И
Иглоукалывание (акупунктура, иглорефлексотерапия, чжень-цзю-терапия) метод рефлексотерапии, заключающийся в воздействии на функции организма различными по силе, характеру и продолжительности раздражениями, наносимыми при помощи введения игл в строго определенные точечные зоны (активные точки) поверхности тела.
Идеомоторные действия непроизвольные движения различных частей тела, а также речевых органов, возникающие при мышечном представлении этих движений или при мысли о чем-либо, связанном с этими действиями.
Идиотия наиболее глубокая степень олигофрении. В выраженных случаях инстинкты, примитивные реакции полностью отсутствуют. Речь не развита, больные могут издавать нечленораздельные звуки. Способность ходить появляется поздно, движения неуклюжие, малокоординированные, часто наблюдаются стереотипные покачивания, сгибания туловища, повороты головы и др. В одних случаях преобладает апатия, вялость, в других неадекватный плач, гнев, злобность.
Имбецильность средняя степень олигофрении. Больные И. могут говорить, понимать жесты и обращенную к ним речь. Имбецилам могут быть привиты элементарные навыки.
Импрессивная речь (от лат. impressio — впечатление) — восприятие, понимание речи. И.р. устная нормативно выражается в слуховом восприятии произносимого; И.р. письменная — в зрительном восприятии текста (чтении).
Импульсивные действия (от лат. impulsus — толчок, побуждение) — неосознанные и лишенные смысла действия, которые совершаются помимо определенного волевого решения. И.д. наблюдаются у аномальных детей с патохарактерологическими особенностями.
Инверсия обратный порядок слов.
Индивидуализация обучения организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. И.о. направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задается программой, и реальными возможностями каждого ученика.
Индивидуальный подход (в обучении) принцип педагогики, обеспечивающий правильное педагогическое воздействие на ребенка, основанное на знании и учете особенностей его развития и черт его личности.
Инициативная речь аномальных детей самостоятельная речь, которая осуществляется по собственному побуждению (по собственной инициативе), без специального задания или вопроса со стороны взрослого. У нормальных детей И.р. возникает, как правило, на втором году жизни. У аномальных детей развитие И.р. задерживается в силу разных причин.
Инкогеренция высшая степень бессвязности мышления, когда речь представляет собой беспорядочный, бессмысленный набор, поток слов. Синонимы: «словесный салат», «словесная окрошка». И. наблюдается у лиц с психическими заболеваниями, при афазических расстройствах.
Иннервация снабжение органов и тканей нервами.
Инспирация вдыхание.
Инстинкт целенаправленная приспособительная деятельность, обусловленная врожденными механизмами и характеризующаяся постоянством ответных реакций на действие определенных раздражителей.
Инсульт внезапно наступающее острое нарушение мозгового кровообращения.
Интегрированное обучение аномальных детей обучение и воспитание детей с дефектами психофизического развития в учреждениях общей системы образования в едином потоке с нормально развивающимися детьми. Этот подход в обучении детей с ограниченными возможностями в настоящее время не является основным, а чаще осуществляется в виде эксперимента.
Интеллект (от лат. intellectus — понимание, понятие) — в широком значении вся познавательная деятельность человека, в более узком — мышление.
Интервокальный занимающий позицию между двумя гласными.
Интердентальный межзубный звук.
Интерконсонантный занимающий позицию между согласными.
Интоксикация болезненное состояние организма, обусловленное действием различных ядовитых веществ микробов, растительных, животных и минеральных ядов, а также веществами, образующимися в организме при нарушении процесса обмена. И. во время беременности может оказать вредное влияние на внутриутробное развитие плода.
Инфантилизм (от лат. infantilis — детский) — задержка в развитии организма; сохранение во взрослом состоянии физического строения или поведения, присущих детскому возрасту.
Ипохондрический синдром болезненное состояние, характеризующееся необоснованным беспокойством человека по поводу мнимого тяжелого заболевания. В происхождении И.с. играют роль экзогенные, эн догенные факторы и особенности личности больного.
Иррадиация нервных процессов (от лат. irradiare — снять) — распространение нервного процесса (возбуждения или торможения) из очага возникновения на соседние, а затем на более отдаленные нервные клетки.
Исключительные дети термин, которым в зарубежной (в основном англоязычной) научной литературе обозначается широкая категория детей, развитие которых по тем или иным показателям отклоняется от среднестатистических норм. Наряду с теми детьми, которые в отечественной дефектологии считаются аномальными, к этой категории относят также одаренных детей.
Истерия одна из форм нервно-психического расстройства, развивающаяся у лиц с особым складом нервной системы. И. характеризуется повышенной аффективностью, внешней чувственной окраской переживаний, яркостью фантазий, стремлением быть в центре внимания. Истерическая реакция в виде повышенной внушаемости, склонности к фантазиям, эгоцентризма, истерических припадков нередко встречается и у детей с отклонениями в нервно-психической сфере; часто припадки проявляются при неправильном воспитании.
Итерация повторение, запинка, повторы в речи.