Untitled Document

Л

Лабильность (от лат. labilis — нестойкий) — в физи­ологии — функциональная подвижность, скорость элементарных процессов, лежащих в основе реак­ции возбуждения в различных тканях и органах (понятие введено Н. Е. Введенским).

Лабиодентальные звуки — губно-зубные звуки, обра­ зующиеся при сближении нижней губы с передни­ми верхними резцами ([в], [ф] и др.).

Ламбдацизм (ламбда — греч. название буквы [л] и [л'] ) — дефекты произношения звуков [л], [л'], выражающиеся в опускании звука, искажении и замене другими звуками («уампа» вместо «лампа», «выжи» вместо «лыжи» и др.).

Ларингит (от греч. larynx — гортань) — воспаление слизистой оболочки гортани. Основной симптом Л. — дисфония, которая может быть выражена в различной степени: от изменения звучности голоса до резкой охриплости и потери голоса.

Ларингоскопия (от греч. larynx — гортань, scopeo — смотрю) — метод осмотра гортани через полость рта. Используются два вида Л.: непрямая (с помо­щью зеркала) и прямая (с помощью специальных инструментов).

Ларингоспазм — судорожное сокращение мышц гор­ тани, в том числе голосовых складок.

Ларингофон — прибор, преобразующий колебания гор­ тани в электрический сигнал. Л. используется в эк­спериментах, связанных с изучением возможности восприятия фонетических элементов речи глухими.

Латентный период (скрытый период, время реак­ции) — промежуток времени от момента воздей­ствия на тот или иной орган, ткань или организм в целом какого-либо раздражителя до момента по­явления ответной реакции.

Продолжительность Л.п. зависит от характера раздражителя, сложности ответной реакции, функ­ционального состояния.

Латеральный звук — боковое произношение звука.

Лепет — голосовые реакции ребенка на раздражите­ли положительного характера. Первая стадия Л. — гуление, появляется на втором месяце жизни. В дальнейшем фонетическое оформление Л. становит­ся сложнее, в его состав могут входить звуки как имеющиеся в родном языке, так и отсутствующие в нем. В 6—8 месяцев наблюдается многократное повторение слогов: мамама, дядядя и др. При не­благоприятных условиях развития у детей наблю­даются позднее возникновение Л., медленное раз­витие его и длительный период пользования им. У глухого ребенка Л. постепенно угасает.

Личностный подход — последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к само­сознательному ответственному субъекту собственного развития и воспитания. Л.п. — базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом. Личностный подход предполагает помощь воспитан­нику в осознании себя личностью, выявлении и рас­крытии его возможностей, становлении самосознания, самореализации и самоутверждения.

Логоневроз, устар. (от греч. logos — слово, речь, neuron — нерв) — невроз, проявляющийся в рас­стройстве речи — заикании.

Логопат — человек с дефектной речью.

Логопатия (от греч. logos — слово, речь и pathos — страдание, болезнь) — обозначение состояния рече­вой недостаточности при нормальном слухе (ала-лия, афазия, дислалия, дизартрия, ринолалия, за­икание, дисграфия, дислексия).

Л. следует отличать от индивидуальных особен­ностей произношения, темпа речи, не препятству­ющих общению.

Логопатопсихолбгия (от греч. logos — речь, pathos — страдание, psyche — душа) — отрасль психологии, изучающая психологические особенности лиц с раз­личными речевыми расстройствами.

Логопед — педагог, занимающийся предупреждени­ем, устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Подготовка логопедов проводится на де­фектологических факультетах педагогических ин­ститутов и университетов.

Логопедия (от греч. logos — слово, речь и paideia — воспитание) — отрасль специальной педагогики, в задачи которой входит изучение речевых наруше­ний, разработка принципов и методов их выявле­ния, предупреждения и преодоления.

Логоритмика (от греч. logos — слово, rhythmikos — размеренный) — одна из форм своеобразной актив­ной терапии, целью которой является преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у людей с речевой патологией двига­тельной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге адаптация к условиям внешней и внутренней среды. Содержание и структура логопе­дической ритмики, а также применение ее в систе­ме реабилитационных методик описаны Г. А. Вол­ковой.

Локализация функций (от лат. locus — место) — связь физиологических и психических функций с работой тех или иных групп клеток коры головного мозга. Так, работа зрительного анализатора в основ­ном связана с деятельностью затылочной области коры, слухового — с височными долями, осяза­тельного и двигательного — с теменными и задним лобным отделами. Более ограниченно локализуют­ся лишь элементарные процессы.

Люксметр — фотометрический прибор для измере­ния освещенности, дающий показания в люксах. С помощью Л. определяется величина освещенности в помещениях дошкольных и школьных учрежде­ний.