика детского травматизма, дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Наличие в семье представителей третьего поколения позволяет повысить их защищенность.
Еще одно основание, по которому производится типологиза- ция семей, — это число детей. Различают семьи однодетные, двухдетные и многодетные. Наиболее благоприятные материаль ные условия для воспитания детей имеет сегодня однодетная семья. В современной России, где, по данным социологических опросов, 67 % населения живет за гранью бедности, материальный фактор в значительной степени определяет воспитательный потенциал семьи.
Достаточно напомнить, что стоимость содержания ребенка в дошкольных образовательных учреждениях такова, что лишь 54 % семей имеют возможность пользоваться ими. Что касается допол нительных услуг образовательных учреждений, то их оплачивают от 10 % семей в Орловской области до 60 % семей в Ханты-Ман сийском автономном округе.
Есть и другие плюсы в воспитании единственного ребенка: он постоянно получает подтверждения любви и усиленного внима ния к себе, растет в атмосфере полной самодостаточности и уверенности в себе. Однако эти, безусловно, положительные проявления родительских чувств в своей крайней форме могут привести (и часто приводят) к формированию эгоцентричного типа личности ребенка с завышенной самооценкой и неоправданно высо кими притязаниями. Столкновение такого ребенка е реальностью приводит его к неприятному открытию; внесемейный социум не признает его права на исключительность. В кругу сверстников он такой же, как все дети его возраста — не хуже, не лучше. Этот первый жизненный урок нередко приводит к стрессовой ситуа ции, следствием которой становится деформация психики ребенка. Формируются негативные черты характера (агрессия, неспо собность строить общение с детьми, низкая адаптивность). Разви-ваются-неврозы, проявляющиеся в разных формах: от истерических приступов до депрессий, от болей головных, в области живо та до удуший и рвоты. Довольно распространены в таких-семьях отказы ребенка идти в детский сад, школу. Не находя признания своей особой значимости у сверстников, ребенок теряет интерес к их обществу, избегает контактов с ними.
Таким образом однодетная семья, предлагая ребенку максимум условий для развития, в то же время создает почву для ряда значительных провалов воспитания, связанных с гиперопекой, избыточной любовью, отсутствием необходимой требовательно сти и дисциплины.
Обратимся теперь к двухдетной семье. Безусловно, двухдетная семья имеет более серьезные материальные трудности в сравне нии с однодетной. Однако в целом воспитательный климат в та кой семье в большей мере соответствует формированию психоло гически здоровых, социально адаптированных детей. С первых со знательных шагов в жизни ребенок в такой семье воспринимает свою роль еще одного ребенка в данной семейной группе. Складываются совершенно иные качественные характеристики лич ности, отличные от детей, растущих в однодетных семьях: толерантность, способность к сотрудничеству, умение уступать, альт руизм, взаимная поддержка. Здесь отсутствует почва для форми рования эгоцентризма, личной исключительности, нетерпимости. Все проблемы обеспечения жизнедеятельности ребенка решаются с учетом потребностей и проблем его брата (сестры). Таким образом, двухдетная семья лучше решает задачу подготовки детей к взаимодействию с внешним миром, с другими людьми, лучше осуществляет социализацию личности.
Логично было бы предположить, что в Т2ехдетной_(по российским нормативам — многодетной) семье эта функция осуществ ляется наиболее эффективно. Известны исторические примеры: многодетность семьи всегда определяла четкие ориентации детей на труд, способствовала развитию чувства ответственности, взаимной поддержки и т. д. Однако законы логики оказываются бессильны перед законами экономики: в условиях ограниченных ма териальных возможностей средняя российская семья вынуждена сокращать, р ожда емость. Многодетность становится уделом по боль шей части неблагополучных семей, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками, ведущих беспорядочную сексуальную жизнь. В ре- зуль1а1е.дети,4южденнь1е_в-такай семье, растут в не соответству ющих общественным нормам социальных и гигиенических усло виях. С точки зрения воспитания эти дети растут в ситуации риска, обусловленной уже изначально фактом их рождения в неблагополучной семье.
Широко распространена группировка семей по признаку наличия обоих супругов: полная и неполная семья. Такая группировка дает большие возможности для анализа результатов воспитатель ной деятельности семьи в зависимости от участия в этом процессе только одного или обоих родителей. По данным микроперепи си 1994 г., в России в каждой пятой семье с несовершеннолетни ми детьми отсутствует один родитель. Число неполных семей составляет 5,2 млн, причем 98 % их составляют семьи материнские (мать плюс ребенок).
Образованию неполных семей в первую очередь способствуют разводы: на 100 зарегистрированных браков в России приходится 59 разводов. Другая причина возникновения неполных семей — чрез вычайно высокая смертность мужчин трудоспособного возраста, большей частью по неестественным причинам (отравление, про изводственные травмы, военные действия и т.д.). Статистика сегодня такова: лишь около 56 % мужчин в стране доживает до 60 лет.
Неполная семья в этом случае представляет собой группу «мать (вдова) плюс ребенок (частично сирота)». Психологи на основа нии многочисленных наблюдений утверждают, что существует ка чественное различие в воспитании детей в неполной семье в за висимости от ее генезиса (причины образования). Так, дети, по терявшие одного из родителей в результате его смерти, демонстрируют гораздо меньше негативных проявлений в развитии, чем дети разведенных родителей. У последних превалирует фактор низ кой самооценки («меня бросили, значит, я недостоин любви»), практически отсутствующий у детей первой группы. В неполной семье с матерью-вдовой значительно слабее выражается извеч ный конфликт поколений «родители—дети», как правило, отсут ствует характерная для семьи развода агрессия ребенка, направ ленная на одного или обоих родителей.
Еще один путь образования неполных семей — рождение детей вне брака. Число таких детей неуклонно возрастает. В 1996 г. в России родилось в незарегистрированном браке 22,77 % общего числа родившихся; в 1997 г. этот показатель достиг 24,99 %, а в 1998 г. — уже 26,44%.
Поскольку неполные семьи имеют столь массовое распростра нение в обществе, остановимся подробнее на воспитательных особенностях этой семейной группы. При этом, говоря об отличиях воспитания в неполной семье, будем иметь в виду в качестве ба зовой для сравнения полную семью.
Положение неполной семьи характеризуется в целом более низ ким материальным достатком. В среднем по регионам России 60,9 % от всех неполных семей составляют «бедные», т. е. такие, в кото рых доход на одного члена ниже стоимости потребительской кор зины.
Медики отмечают существенные различия в образе жизни не полной семьи по сравнению с полной. Эти различия определяют ся основными факторами риска здоровья: статистически значи- мой частотой наличия в неполной семье вредных привычек (куре ние, употребление алкоголя), социально-бытовой и жизненной неустроенностью, несоблюдением гигиенических норм жизни, са молечением и т. п.
Наблюдаются также ощутимые различия в психологическом здо ровье детей из полных и неполных семей. Проведенное нами в школах Подмосковья социологическое исследование показало, что дети в неполных семьях значительно реже детей из полных семей хотели бы быть похожими на отца: его уход из семьи ведет к от чуждению ребенка, к формированию негативного, порой даже враждебного отношения к покинувшему семью родителю. Особенно драматичными представляются ответы школьников из не полных семей, категорически не желающих быть похожими ни на одного из родителей (39 %). Для этих детей вполне подходит социо логический термин, определяющий их статус и душевное состоя ние: «социальное одиночество».
Одним из показателей эффективности семейного воспитания является то, как часто дети обращаются к родителям за советом, помощью. На основании этого показателя составляется представ ление об авторитете родителей в глазах детей. В неполных семьях по сравнению с полными значительно сокращается частота выбо ра детьми отца в качестве советчика по жизненно важным вопросам: разведенный отец территориально и личностно далек от ре бенка.
Дети в неполной семье имеют заниженные познавательные ус тановки, более низкую, чем в полной семье, школьную успевае мость и слабо выраженные стремления к достижениям. Из этого следует более низкий уровень получаемого образования, последу ющая занятость в малоквалифицированном труде, а значит, низ кий материальный достаток.
Дети из неполных семей демонстрируют высокий уровень тре вожности, не свойственный для несовершеннолетних, имеющих обоих родителей. Их постоянно сопровождает страх потерять един ственного оставшегося с ними родителя — опекуна и кормильца.
Учитывая преимущественно материнскую модель неполной се мьи (мать плюс ребенок), проследим, как проявляются в ней осо бенности воспитания детей разного пола. Отсутствие отца в семье лишает мальчика мужского образца для подражания, усложняет его самоидентификацию. С переходом ребенка в отроческий возраст проблема поиска мужского эталона поведения обостряется. Мальчик ищет достойный образец вне семьи: из числа либо своих сверстников, либо посторонних взрослых мужчин. Известно, что авторитеты среди ровесников выбираются по принципу либо боль шей физической силы (стремление уйти под его защиту), либо большей развязности, асоциальное™ (источник новой ненормативной информации). Что касается чужого взрослого мужчины, то интерес с его стороны к ребенку нередко носит негативный характер: мальчик становится объектом использования в каких- либо неблаговидных целях (корыстных, сексуальных и т. п.). Понимая потребность мальчика в мужском эталоне идентификации, одинокая мать пытается компенсировать сыну этот недостаток изменением своей родительской роли на более суровую, авторитарную. Однако такая стратегия отношений с сыном приводит к дополнительным нежелательным результатам: женщина не в состоянии совмещать материнскую функцию любви, терпимости и теплоты с отцовской, основанной на мужской строгости и требо вательности. В результате мальчик лишается не только отца, но и матери. Эмоциональное состояние мальчиков в неполной семье более проблемное, чем у девочек; оно связано с ощущением лич ностной изоляции. Мальчики в неполной семье чаще испытывают чувство одиночества и трудности в общении, чем девочки или дети в полных семьях.
Для девочки отсутствие в семье отца также чревато серьезны ми последствиями, так как в ее сознании не создается реалистического представления о мужчинах. Интерес девочки к противо положному полу деформируется. Особенно это заметно с перехо дом в отроческий возраст: либо девочка демонстрирует полное неприятие мужского общества, либо ее поведение приобретает излишне сексуализированные формы. Такие поведенческие деви ации девочки объясняются недостатком навыков общения с пред ставителями противоположного пола.
Издержки воспитания детей в неполной семье негативным об разом сказываются на результатах социализации. Это подтвержда ет статистика, согласно которой 37 % от общего числа стоящих на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений не совершеннолетних воспитываются в неполной семье. По другим источникам, до 40 % детей, помещенных в центры временной изо ляции несовершеннолетних правонарушителей, имеют только одного родителя.
Неполная семья может стать отправной точкой для создания полноценной семейной группы в результате повторного брака. По вторный брак родителя обычно приводит к серьезному эмоцио нальному стрессу ребенка, который протекает весьма болезненно. Происходит вторичное после развода родителей изменение се мейных ролей. Тогда в результате развода один из родителей по кинул семью, и это потребовало длительной адаптации ребенка к новым жизненным условиям. Теперь в результате повторного бра ка родителя в семье появился чужой взрослый на правах отчима (мачехи). Такое изменение жизненной ситуации часто вызывает негативные поведенческие проявления у детей: ревность, игно рирование, грубость, повышенную тревожность. Дети испытыва ют беспокойство, что отец или мать перестанет любить их, пере ключит свое внимание на нового члена семьи. Особенно тяжело происходит приспособление новых мужей (жен) в семьях с деть ми-подростками от первого брака. Известны свойственная подро сткам категоричность, бескомпромиссность суждений, что не спо собствует налаживанию отношений с новыми взрослыми в семье.
Очень осложняет психологический климат во вновь создаваемой семье необходимость совместного проживания детей от разных родителей. Часто в этом случае возникают острая конкуренция между детьми, обида и озлобленность на своего родителя, уделяющего внимание чужому ребенку. Отчимы и мачехи обычно стремятся проявлять равную любовь к родным и неродным детям. Но и те и другие замечают только знаки внимания к противопо ложной стороне, что сильно обостряет внутрисемейные отноше ния.
Дополнительным травмирующим фактором для детей от пер вого брака становится рождение у супругов совместного ребенка в новой семье. Это естественное явление возбуждает в сводных де тях скрытую ревность, отчуждение, способствует снижению их самооценки, вызывает дополнительные трудности общения с родителями и сверстниками. По данным зарубежных исследований, 20 % детей с низкой самооценкой воспитываются в семьях, где родители вступили в брак повторно.
Повторный брак родителей является одним из распространен ных факторов отклоняющегося поведения у детей подросткового возраста. Исследователи многократно отмечали повышенную склон ность детей из неполных и повторных семей к таким вредным привычкам, как курение, алкоголь, наркотики.
Следующее основание типолбгизации семей — социальная од нородность супругов; по этому показателю различают гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи. Социальная од нородность может проявляться через разные демографические ха рактеристики: профессию, место жительства, возраст, образование, национальную принадлежность, религию и т. д. Наиболее су щественное влияние на воспитание детей оказывают такие харак теристики супругов, как национальность и религия. Прежде всего следует иметь в виду, что неоднородность брачных партнеров по этим признакам обусловлена различиями субкультур их родитель ских семей, в которых они родились и выросли. Образ жизни ро дительской семьи существенно влияет на формирование семей ной идеологии человека в собственной семье. В ситуациях супру жеских конфликтов часто возникают сюжеты использования од ним из супругов национальной или религиозной принадлежности другого супруга в спекулятивных целях. Выраженные вербально и в присутствии детей, эти аргументы могут глубоко травмировать ребенка — носителя обеих субкультур и одинаково любящего отца и мать. Семейные коллизии с использованием в негативных целях элементов религиозной или национальной неоднородности не сомненно относятся к запрещенным приемам в воспитательной практике родителей.
Еще одна типология семей — по занятости членов семьи: полностью — частично занятая — семья безработных. Безработица роди телей как фактор воспитания детей оказывает негативное влия ние в двух качественно различающихся планах. С одной стороны, безработные родители не в состоянии объективно предоставить детям необходимую материальную базу для полноценного разви тия. Такая семья живет за гранью бедности, ограничивая свои потребности лишь биологическим выживанием. С другой стороны, безработные родители имеют мало шансов для утверждения своего авторитета перед детьми. Как правило, дети считают таких ро дителей неудачниками, не способными преуспевать в новых социальных условиях, найти свою социальную нишу. В 1998 г. в России была зарегистрирована 901 тыс. безработных, имеющих на иж дивении несовершеннолетних детей. Таким образом, можно гово рить о большой категории семей, воспитательный потенциал ко торых нарушен в связи с экономическими трудностями.
Несколько более оптимистично можно оценить положение се мей с частично занятыми родителями. Частичная занятость предполагает либо не полный рабочий день (и соответственно сокращенную оплату), либо случайные заработки, либо занятость од ного супруга при незанятости другого. При этом в настоящее вре мя в стране существует тенденция незанятости одного из супру гов, которая не носит добровольного характера, а является вы нужденной. Особенно часто такая ситуация наблюдается с женской незанятостью: в связи с вытеснением женщин из сферы общественного труда они пополняют отряд женщин экономически активного возраста, занятых домашним хозяйством. С точки зре ния воспитания детей пребывание женщины-матери дома не следует оценивать однозначно. С одной стороны, у матери появляется дополнительные возможности участия в воспитании ребенка. С другой стороны, эмпирически доказано, что мать-домохозяйка часто пользуется меньшим авторитетом в глазах детей, так как они не считают ее достаточно компетентной во внедомашних жизненных вопросах.
Наконец, при полной занятости обоих супругов в семье также возникают воспитательные проблемы, которые рассматривались выше при анализе нуклеарной семьи.
Существует еще одна типология семей, связанная с отноше нием родителей к труду. Основанием этой типологии служит сте пень включенности родителей в профессиональную деятельность. Вы деляются два типа такого отношения: каждый из супругов ориентирован на профессиональную карьеру (двухкарьерная семья) или в семье делается ставка на карьерные достижения одного из суп ругов (монокарьерная). Чаще всего в российской семье реализуется монокарьерный тип, при котором предпочтение традиционно отдается карьерным достижениям мужа-отца. Соответственно та кой тип семьи воспроизводит преимущественное участие матери в воспитании детей. Участие отца в воспитании сведено здесь к минимуму: он глава семьи, зарабатывает деньги, принимает уча стие в решении важных вопросов семейной жизни. Следует отме тить, что в последние годы супруги стали решать проблемы выбо ра ведущей карьеры в семье более гибко. Теперь зачастую можно встретить семьи, где первостепенной признается карьера жены (обычно в случае ее более высокого материального преуспевания). Тогда второстепенная родительская роль — ведения домашнего хозяйства и воспитания детей — становится прерогативой отца- мужа.
Двухкарьерный тип семьи воспроизводится в семьях, постро енных по принципу демократических отношений, где каждый суп руг осознает себя личностью и занят самореализацией. Воспита ние детей в таких семьях может осуществляться успешно при ус ловии помощи со стороны старших, родителей.
Широко применяется типология, характеризующая семью по уровню социального благополучия: благополучная и проблемная. С про блемной семьей все ясно: это семья, не выполняющая своих ос новополагающих социальных функций (в том числе и по воспита нию детей). Что касается благополучных семей, то необходимо иметь в виду, что в силу известной закрытости, автономности жизнедеятельности семьи имеющиеся в ней признаки неблагопо лучия далеко не всегда становятся достоянием гласности. Иногда лишь после каких-либо явных негативных проявлений, выходя щих за рамки дома, становится известным истинный характер отношений в семье.
Покажем наиболее типичные модели современной семьи с позиций доминированного психологического климата (А. С. Спива-ковская, 1986).
Внешне спокойная семья. В такой семье супруги испытывают друг к другу^голько чувство долга, окрашенного скукой и неудовлетво ренностью. В семье царит атмосфера мрачной подавленности, безысходности, каждый из взрослых занят сугубо своими проблема ми и тайным ожиданием разрыва отношений при благоприятном сочетании обстоятельств (новый роман или достижение детьми со вершеннолетия). В такой семье ребенок также живет в ситуации напряженности, с чувством опасности и тревоги. Эта постоянная нагрузка на нервную систему ребенка сказывается на его успехах в школе, проявляется в неадекватных поведенческих реакциях.
Вулканическая семья. В такой семье супруги постоянно выясня ют отношения, расходятся, сходятся, скандалят, ненавидят друг друга, с тем чтобы вскоре снова жить в мире и согласии. В полярные переживания родителей втягиваются дети. Диалектику взрос лых отношений им постичь не дано. Возникают эмоциональные перегрузки, постоянный страх перед крушением семьи. Нарушение стабильности детского мира рождает невротические реакции, отклонения в развитии ребенка.
Псевдосемья. В этой семье происходит переадресовка ролей вос питания. Авторитарная, часто достаточно молодая бабушка вы полняет роль матери. Вся стратегия воспитания ребенка, его эмо циональные связи узурпированы одним лицом — бабушкой. Мать в этой семье берет на себя скорее роль отца, проявляя излишнюю требовательность и принципиальность. Отец, оказавшись в роли «третьего лишнего», не принимает участия в жизни семьи или уходит из нее. Подобное одностороннее женское влияние искажа ет нормальный ход эмоционального развития ребенка. Учитель должен быть очень внимателен, когда на родительские собрания вместо отца или матери приходят дедушка или бабушка.
Семья-крепость. Такая семья живет очень обособленно, уверенная в агрессивности и жестокости окружающего мира. Людей, «вы ходящих» на эту семью (друзей детей, соседей), расценивают как потенциальных носителей зла. Ребенку внушается вредность дружеских связей, его чувства блокируются, активность подавляется. Такая семейная атмосфера отрицательно сказывается на развитии ребенка. Дети становятся неуверенными в себе, безынициативны ми, целиком зависящими от более сильного лица. Иногда, наобо рот, они становятся упрямцами, негативистами, проявляют пол ную несговорчивость, конфликтность поведения.
Чрезвычайно важным фактором для социализации ребенка яв ляется характер преобладающих отношений к нему со стороны взрослых членов семьи. Существуют семьи полные, но с психологической атмосферой, крайне неблагоприятной для развития ре бенка, для его психического здоровья. Достаточно распространен ным типом малоперспективных взаимоотношений взрослого и ребенка являются отношения, в основе которых лежит заведомое отрицание права ребенка на собственное «я». Условно назовем их отношениями дискриминации.
При отношениях дискриминации воспитатель воспринимает ре бенка как свою собственность, данность, которой он распоряжа ется по собственному желанию и усмотрению. Этот тип отноше ний предполагает полное, безропотное подчинение ребенка взрос лому. Ребенок не должен сомневаться, ему отказано в праве быть самостоятельным, допускать ошибки, не позволяется иметь свое мнение, возражать, спорить. В его поведении культивируется без думное послушание, следование заданному взрослыми образу.
Такие отношения в семье могут выражаться в разной форме — быть излишне требовательными или достаточно доброжелатель ными, но воспитательная формула одна: «ребенок должен быть таким, каким я хочу его видеть». В излишне требовательном вос питании преобладают критика ребенка, чрезмерная строгость с использованием наказаний, в том числе физических, отсутству ют похвала, поощрения. При достаточной доброжелательности действия ребенка сопровождаются замечаниями, ироническими комментариями. Взрослые хотят добиться от детей успехов в любом деле (учении, музыке, спорте) без учета их интересов и ре альных возможностей. Мелочный контроль за каждым шагом вы растает в систему запретов и неусыпного наблюдения за тем, что бы ребенок не отходил от заданного идеала.
Отношения дискриминации предполагают полное пренебре жение к желаниям, склонностям ребенка, невнимание к его внут ренним проблемам. В таких условиях возникает незримая стена ду ховного отчуждения. Ребенок может рассчитывать только на себя, у него нет надежды на участие, понимание и поддержку со сторо ны взрослых. Несомненно, такие условия жизни вызывают пере напряжение нервной системы и часто являются причиной психо логических срывов. На неблагоприятную ситуацию одни дети отвечают робостью, боязливостью, притуплением чувства достоин ства; другие дают реакцию гнева, агрессии, жестокости. Дефор мируется процесс естественной социализации ребенка, формирования целесообразного поведения в коллективе сверстников. Отсутствие возможности учиться на собственном опыте, разумно пользоваться свободой подавляет чувство ответственности, дол га, самодисциплины.
Дискриминационный тип отношений с детьми абсолютно не приемлем. Родителям с властными характерами необходимо про вести ревизию своего поведения, взять под контроль излишнюю реактивность, резкость, нетерпимость, проявить самокритич ность.
Отметим еще один вариант достаточно распространенных неблагоприятных отношений взрослого и ребенка, который можно
определить как отношения вседозволенности. Такие отношения предполагают, что ребенок живет, как ему хочется, ведет себя,
как ему заблагорассудится.В отношениях вседозволенности выделяются две модели.
Первая — потворствующая гиперпротекция, воспитание по типу «семья с кумиром», «оранжерейное» воспитание.
Единственный, болезненный, последний или поздний ребе нок растет в атмосфере безудержного обожания. Воспитатели пре дупреждают каждое его желание. Во имя ребенка совершаются чудеса жертвенности и самоотречения.
Отношения вседозволенности предполагают выполнение за ре бенка всего того, что он мог бы и должен был бы выполнить самостоятельно. Мотив взрослых — оградить дитя от любых труд ностей.
Воспитание, в основе которого лежат отношения такого рода, культивирует эгоцентрическое стремление ребенка всегда быть в центре внимания окружающих, ловить полные восхищения своей особой взоры, слышать хвалебные разговоры о себе, принимать подношения как знаки признания неординарности своей лично сти. Дети, находящиеся в таких условиях, при поступлении в школу не имеют необходимых навыков самообслуживания, плохо адаптируются в коллективе. Претендуя на командные роли, они вмес те с тем плохо устанавливают товарищеские отношения, у них притуплено чувство товарищеской солидарности, умение считаться с интересами других. Малейшие неудачи порождают демонстра- тивность, унижение одноклассников, негативные оценки их. Ребенок считает себя несправедливо непризнанным, обвиняет всех в жестокости. Невозможность реализовать желаемое, ощущение себя неодобряемым, непринятым приводят к появлению тревож ности, разнообразных невротических расстройств.
Другой вариант отношений вседозволенности — это воспита ние при полной безнадзорности, при недостаточных контроле и заботе. В семьях, где родители находятся в конфликтных отноше ниях или злоупотребляют алкоголем, ведут аморальный образ жизни, ребенок растет без внимания и участия взрослых. Отношения отличаются крайним формализмом, иногда ограничиваются лишь материальной заботой (или и таковая отсутствует). Ребенок чувствует, что старшим он не нужен, им не до него. Скрытая ги перопека нередко сочетается с эмоциональным отвержением, воспитанием по типу «золушки». В результате дети бегут от раздра жения или неприкрытой злобы взрослых на улицу. Обездоленные ребята объединяются в группы, в которых они себя чувствуют легко и свободно. Бесцельное времяпрепровождение порождает беспечность, безответственность, асоциальное поведение.