Документ без имени

РАЗДЕЛ VII

ШКОЛА И СЕМЬЯ КАК ПАРТНЕРЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ РИСКА

ГЛАВА 1

СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ В ЗЕРКАЛЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО

И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА


Реализация социальной функции коррекционно-развивающего образования диктует необходимость специального внимания к положению ребенка в семье, к выстраиванию партнерских отношений с нею в целях воспитания полноценного, социально адаптированного гражданина. Необходима помощь семье в преодолении тех недостатков в развитии детей, которые осложняют процесс их учения и социализации. При этом помощь школы как профессионально подготовленного субъекта воспитания предполагает знание закономерностей жизнедеятельности семьи и связанных с ними особенностей воспитания детей.

Отмечается множество типологий семей в зависимости от оснований, выбираемых для их построения.

В основе одной из наиболее распространенных типологий семей с позиций социологического анализа лежит дифференциа­ ция их по типам семейной структуры в рамках которой рассматриваются нуклеарные и расширенные семьи. Структурные различия этих двух семейных групп обусловлены присутствием в нуклеарных семьях представителей только двух поколений (родители плюс дети). В расширенных семьях возможно проживание представителей старшего поколения (дедушек, бабушек) или других родственников.

Существует достаточно обоснованное утверждение о более высоких воспитательных возможностях расширенной семьи по сравнению с нуклеарной. Это мнение базируется на особенностях образа жизни в каждой из указанных семейных групп. Известно, что в семьях с несовершеннолетними детьми (т. е. в семьях, напрямую осуществляющих воспитание как функцию) чаще всего оба родителя заняты в сфере общественного труда, т. е. зарабатывают деньги. Отсюда крайне ограниченные возможности родителей для общения с детьми и решения воспитательных задач. Присутствие дедушек и бабушек в расширенной семье позволяет компенсировать этот недостаток за счет каждодневных непосредственных контактов детей с представителями старшего поколения. Имеются социологические исследования, подтверждающие, в частности, более успешное осуществление нравственного воспитания в расширенной семье, когда передача семейных ценностей происходит не по схеме «родители =>дети», а непосредственно от бабушек и дедушек детям. С другой стороны, присутствие в семье пожилых, слабых представителей старшего поколения формирует в детях чувство сопереживания, сознание своей нужности для оказания им помощи и поддержки.

Наличие бабушек и дедушек способствует решению еще одной проблемы воспитания, особо значимой для детей младшего школьного возраста. Появляются возможности повышения семейного контроля — базовой составляющей в процессе социализации ребенка. Сегодня во многих общеобразовательных учреждениях ликвидирована практика продленного дня для младших школьников. В результате родители имеют лишь приблизительное представление о том, где и чем занят их ребенок после школьных занятий. Соответственно растет статистика детского травматизма, дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Наличие в семье представителей третьего поколения позволяет повысить их защищенность.

Еще одно основание, по которому производится типологиза- ция семей, — это число детей. Различают семьи однодетные, двухдетные и многодетные. Наиболее благоприятные материаль­ ные условия для воспитания детей имеет сегодня однодетная семья. В современной России, где, по данным социологических опросов, 67 % населения живет за гранью бедности, материальный фактор в значительной степени определяет воспитательный потенциал семьи.

Достаточно напомнить, что стоимость содержания ребенка в дошкольных образовательных учреждениях такова, что лишь 54 % семей имеют возможность пользоваться ими. Что касается допол­ нительных услуг образовательных учреждений, то их оплачивают от 10 % семей в Орловской области до 60 % семей в Ханты-Ман­ сийском автономном округе.

Есть и другие плюсы в воспитании единственного ребенка: он постоянно получает подтверждения любви и усиленного внима­ ния к себе, растет в атмосфере полной самодостаточности и уве­ренности в себе. Однако эти, безусловно, положительные прояв­ления родительских чувств в своей крайней форме могут привес­ти (и часто приводят) к формированию эгоцентричного типа личности ребенка с завышенной самооценкой и неоправданно высо­ кими притязаниями. Столкновение такого ребенка е реальностью приводит его к неприятному открытию; внесемейный социум не признает его права на исключительность. В кругу сверстников он такой же, как все дети его возраста — не хуже, не лучше. Этот первый жизненный урок нередко приводит к стрессовой ситуа­ ции, следствием которой становится деформация психики ребен­ка. Формируются негативные черты характера (агрессия, неспо­ собность строить общение с детьми, низкая адаптивность). Разви-ваются-неврозы, проявляющиеся в разных формах: от истеричес­ких приступов до депрессий, от болей головных, в области живо­ та до удуший и рвоты. Довольно распространены в таких-семьях отказы ребенка идти в детский сад, школу. Не находя признания своей особой значимости у сверстников, ребенок теряет интерес к их обществу, избегает контактов с ними.

Таким образом однодетная семья, предлагая ребенку максимум условий для развития, в то же время создает почву для ряда значительных провалов воспитания, связанных с гиперопекой, избыточной любовью, отсутствием необходимой требовательно­ сти и дисциплины.

Обратимся теперь к двухдетной семье. Безусловно, двухдетная семья имеет более серьезные материальные трудности в сравне­ нии с однодетной. Однако в целом воспитательный климат в та­ кой семье в большей мере соответствует формированию психоло­ гически здоровых, социально адаптированных детей. С первых со­ знательных шагов в жизни ребенок в такой семье воспринимает свою роль еще одного ребенка в данной семейной группе. Скла­дываются совершенно иные качественные характеристики лич­ ности, отличные от детей, растущих в однодетных семьях: толе­рантность, способность к сотрудничеству, умение уступать, альт­ руизм, взаимная поддержка. Здесь отсутствует почва для форми­ рования эгоцентризма, личной исключительности, нетерпимости. Все проблемы обеспечения жизнедеятельности ребенка решаются с учетом потребностей и проблем его брата (сестры). Таким обра­зом, двухдетная семья лучше решает задачу подготовки детей к взаимодействию с внешним миром, с другими людьми, лучше осуществляет социализацию личности.

Логично было бы предположить, что в Т2ехдетной_(по россий­ским нормативам — многодетной) семье эта функция осуществ­ ляется наиболее эффективно. Известны исторические примеры: многодетность семьи всегда определяла четкие ориентации детей на труд, способствовала развитию чувства ответственности, вза­имной поддержки и т. д. Однако законы логики оказываются бес­сильны перед законами экономики: в условиях ограниченных ма­ териальных возможностей средняя российская семья вынуждена сокращать, р ожда емость. Многодетность становится уделом по боль­ шей части неблагополучных семей, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками, ведущих беспорядочную сексуальную жизнь. В ре- зуль1а1е.дети,4южденнь1е_в-такай семье, растут в не соответству­ ющих общественным нормам социальных и гигиенических усло­ виях. С точки зрения воспитания эти дети растут в ситуации рис­ка, обусловленной уже изначально фактом их рождения в небла­гополучной семье.

Широко распространена группировка семей по признаку нали­чия обоих супругов: полная и неполная семья. Такая группировка дает большие возможности для анализа результатов воспитатель­ ной деятельности семьи в зависимости от участия в этом процес­се только одного или обоих родителей. По данным микроперепи­ си 1994 г., в России в каждой пятой семье с несовершеннолетни­ ми детьми отсутствует один родитель. Число неполных семей со­ставляет 5,2 млн, причем 98 % их составляют семьи материнские (мать плюс ребенок).

Образованию неполных семей в первую очередь способствуют разводы: на 100 зарегистрированных браков в России приходится 59 разводов. Другая причина возникновения неполных семей — чрез­ вычайно высокая смертность мужчин трудоспособного возраста, большей частью по неестественным причинам (отравление, про­ изводственные травмы, военные действия и т.д.). Статистика се­годня такова: лишь около 56 % мужчин в стране доживает до 60 лет.

Неполная семья в этом случае представляет собой группу «мать (вдова) плюс ребенок (частично сирота)». Психологи на основа­ нии многочисленных наблюдений утверждают, что существует ка­ чественное различие в воспитании детей в неполной семье в за­ висимости от ее генезиса (причины образования). Так, дети, по­ терявшие одного из родителей в результате его смерти, демонст­рируют гораздо меньше негативных проявлений в развитии, чем дети разведенных родителей. У последних превалирует фактор низ­ кой самооценки («меня бросили, значит, я недостоин любви»), практически отсутствующий у детей первой группы. В неполной семье с матерью-вдовой значительно слабее выражается извеч­ ный конфликт поколений «родители—дети», как правило, отсут­ ствует характерная для семьи развода агрессия ребенка, направ­ ленная на одного или обоих родителей.

Еще один путь образования неполных семей — рождение детей вне брака. Число таких детей неуклонно возрастает. В 1996 г. в Рос­сии родилось в незарегистрированном браке 22,77 % общего числа родившихся; в 1997 г. этот показатель достиг 24,99 %, а в 1998 г. — уже 26,44%.

Поскольку неполные семьи имеют столь массовое распростра­ нение в обществе, остановимся подробнее на воспитательных особенностях этой семейной группы. При этом, говоря об отличиях воспитания в неполной семье, будем иметь в виду в качестве ба­ зовой для сравнения полную семью.

Положение неполной семьи характеризуется в целом более низ­ ким материальным достатком. В среднем по регионам России 60,9 % от всех неполных семей составляют «бедные», т. е. такие, в кото­ рых доход на одного члена ниже стоимости потребительской кор­ зины.

Медики отмечают существенные различия в образе жизни не­ полной семьи по сравнению с полной. Эти различия определяют­ ся основными факторами риска здоровья: статистически значи- мой частотой наличия в неполной семье вредных привычек (куре­ ние, употребление алкоголя), социально-бытовой и жизненной неустроенностью, несоблюдением гигиенических норм жизни, са­ молечением и т. п.

Наблюдаются также ощутимые различия в психологическом здо­ ровье детей из полных и неполных семей. Проведенное нами в школах Подмосковья социологическое исследование показало, что дети в неполных семьях значительно реже детей из полных семей хотели бы быть похожими на отца: его уход из семьи ведет к от­ чуждению ребенка, к формированию негативного, порой даже враждебного отношения к покинувшему семью родителю. Осо­бенно драматичными представляются ответы школьников из не­ полных семей, категорически не желающих быть похожими ни на одного из родителей (39 %). Для этих детей вполне подходит социо­ логический термин, определяющий их статус и душевное состоя­ ние: «социальное одиночество».

Одним из показателей эффективности семейного воспитания является то, как часто дети обращаются к родителям за советом, помощью. На основании этого показателя составляется представ­ ление об авторитете родителей в глазах детей. В неполных семьях по сравнению с полными значительно сокращается частота выбо­ ра детьми отца в качестве советчика по жизненно важным вопро­сам: разведенный отец территориально и личностно далек от ре­ бенка.

Дети в неполной семье имеют заниженные познавательные ус­ тановки, более низкую, чем в полной семье, школьную успевае­ мость и слабо выраженные стремления к достижениям. Из этого следует более низкий уровень получаемого образования, последу­ ющая занятость в малоквалифицированном труде, а значит, низ­ кий материальный достаток.

Дети из неполных семей демонстрируют высокий уровень тре­ вожности, не свойственный для несовершеннолетних, имеющих обоих родителей. Их постоянно сопровождает страх потерять един­ ственного оставшегося с ними родителя — опекуна и кормильца.

Учитывая преимущественно материнскую модель неполной се­ мьи (мать плюс ребенок), проследим, как проявляются в ней осо­ бенности воспитания детей разного пола. Отсутствие отца в семье лишает мальчика мужского образца для подражания, усложняет его самоидентификацию. С переходом ребенка в отроческий воз­раст проблема поиска мужского эталона поведения обостряется. Мальчик ищет достойный образец вне семьи: из числа либо своих сверстников, либо посторонних взрослых мужчин. Известно, что авторитеты среди ровесников выбираются по принципу либо боль­ шей физической силы (стремление уйти под его защиту), либо большей развязности, асоциальное™ (источник новой ненорма­тивной информации). Что касается чужого взрослого мужчины, то интерес с его стороны к ребенку нередко носит негативный характер: мальчик становится объектом использования в каких- либо неблаговидных целях (корыстных, сексуальных и т. п.). По­нимая потребность мальчика в мужском эталоне идентификации, одинокая мать пытается компенсировать сыну этот недостаток изменением своей родительской роли на более суровую, автори­тарную. Однако такая стратегия отношений с сыном приводит к дополнительным нежелательным результатам: женщина не в со­стоянии совмещать материнскую функцию любви, терпимости и теплоты с отцовской, основанной на мужской строгости и требо­ вательности. В результате мальчик лишается не только отца, но и матери. Эмоциональное состояние мальчиков в неполной семье более проблемное, чем у девочек; оно связано с ощущением лич­ ностной изоляции. Мальчики в неполной семье чаще испытывают чувство одиночества и трудности в общении, чем девочки или дети в полных семьях.

Для девочки отсутствие в семье отца также чревато серьезны­ ми последствиями, так как в ее сознании не создается реалисти­ческого представления о мужчинах. Интерес девочки к противо­ положному полу деформируется. Особенно это заметно с перехо­ дом в отроческий возраст: либо девочка демонстрирует полное неприятие мужского общества, либо ее поведение приобретает излишне сексуализированные формы. Такие поведенческие деви­ ации девочки объясняются недостатком навыков общения с пред­ ставителями противоположного пола.

Издержки воспитания детей в неполной семье негативным об­ разом сказываются на результатах социализации. Это подтвержда­ ет статистика, согласно которой 37 % от общего числа стоящих на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений не­ совершеннолетних воспитываются в неполной семье. По другим источникам, до 40 % детей, помещенных в центры временной изо­ ляции несовершеннолетних правонарушителей, имеют только одного родителя.

Неполная семья может стать отправной точкой для создания полноценной семейной группы в результате повторного брака. По­ вторный брак родителя обычно приводит к серьезному эмоцио­ нальному стрессу ребенка, который протекает весьма болезненно. Происходит вторичное после развода родителей изменение се­ мейных ролей. Тогда в результате развода один из родителей по­ кинул семью, и это потребовало длительной адаптации ребенка к новым жизненным условиям. Теперь в результате повторного бра­ ка родителя в семье появился чужой взрослый на правах отчима (мачехи). Такое изменение жизненной ситуации часто вызывает негативные поведенческие проявления у детей: ревность, игно­ рирование, грубость, повышенную тревожность. Дети испытыва­ ют беспокойство, что отец или мать перестанет любить их, пере­ ключит свое внимание на нового члена семьи. Особенно тяжело происходит приспособление новых мужей (жен) в семьях с деть­ ми-подростками от первого брака. Известны свойственная подро­ сткам категоричность, бескомпромиссность суждений, что не спо­ собствует налаживанию отношений с новыми взрослыми в семье.

Очень осложняет психологический климат во вновь создавае­мой семье необходимость совместного проживания детей от раз­ных родителей. Часто в этом случае возникают острая конкурен­ция между детьми, обида и озлобленность на своего родителя, уделяющего внимание чужому ребенку. Отчимы и мачехи обычно стремятся проявлять равную любовь к родным и неродным детям. Но и те и другие замечают только знаки внимания к противопо­ ложной стороне, что сильно обостряет внутрисемейные отноше­ ния.

Дополнительным травмирующим фактором для детей от пер­ вого брака становится рождение у супругов совместного ребенка в новой семье. Это естественное явление возбуждает в сводных де­ тях скрытую ревность, отчуждение, способствует снижению их самооценки, вызывает дополнительные трудности общения с ро­дителями и сверстниками. По данным зарубежных исследований, 20 % детей с низкой самооценкой воспитываются в семьях, где родители вступили в брак повторно.

Повторный брак родителей является одним из распространен­ ных факторов отклоняющегося поведения у детей подросткового возраста. Исследователи многократно отмечали повышенную склон­ ность детей из неполных и повторных семей к таким вредным привычкам, как курение, алкоголь, наркотики.

Следующее основание типолбгизации семей — социальная од­ нородность супругов; по этому показателю различают гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи. Социальная од­ нородность может проявляться через разные демографические ха­ рактеристики: профессию, место жительства, возраст, образование, национальную принадлежность, религию и т. д. Наиболее су­ щественное влияние на воспитание детей оказывают такие харак­ теристики супругов, как национальность и религия. Прежде всего следует иметь в виду, что неоднородность брачных партнеров по этим признакам обусловлена различиями субкультур их родитель­ ских семей, в которых они родились и выросли. Образ жизни ро­ дительской семьи существенно влияет на формирование семей­ ной идеологии человека в собственной семье. В ситуациях супру­ жеских конфликтов часто возникают сюжеты использования од­ ним из супругов национальной или религиозной принадлежности другого супруга в спекулятивных целях. Выраженные вербально и в присутствии детей, эти аргументы могут глубоко травмировать ребенка — носителя обеих субкультур и одинаково любящего отца и мать. Семейные коллизии с использованием в негативных целях элементов религиозной или национальной неоднородности не­ сомненно относятся к запрещенным приемам в воспитательной практике родителей.

Еще одна типология семей — по занятости членов семьи: полно­стью частично занятая семья безработных. Безработица роди­ телей как фактор воспитания детей оказывает негативное влия­ ние в двух качественно различающихся планах. С одной стороны, безработные родители не в состоянии объективно предоставить детям необходимую материальную базу для полноценного разви­ тия. Такая семья живет за гранью бедности, ограничивая свои по­требности лишь биологическим выживанием. С другой стороны, безработные родители имеют мало шансов для утверждения свое­го авторитета перед детьми. Как правило, дети считают таких ро­ дителей неудачниками, не способными преуспевать в новых со­циальных условиях, найти свою социальную нишу. В 1998 г. в Рос­сии была зарегистрирована 901 тыс. безработных, имеющих на иж­ дивении несовершеннолетних детей. Таким образом, можно гово­ рить о большой категории семей, воспитательный потенциал ко­ торых нарушен в связи с экономическими трудностями.

Несколько более оптимистично можно оценить положение се­ мей с частично занятыми родителями. Частичная занятость пред­полагает либо не полный рабочий день (и соответственно сокра­щенную оплату), либо случайные заработки, либо занятость од­ ного супруга при незанятости другого. При этом в настоящее вре­ мя в стране существует тенденция незанятости одного из супру­ гов, которая не носит добровольного характера, а является вы­ нужденной. Особенно часто такая ситуация наблюдается с жен­ской незанятостью: в связи с вытеснением женщин из сферы об­щественного труда они пополняют отряд женщин экономически активного возраста, занятых домашним хозяйством. С точки зре­ ния воспитания детей пребывание женщины-матери дома не следует оценивать однозначно. С одной стороны, у матери появляется дополнительные возможности участия в воспитании ребенка. С другой стороны, эмпирически доказано, что мать-домохозяйка часто пользуется меньшим авторитетом в глазах детей, так как они не считают ее достаточно компетентной во внедомашних жизненных вопросах.

Наконец, при полной занятости обоих супругов в семье также возникают воспитательные проблемы, которые рассматривались выше при анализе нуклеарной семьи.

Существует еще одна типология семей, связанная с отноше­ нием родителей к труду. Основанием этой типологии служит сте­ пень включенности родителей в профессиональную деятельность. Вы­ деляются два типа такого отношения: каждый из супругов ориен­тирован на профессиональную карьеру (двухкарьерная семья) или в семье делается ставка на карьерные достижения одного из суп­ ругов (монокарьерная). Чаще всего в российской семье реализуется монокарьерный тип, при котором предпочтение традиционно отдается карьерным достижениям мужа-отца. Соответственно та­ кой тип семьи воспроизводит преимущественное участие матери в воспитании детей. Участие отца в воспитании сведено здесь к минимуму: он глава семьи, зарабатывает деньги, принимает уча­ стие в решении важных вопросов семейной жизни. Следует отме­ тить, что в последние годы супруги стали решать проблемы выбо­ ра ведущей карьеры в семье более гибко. Теперь зачастую можно встретить семьи, где первостепенной признается карьера жены (обычно в случае ее более высокого материального преуспевания). Тогда второстепенная родительская роль — ведения домашнего хозяйства и воспитания детей — становится прерогативой отца- мужа.

Двухкарьерный тип семьи воспроизводится в семьях, постро­ енных по принципу демократических отношений, где каждый суп­ руг осознает себя личностью и занят самореализацией. Воспита­ ние детей в таких семьях может осуществляться успешно при ус­ ловии помощи со стороны старших, родителей.

Широко применяется типология, характеризующая семью по уровню социального благополучия: благополучная и проблемная. С про­ блемной семьей все ясно: это семья, не выполняющая своих ос­ новополагающих социальных функций (в том числе и по воспита­ нию детей). Что касается благополучных семей, то необходимо иметь в виду, что в силу известной закрытости, автономности жизнедеятельности семьи имеющиеся в ней признаки неблагопо­ лучия далеко не всегда становятся достоянием гласности. Иногда лишь после каких-либо явных негативных проявлений, выходя­ щих за рамки дома, становится известным истинный характер отношений в семье.

Покажем наиболее типичные модели современной семьи с позиций доминированного психологического климата (А. С. Спива-ковская, 1986).

Внешне спокойная семья. В такой семье супруги испытывают друг к другу^голько чувство долга, окрашенного скукой и неудовлетво­ ренностью. В семье царит атмосфера мрачной подавленности, бе­зысходности, каждый из взрослых занят сугубо своими проблема­ ми и тайным ожиданием разрыва отношений при благоприятном сочетании обстоятельств (новый роман или достижение детьми со­ вершеннолетия). В такой семье ребенок также живет в ситуации напряженности, с чувством опасности и тревоги. Эта постоянная нагрузка на нервную систему ребенка сказывается на его успехах в школе, проявляется в неадекватных поведенческих реакциях.

Вулканическая семья. В такой семье супруги постоянно выясня­ ют отношения, расходятся, сходятся, скандалят, ненавидят друг друга, с тем чтобы вскоре снова жить в мире и согласии. В поляр­ные переживания родителей втягиваются дети. Диалектику взрос­ лых отношений им постичь не дано. Возникают эмоциональные перегрузки, постоянный страх перед крушением семьи. Нарушение стабильности детского мира рождает невротические реакции, отклонения в развитии ребенка.

Псевдосемья. В этой семье происходит переадресовка ролей вос­ питания. Авторитарная, часто достаточно молодая бабушка вы­ полняет роль матери. Вся стратегия воспитания ребенка, его эмо­ циональные связи узурпированы одним лицом — бабушкой. Мать в этой семье берет на себя скорее роль отца, проявляя излишнюю требовательность и принципиальность. Отец, оказавшись в роли «третьего лишнего», не принимает участия в жизни семьи или уходит из нее. Подобное одностороннее женское влияние искажа­ ет нормальный ход эмоционального развития ребенка. Учитель должен быть очень внимателен, когда на родительские собрания вместо отца или матери приходят дедушка или бабушка.

Семья-крепость. Такая семья живет очень обособленно, уверен­ная в агрессивности и жестокости окружающего мира. Людей, «вы­ ходящих» на эту семью (друзей детей, соседей), расценивают как потенциальных носителей зла. Ребенку внушается вредность дру­жеских связей, его чувства блокируются, активность подавляется. Такая семейная атмосфера отрицательно сказывается на развитии ребенка. Дети становятся неуверенными в себе, безынициативны­ ми, целиком зависящими от более сильного лица. Иногда, наобо­ рот, они становятся упрямцами, негативистами, проявляют пол­ ную несговорчивость, конфликтность поведения.

Чрезвычайно важным фактором для социализации ребенка яв­ ляется характер преобладающих отношений к нему со стороны взрослых членов семьи. Существуют семьи полные, но с психологической атмосферой, крайне неблагоприятной для развития ре­ бенка, для его психического здоровья. Достаточно распространен­ ным типом малоперспективных взаимоотношений взрослого и ребенка являются отношения, в основе которых лежит заведомое отрицание права ребенка на собственное «я». Условно назовем их отношениями дискриминации.

При отношениях дискриминации воспитатель воспринимает ре­ бенка как свою собственность, данность, которой он распоряжа­ ется по собственному желанию и усмотрению. Этот тип отноше­ ний предполагает полное, безропотное подчинение ребенка взрос­ лому. Ребенок не должен сомневаться, ему отказано в праве быть самостоятельным, допускать ошибки, не позволяется иметь свое мнение, возражать, спорить. В его поведении культивируется без­ думное послушание, следование заданному взрослыми образу.

Такие отношения в семье могут выражаться в разной форме — быть излишне требовательными или достаточно доброжелатель­ ными, но воспитательная формула одна: «ребенок должен быть таким, каким я хочу его видеть». В излишне требовательном вос­ питании преобладают критика ребенка, чрезмерная строгость с использованием наказаний, в том числе физических, отсутству­ ют похвала, поощрения. При достаточной доброжелательности действия ребенка сопровождаются замечаниями, ироническими комментариями. Взрослые хотят добиться от детей успехов в любом деле (учении, музыке, спорте) без учета их интересов и ре­ альных возможностей. Мелочный контроль за каждым шагом вы­ растает в систему запретов и неусыпного наблюдения за тем, что­ бы ребенок не отходил от заданного идеала.

Отношения дискриминации предполагают полное пренебре­ жение к желаниям, склонностям ребенка, невнимание к его внут­ ренним проблемам. В таких условиях возникает незримая стена ду­ ховного отчуждения. Ребенок может рассчитывать только на себя, у него нет надежды на участие, понимание и поддержку со сторо­ ны взрослых. Несомненно, такие условия жизни вызывают пере­ напряжение нервной системы и часто являются причиной психо­ логических срывов. На неблагоприятную ситуацию одни дети от­вечают робостью, боязливостью, притуплением чувства достоин­ ства; другие дают реакцию гнева, агрессии, жестокости. Дефор­ мируется процесс естественной социализации ребенка, форми­рования целесообразного поведения в коллективе сверстников. Отсутствие возможности учиться на собственном опыте, разумно пользоваться свободой подавляет чувство ответственности, дол­ га, самодисциплины.

Дискриминационный тип отношений с детьми абсолютно не­ приемлем. Родителям с властными характерами необходимо про­ вести ревизию своего поведения, взять под контроль излишнюю реактивность, резкость, нетерпимость, проявить самокритич­ ность.

Отметим еще один вариант достаточно распространенных неблагоприятных отношений взрослого и ребенка, который можно
определить как отношения вседозволенности. Такие отношения предполагают, что ребенок живет, как ему хочется, ведет себя,
как ему заблагорассудится.

В отношениях вседозволенности выделяются две модели.

Первая — потворствующая гиперпротекция, воспитание по типу «семья с кумиром», «оранжерейное» воспитание.

Единственный, болезненный, последний или поздний ребе­ нок растет в атмосфере безудержного обожания. Воспитатели пре­ дупреждают каждое его желание. Во имя ребенка совершаются чудеса жертвенности и самоотречения.

Отношения вседозволенности предполагают выполнение за ре­ бенка всего того, что он мог бы и должен был бы выполнить самостоятельно. Мотив взрослых — оградить дитя от любых труд­ ностей.

Воспитание, в основе которого лежат отношения такого рода, культивирует эгоцентрическое стремление ребенка всегда быть в центре внимания окружающих, ловить полные восхищения своей особой взоры, слышать хвалебные разговоры о себе, принимать подношения как знаки признания неординарности своей лично­ сти. Дети, находящиеся в таких условиях, при поступлении в школу не имеют необходимых навыков самообслуживания, плохо адап­тируются в коллективе. Претендуя на командные роли, они вмес­ те с тем плохо устанавливают товарищеские отношения, у них притуплено чувство товарищеской солидарности, умение считаться с интересами других. Малейшие неудачи порождают демонстра- тивность, унижение одноклассников, негативные оценки их. Ре­бенок считает себя несправедливо непризнанным, обвиняет всех в жестокости. Невозможность реализовать желаемое, ощущение себя неодобряемым, непринятым приводят к появлению тревож­ ности, разнообразных невротических расстройств.

Другой вариант отношений вседозволенности — это воспита­ ние при полной безнадзорности, при недостаточных контроле и заботе. В семьях, где родители находятся в конфликтных отноше­ ниях или злоупотребляют алкоголем, ведут аморальный образ жизни, ребенок растет без внимания и участия взрослых. Отношения отличаются крайним формализмом, иногда ограничиваются лишь материальной заботой (или и таковая отсутствует). Ребенок чувствует, что старшим он не нужен, им не до него. Скрытая ги­ перопека нередко сочетается с эмоциональным отвержением, воспитанием по типу «золушки». В результате дети бегут от раздра­ жения или неприкрытой злобы взрослых на улицу. Обездоленные ребята объединяются в группы, в которых они себя чувствуют легко и свободно. Бесцельное времяпрепровождение порождает беспечность, безответственность, асоциальное поведение.