Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья — важная задача коррекционной педагогики и специальной психологии. Действующая в нашей стране система специального образования этих детей решает как как единые с общеобразовательной средней школой задачи, так и специфические, заключающиеся в создании наиболее благоприятных условий коррекции аномального развития ребенка, его социальной адаптации.
Отклонения, или аномалии, в развитии детей весьма разнообразны. Они могут касаться разных сторон психофизического развития ребенка: речевой системы, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, двигательной сфер, проявляться в разной степени и вызываться различными причинами. Педагогам необходимо знать природу и характер имеющихся у детей отклонений, особенности их проявлений, приемы и методы их коррекции и компенсации. Знание коррекционной педагогике и специальной психологии поможет найти пути преодаления затруднений в воспитании ребенка в одних случаях — в условиях массового обучения, в других — в специальных коррекционных образовательных учреждениях.
В предлагаемом вниманию читателей словаре содержатся краткие сведения о детях с ограниченными возможностями здоровья, об особенностях их развития, воспитания и обучения. Кроме основных сведений из области коррекционной педагогике и специальной психологии, словарь содержит необходимые понятия из смежных наук — педагогики, психологии, лингвистики, медицины.