Untitled Document

И

Иглоукалывание (акупунктура, иглорефлексотерапия, чжень-цзю-терапия) — метод рефлексотерапии, за­ключающийся в воздействии на функции организ­ма различными по силе, характеру и продолжи­тельности раздражениями, наносимыми при помо­щи введения игл в строго определенные точечные зоны (активные точки) поверхности тела.

Идеомоторные действия — непроизвольные движе­ния различных частей тела, а также речевых орга­нов, возникающие при мышечном представлении этих движений или при мысли о чем-либо, связан­ном с этими действиями.

Идиотия — наиболее глубокая степень олигофрении. В выраженных случаях инстинкты, примитивные реакции полностью отсутствуют. Речь не развита, больные могут издавать нечленораздельные звуки. Способность ходить появляется поздно, движения неуклюжие, малокоординированные, часто наблю­даются стереотипные покачивания, сгибания туло­вища, повороты головы и др. В одних случаях пре­обладает апатия, вялость, в других — неадекват­ный плач, гнев, злобность.

Имбецильность — средняя степень олигофрении. Больные И. могут говорить, понимать жесты и об­ращенную к ним речь. Имбецилам могут быть при­виты элементарные навыки.

Импрессивная речь (от лат. impressio — впечатле­ние) — восприятие, понимание речи. И.р. устная нормативно выражается в слуховом восприятии про­износимого; И.р. письменная — в зрительном вос­приятии текста (чтении).

Импульсивные действия (от лат. impulsus — толчок, побуждение) — неосознанные и лишенные смысла действия, которые совершаются помимо определен­ного волевого решения. И.д. наблюдаются у ано­мальных детей с патохарактерологическими особен­ностями.

Инверсия — обратный порядок слов.

Индивидуализация обучения — организация учебно­го процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каж­дого ученика. И.о. направлена на преодоление не­соответствия между уровнем учебной деятельнос­ти, который задается программой, и реальными воз­можностями каждого ученика.

Индивидуальный подход (в обучении) — принцип педагогики, обеспечивающий правильное педагоги­ческое воздействие на ребенка, основанное на зна­нии и учете особенностей его развития и черт его личности.

Инициативная речь аномальных детей — самостоя­тельная речь, которая осуществляется по собствен­ному побуждению (по собственной инициативе), без специального задания или вопроса со стороны взрос­лого. У нормальных детей И.р. возникает, как пра­вило, на втором году жизни. У аномальных детей развитие И.р. задерживается в силу разных причин.

Инкогеренция — высшая степень бессвязности мыш­ления, когда речь представляет собой беспорядоч­ный, бессмысленный набор, поток слов. Синони­мы: «словесный салат», «словесная окрошка». И. наблюдается у лиц с психическими заболевания­ми, при афазических расстройствах.

Иннервация — снабжение органов и тканей нервами.

Инспирация — вдыхание.

Инстинкт — целенаправленная приспособительная деятельность, обусловленная врожденными механиз­мами и характеризующаяся постоянством ответных реакций на действие определенных раздражителей.

Инсульт — внезапно наступающее острое нарушение мозгового кровообращения.

Интегрированное обучение аномальных детей — обу­чение и воспитание детей с дефектами психофизи­ческого развития в учреждениях общей системы образования в едином потоке с нормально развива­ющимися детьми. Этот подход в обучении детей с ограниченными возможностями в настоящее время не является основным, а чаще осуществляется в виде эксперимента.

Интеллект (от лат. intellectus — понимание, поня­тие) — в широком значении вся познавательная де­ятельность человека, в более узком — мышление.

Интервокальный — занимающий позицию между двумя гласными.

Интердентальный — межзубный звук.

Интерконсонантный — занимающий позицию между согласными.

Интоксикация — болезненное состояние организма, обусловленное действием различных ядовитых веществ — микробов, растительных, животных и минеральных ядов, а также веществами, образую­щимися в организме при нарушении процесса обме­на. И. во время беременности может оказать вред­ное влияние на внутриутробное развитие плода.

Инфантилизм (от лат. infantilis — детский) — задер­жка в развитии организма; сохранение во взрослом состоянии физического строения или поведения, присущих детскому возрасту.

Ипохондрический синдром — болезненное состояние, характеризующееся необоснованным беспокойством человека по поводу мнимого тяжелого заболевания. В происхождении И.с. играют роль экзогенные, эн­ догенные факторы и особенности личности больного.

Иррадиация нервных процессов (от лат. irradiare — снять) — распространение нервного процесса (воз­буждения или торможения) из очага возникнове­ния на соседние, а затем на более отдаленные не­рвные клетки.

Исключительные дети — термин, которым в зару­бежной (в основном англоязычной) научной литера­туре обозначается широкая категория детей, разви­тие которых по тем или иным показателям откло­няется от среднестатистических норм. Наряду с теми детьми, которые в отечественной дефектоло­гии считаются аномальными, к этой категории от­носят также одаренных детей.

Истерия — одна из форм нервно-психического рас­стройства, развивающаяся у лиц с особым складом нервной системы. И. характеризуется повышенной аффективностью, внешней чувственной окраской переживаний, яркостью фантазий, стремлением быть в центре внимания. Истерическая реакция в виде повышенной внушаемости, склонности к фан­тазиям, эгоцентризма, истерических припадков не­редко встречается и у детей с отклонениями в нервно-психической сфере; часто припадки прояв­ляются при неправильном воспитании.

Итерация — повторение, запинка, повторы в речи.