ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ
Коррекция недостатков развития детей предполагает объеди нение усилий школы и семьи. Вырабатывая общую стратегию дей ствий применительно к конкретным детям, родители и учителя, доверительно относясь друг к другу, стараются скорректировать прежде всего условия воспитания, что является главной предпо сылкой восстановления утраченной гармонии развития ребенка.
Учителя и родители — партнеры в воспитании учащихся. В своем союзе они руководствуются общей программой развития детей, опираясь при этом на сильные стороны семейного и школьного воспи тания. Отношения партнерства, и это мы подчеркиваем, предполагают равенство сторон, взаимные доброжелательность и уважение.
Напомним, что воспитательная сторона этой программы пред усматривает: формирование полноценной мотивации учения, в основе которой лежит интерес к знаниям, к познавательной дея тельности; обогащение кругозора детей и развитие их речи; раз витие общедеятельностных умений (произвольности, самоконтроля, внутреннего плана действий); формирование социально-нравственных качеств (умения работать в коллективе, брать на себя ответственность лидера и подчиняться в условиях товари щеского сотрудничества, быть доброжелательным, заботливым, надежным, уметь радоваться и сопереживать и т.д.). В семейном воспитании должны решаться эти же общепедагогические зада чи, но средства их решения будут специфическими.
Одной из важнейших забот семьи, когда ребенок пошел в шко лу, должна стать забота о его комфортном самочувствии в новом статусе ученика. Ребенок должен знать, что со стороны родителей он всегда найдет помощь и поддержку, что родители уверены в его возможностях, что они вместе с ним переживают его школь ные проблемы, радуются его успехам и удачам, сочувствуют его неудачам, рассматривая их как временное явление. Недопустимо порицание ребенка за школьные неуспехи в агрессивных оценках: «Ты всегда так плохо делаешь», «Вот твой друг всегда выполняет работу лучше», «Будешь так учиться, станешь дворником» и т.д. Такие оценки вызывают подавленное состояние, а затем порож дают стойкое негативное отношению к учебной деятельности. Даже если пока нет явных успехов в учении, хвалить надо за то, что старался, пытался, за самостоятельные усилия.
Важной заботой семьи, как и школы, должна стать забота о раскрытии индивидуальных задатков, склонностей, способностей ребенка. Природный дар есть у каждого ребенка, и важно, чтобы он был замечен и стал опорой в коррекции недостатков развития детей группы риска.
Способности, как известно, проявляются в деятельности. По этому ребенку необходимо предоставить возможно более широкий выбор видов деятельности (конструирование, шитье, выжигание, рисование, пение и т.д.). Дети группы риска особенно нуждаются в содержательной жизни. Важно, чтобы свободное время было за полнено интересными для каждого из них делами, так как многие патологические формы поведения являются результатом скуки.
Семья должна заботиться о духовной жизни ребенка, расширять его кругозор, создавать ощущение полноты, насыщенности, радости бытия. С раннего детства ребенку нужно открыть радость быть зрителем, слушателем, читателем. В коррекционных классах большое внимание уделяется приобщению ребенка к чтению, воспитанию у него любви к книге. Необходимо, чтобы усилия школы поддерживались в семье. К сожалению, сложилась порочная прак тика: как только ребенок поступает в школу, некоторые родители перестают ему читать книги, рассуждая при этом: «Ребенок дол жен читать сам, повышать технику чтения!» Это большая ошибка. Потребность читать возникает из потребности удовлетворить по знавательный интерес, но низкая техника чтения ребенка на первых порах этой задаче никак не отвечает, познавательный инте рес гаснет и потребность в чтении пропадает. Более того, совмест ное чтение со взрослыми кроме удовлетворения чисто познава тельного интереса имеет и нравственную сторону — это один из способов содержательного общения с ребенком, когда он чувствует внимание взрослых к нему, его интересам, когда возника ет духовная близость. Родители должны продолжать читать своим детям до тех пор, пока у них существует такая потребность. Для совершенствования техники чтения ребенка можно предлагать ему прочесть небольшой диалог, повторно перечитать интересный и смешной сюжет с постепенной передачей функции чтеца ребенку.
Желательно, чтобы совместное чтение, как и просмотр кино фильмов, спектаклей, телепередач, дополнялось последующим об суждением прочитанного, увиденного. Беседы детей с родителя ми должны постоянно иметь место, именно в них формируется культура речи и мышления. При этом важно не допускать пороч ной практики, когда родители назидательным тоном задают вопросы, а дети односложно отвечают. Официальный тон в общении родителей с ребенком противоестествен.
Расширению кругозора ребенка, эстетическому развитию дол жно служить приобщение его к культурным ценностям. Посеще ние театров, музеев, экскурсии по городу, знакомство с памят ными местами, походы должны заполнять досуг семьи. Задача ро дителей — расширять «пространство обитания» ребенка. При этом нужно помнить ц то, что в жизни человека очень короток период (приблизительно до 11 — 13 лет), когда общение с родителями предпочтительнее общения с друзьями. Не используя в полную меру уникальных возможностей этого периода, родители теряют и возможность стать своему ребенку родными по духу людьми.
При совместном времяпрепровождении ребенок должен полу чить радость от общения, дружбы с близкими людьми. Только на этом фоне возможны пробуждение и закрепление положительных эмоций от постижения новых знаний, впечатлений, формирова ние познавательных мотивов. Цена экскурсии будет нулевая и даже отрицательная, если родители относятся к ней с настроением чуть ли не приносимой жертвы, раздражительны и нетерпимы, гасят приподнятое настроение ребенка бесконечными дисциплинарными замечаниями, критикой внешнего вида и поведения.
В семейной жизни ребенка складывается и его эстетическая оценка природы, быта, человеческого труда. Такие виды домаш ней творческой деятельности детей, как рисование, пение, ручной труд, способствуя проявлению и одновременно формирова нию художественных способностей, стабилизируют вместе с тем эмоциональное самочувствие ребенка, снимают возбудимость, раздражительность. Успехи в любом из видов деятельности помо гают ребенку самоутвердиться, повысить самооценку, что чрез вычайно важно для детей группы риска.
Наиболее естественно происходит в семье и приобщение ре бенка к труду. В труде воспитываются терпение, спокойствие, устойчивость внимания, постигаются важнейшие социальные пра вила. Правильно, когда каждый член семьи имеет свою долю тру да и отдыха. Школьники, которые избавлены от самообслуживания, от трудовых дел в семье, обнаруживают в любой деятельности низкие трудовые навыки. Ребенок обязательно должен иметь дома свое, нужное для всех дело, пусть маленькое, но то, за кото рое только он отвечает. Его необходимо приучить содержать в по рядке свой уголок в квартире, свои вещи, игрушки. Воспитанное в быту чувство ответственности проецируется на отношение к любой деятельности.
Особенно желательно, чтобы родители именно учили детей тру диться: привлекали в качестве помощников к делам, которые делают сами, показывали, объясняли, доверяли ребенку отдельные операции, действия. Хорошо, когда обсуждается план работы, оп ределяются необходимые средства труда, оценивается полученный результат. В ежедневном, необходимом и посильном труде естественно, непринужденно формируются у детей столь необхо димые в учении и жизни общедеятельностные умения: планиро вание, готовность к преодолению трудностей, самоконтроль, доведение начатой работы до требуемого результата.
Выше уже говорилось об ответственности семьи за физическое воспитание ребенка. Семья должна заботиться о двигательной ак тивности ребенка. Малоподвижные дети имеют риск отклонения физического и психического здоровья. Закаливание, знакомство с различными видами спорта — забота семьи.
Следует заметить, что в младшем возрасте дети часто меняют кружки, виды спорта. Это естественно: ребенок ищет себя, утвер ждается в том виде, где у него больше способностей. Системати ческие занятия спортом, физкультурой развивают ловкость, сно ровку, делают ребенка подвижным, увеличивают работоспособность, помогают бодрому, радостному настроению. Большое зна чение имеет соблюдение ребенком режима дня. Рациональный режим укрепляет нервную систему. Ребенок должен иметь опреде ленное время для игр, домашнего труда, прогулок, выполнения учебных заданий, когда они задаются на дом. Должен строго соблюдаться режим сна. Иногда родители заставляют ребенка из лишне много заниматься учебными делами, музыкой, рисованием и т. д. Потеря чувства меры приносит в этом отклонении ог ромный вред психическому и физическому здоровью ребенка.
Особое внимание следует обратить на детские игры дома. Есть родители, которые считают игру ребенка бездельем, пустой заба вой, позволяют себе бесцеремонно вмешиваться в игру, прерывать ее, корить ребенка за то, что он «уже большой, а все еще играет». Необходимо изменить такой взгляд на значение игры в жизни детей.
Многие из детей группы риска психологически еще не пере росли игру, и именно игра может и должна помочь им приобре сти те качества, развить те функции, которые необходимы для учения. Другое дело, что родители должны специально подумать о том, чтобы обогатить содержание игр ребенка и по совету учителя пополнить уже имеющийся набор игр теми, которые на данном этапе развития ребенка с учетом его конкретных недостатков будут особенно полезными.
В работе с семьей учитель ставит своими задачами педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической куль туры, а главное — он целенаправленно стремится вызвать у роди телей интерес к собственному ребенку, помочь в формировании правильного подхода к нему, способствовать с позиции интересов ребенка нормализации отношений в семье, если там видно неблагополучие.
Прикасаясь к очень деликатной сфере семейных отношений, главную ставку учитель, безусловно, делает на индивидуальную работу с родителями. Но вместе с тем нельзя упускать и тех воз можностей, которые заключаются в различных формах фронталь ной работы с ними.
Одна из таких форм — родительские собрания. На родитель ских собраниях возможны объявленные заранее и подготовленные сообщения учителей. Тематика сообщений должна склады ваться с учетом пожеланий родителей, отвечать их проблемам. Темами сообщений могут, например, быть такие: «Роль семейных отношений в формировании личности ребенка», «Критические периоды в развитии детей», «Значение игры в развитии детей», «Вредные привычки детей и способы их предупреждения и преодоления», «Как помогать детям учиться», «Искусство хвалить», «Как избегать конфликтов в семье», «Досуг семьи» и др. Сообщение учи теля должно быть научным по содержанию, но простым и доступ ным по изложению. Следует обратить специальное внимание на недопустимость обсуждения на родительских собраниях успеваемости отдельных детей, их поведения, публичного называния тех или иных имен в кач£.стве_положительных или отрицательных примеров. Учитель, безусловно, к такого рода сообщениям должен тщательно готовиться, но главное — он должен продумать те приемы, которые позволят ему вовлечь в обсуждение поднятных проблем самих родителей, вызвать обмен мнениями, дискуссию.
Другим видом фронтальной работы с родителями может стать анализ трудных воспитательных ситуаций. Учитель заранее подби рает из литературы или из жизни ряд таких ситуаций и просит родителей дать комментарий, высказать свое мнение, предло жить свой выход положения. Работа будет особенно продуктив ной, если при подготовке к обсуждению ситуаций предложить родителям работать группой. Все родители класса делятся на три- четыре (в зависимости от количества присутствующих) группы, и каждой предлагается своя ситуация. После обсуждения предста витель группы рассказывает собранию, как шло обсуждение, ка кой путь разрешения ситуации признан наиболее приемлемым. Метод группового обсуждения родителями воспитательных ситу аций кроме своего непосредственного назначения — стимуляции их педагогического творчества — имеет еще и дополнительный эффект. Он позволяет родителям лучше узнать друг друга, усили вает чувство сопричастности к воспитательным заботам школы.
В работе с родителями могут практиковаться и конференции. Темой конференции могут стать книга, посвященная проблемам семейной жизни или воспитания детей, глава из такой книги. Интересно может быть построена конференция по таким кни гам: А. О. Пинт «Это вам, родители» (М., 1971); А. И. Захаров «Как предупредить отклонения в поведении ребенка» (М., 1986); А. С. Спиваковская «Как быть родителями» (М., 1986); А. С. Спи-„ваковская «Профилактика детских неврозов» (М., 1988); Б. И. Ко чубей, Е. В. Новикова «Эмоциональная устойчивость школьника» (М., 1988); С. Г. Шуман «Родительские тревоги» (М., 1989) и др.
Как правило, охотно откликаются родители и на просьбу учи теля принять участие в подготовке и проведении школьных празд ников, посвященных знаменательным датам календаря, встрече времен года, радостным событиям в жизни класса. Совместная подготовка праздников способствует лучшему взаимному узнаванию учителя и родителей и пониманию друг друга, объединению усилий их в интересах детей.
В заключение считаем важным подчеркнуть непреложную ис тину: в своей воспитательной работе с семьей учитель лишь в том случае достигнет поставленных целей, если его собственное отно шение к детям будет для родителей тем образцом, к которому им захочется приблизиться. Любое совместное с детьми и родителя ми дело учитель должен использовать для того, чтобы показать взрослым, как строить общение с ребенком, учитывая его индивидуальность, соотнося свои требования с его реальными воз можностями, опираясь на сильные стороны развития; как регули ровать взаимодействие детей в естественно складывающихся груп пах, считаясь с уже возникшими привязанностями и предпочтениями, учитывая и поддерживая организаторские способности лидеров, поднимая престиж отвергаемых детей; как разрешать конфликтные ситуации, не унижая детей, не задевая их достоин ства; как, наконец, ненавязчиво моделировать, строить взаимо отношения детей, с тем чтобы каждый научился соотносить свои действия с другими, прошел хорошую школу товарищества и вза имопомощи.