С
Саливация (от лат. saliva слюна) слюноотделение, секреторная деятельность слюнных желез. Гиперсаливация обильное слюноотделение.
Сензитйвный возраст возраст оптимальных возможностей для развития какой-либо стороны психической деятельности (восприятия, памяти, речи и др.), обучения и воспитания.
Сенсибилизация (от лат. sensibilis чувствительный) биологический процесс, в результате которого повышается чувствительность организма к воздействию каких-либо раздражителей. Сенсибилизация лежит в основе ряда аллергических реакций организма. Этот термин используется также для характеристики изменения чувствительности органов чувств, возникающего вследствие действия какого-либо раздражителя или в результате взаимодействия анализаторов. Например, чувствительность органа зрения повышается под влиянием слабых звуковых раздражителей.
Сенсомоторный чувствительно-двигательный.
Сенсорное воспитание (от лат. sensus чувство, ощущение) воспитание умения видеть, слышать, осязать, т. е. воспринимать окружающий мир; формирование чувственного познания на основе развития ощущений и восприятия.
Сенсорный (от лат. sensus — чувство, ощущение) — чувствительный (ср.: моторный — двигательный).
Сигматизм (от греч. sigma название буквы «с») расстройство произношения свистящих [с], [с'], [з], [з'], [ц] и шипящих [ш], [ж], [щ], [ч] звуков, выражающееся в отсутствии этих звуков в речи логопата, искажениях, заменах. Наиболее распространены следующие виды С: межзубный, боковой, призубный, губно-зубной, свистящий, шипящий, носовой, парасигматизм.
Симптом (от греч. symptom случай, совпадение, признаки болезни) характерные проявления болезненных состояний; признак какого-либо явления. С. болезни бывают субъективные (жалобы больного) и объективные (определяются врачом с помощью различных методов).
Симптомокомплекс сочетание взаимообусловленных симптомов (синдром).
Симультанный анализ и синтез, имеющий определенный целостный (одновременный) характер.
Синдром (от греч. syndrome стечение) закономерное сочетание (комплекс) симптомов, связанных единством происхождения.
Синестезии (от греч. syn — вместе, aisthesis чувство, ощущение) ложные ощущения прикосновения, возникающие у больного в ответ на раздражения определенных участков тела, где имеется легкое нарушение чувствительности. Наблюдается на другой стороне тела в симметричных точках, противоположных тем, где наносятся раздражения.
Синдактилия (от греч. syn — вместе, daktilos — палец) — полное или частичное сращение пальцев между собой, аномалия развития.
Синкинезия (от греч. syn — вместе, kinesis — движение) — дополнительные содружественные движения, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным движениям. Нормальная С. имеет физиологическое значение (движения рук при ходьбе). В случаях болезни исчезает нормальная С. и проявляется патологическая.
Патологическая С. может проявляться в результате недостаточной дифференцировки моторных центров. (У детей наблюдаются содружественные движения губ, языка, руки при письме.)
При сгибательных и разгибательных движениях пальцами здоровой руки в случае центрального паралича больная рука повторяет те же движения. Это объясняется иррадиацией возбуждения на другое полушарие мозга.
Синергизм в физиологии совместное или сочетание действий каких-либо органов, систем.
Синтагма (от греч. syntagma — нечто соединенное) — семантико-синтаксическая единица речи, образуемая группой слов в составе предложения, объединенных в смысловом и ритмо-мелодическом отношениях. Синтагма может также состоять из одного слова, может совпадать с целым предложением. Пример: Любишь кататься — люби и саночки возить (две синтагмы).
Синтагматика исследование языка, заключающееся в последовательном разделении текста на все менее протяженные соположенные единицы, которые сосуществуют, сочетаются между собой, но отличаются одна от другой; включение их в ряды «по горизонтали» (слово в пределах высказывания, морфема в пределах слова, звук в пределах звукосочетания).
Синтез умственное действие соединения частей предметов и явлений, отдельных элементов с их признаками и свойствами в целое, обладающее новыми свойствами и признаками.
Система брайля система рельефно-точечного письма для слепых.
Ситуативный обусловленный данной ситуацией.
Скандированная речь, скандирование (от лат. skando — размеренно читаю) — чтение стихотворений с искусственным выделением ударного слога в стопе. Применяется для уяснения метра стиха в специальных тренировочных упражнениях по технике речи. Скандированием называется также четко разделенное на слоги коллективное громкое произнесение кратких фраз (лозунги, приветствия).
Ср. (в логопедии) — это нарушение ритма речи, речь по слогам, вследствие органического поражения ц.н.с. или неправильного обучения логопата.
Сколиоз (от греч. skolios — кривой) — искривление позвоночника в сторону.
Скотома выпадение небольшого участка поля зре ния.
Слабовидящие дети дети, обладающие остротой зрения на лучше видящем глазу с использованием обычных средств коррекции (очки) от 0,05 до 0,2, а также дети с более высокой остротой зрения, но имеющие некоторые другие нарушения зрительных функций (например резкое сужение границ поля зрения).
Слабослышащие дети дети с частичным снижени ем слуха, приводящим к нарушению речевого развития. К слабослышащим относятся дети с понижением слуха от 15 20 дб до 75 дб.
Слабоумие стойкое и малообратимое снижение психической деятельности вследствие органического поражения головного мозга. Различают врожденное С и приобретенное С.
Слепоглухонемота полная и одновременная утра та зрения и слуха до начала периода активного овладения речью. Отсутствие речи, немота вторичный дефект.
Слепоглухонемые дети дети, лишенные слуха, зрения и речи.
Слепота снижение зрения, при котором невозмож но или очень ограничено зрительное восприятие окружающего из-за глубокого нарушения остроты центрального зрения (от 0 до 0,04) или сужения поля зрения (от 10 до 15) при большей остроте зрения.
Слепые дети дети, у которых полностью отсутству ют зрительные ощущения или имеется светоощуще-ние или остаточное зрение (острота зрения 0,04 на лучше видящем глазу с применением очков).
Степени потери зрения: абсолютная слепота на оба глаза; практическая слепота с сохранным све-тоощущением либо остаточным зрением. С. может быть врожденной и приобретенной.
Словарный запас ребенка совокупность слов, по нимаемых ребенком и активно используемых в общении. С. з. с возрастом непрерывно и интенсивно обогащается. К концу первого года жизни в активном словаре ребенка 812 слов; к двум годам около 300 слов; в три года от 1 тысячи до 1,5 тысячи; в 6 лет 34,5 тысячи слов.
Словарь пассивный запас слов, понимаемых ре бенком, человеком. Обычно С п. шире активного.
Словарь активный совокупность слов, которыми данный человек постоянно и активно пользуется в ходе общения.
Формирование С а. у аномальных детей проис ходит своеобразно и требует специальной логопедической работы.
Сложный дефект сочетание двух и более дефектов развития, которое представляет собой не просто сумму дефектов, а является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от его составляющих. Дети с С.д. особая категория аномальных детей, в которой выделяются следующие группы: умственно отсталые слепые и слабовидящие; умственно отсталые глухие и слабослышащие; глухие слабовидящие; слепоглухие; глухие и слабослыша щие с нарушением опорно-двигательного аппарата и др. Сочетание дефектов искажает развитие этих детей в значительно большей степени, чем аномальных детей других категорий. Их обучение и воспитание осуществляются в специальных учебно-воспитательных учреждениях, куда они направляются на основании заключения о степени выраженности того или другого дефекта. Слух способность организма воспринимать и различать звуковые колебания с помощью слухового анализатора.
Человеку доступна область звуков с частотой колебаний от 10 до 20 000 Гц.
Исследование С. проводится методом шепотной и громкой речи; с помощью аудиометра. Слуховой анализатор — сложный нервный механизм, воспринимающий и дифференцирующий звуковые раздражения. С.а. состоит из рецептора (наружное ухо и наружный слуховой проход — звукоулавливающая часть С.а.); нервных путей (звукопроводящая часть С.а.); нервных центров в коре больших полу шарий головного мозга (звуковоспринимающая часть). Смешение звуков — дефект речи, проявляющийся в разнообразных и стойких заменах одних звуков другими при возможности правильного произношения изолированных звуков. С.з. является признаком недостаточной автоматизации правильного звукопро-изношения, следствием несформированности фонематических процессов.
Часто наблюдаются замены свистящих на шипящие звуки и наоборот, внутри свистящих и шипящих, в группе сонорных звуков. Например: «сапка» вместо — шапка, «сапля» вместо — цапля, «лана» вместо — рана и др.
В норме процесс овладения детьми фонетической системой языка заканчивается к 4 годам — 4 годам 2 месяцам. В возрасте 4—5 лет дети правильно произносят все звуки, хорошо их различают на слух и в произношении. Сознание — высшая форма отражения действительности, присущая только человеку, позволяющая ему целенаправленно регулировать свои взаимоотношения с окружающим миром.
Формирование С. аномального ребенка подчинено общим законам развития психики человека, при этом С. аномального ребенка отличается своеобразием, которое обусловлено характером аномалии.
Соматический (от греч. soma — тело) — телесный; в медицинской практике этот термин употребляется для определения явлений, болезней, связанных с телом.
Сомнамбулизм (от греч. somnus — сон, ambulare — бродить) — снохождение, лунатизм. Своеобразное расстройство сознания, характеризующееся выполнением во время сна бессознательных, внешне упорядоченных действий (хождение, перекладывание предметов, уборка комнаты); воспоминания о совершенных действиях при пробуждении отсутствуют.
Сопряженная речь совместное одновременное повторение двумя или более лицами произнесенных или написанных кем-либо слов или фраз. Ср. используется в логопедической работе с заикающимися.
Социализация 1. Процесс и результат активного усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта. Включает в себя: социальное познание (себя, мира, общества, его структур и институтов), социальное научение (приемам и навыкам общения, игры, учения, самообслуживания, трудовой профессиональной деятельности), социальную адаптацию и социальное преобразование себя и социальной действительности. Происходит под влиянием стихийных факторов, межличностного общения и взаимодействия и целенаправленного воспитания. С, в результате которой усваивается и воспроизводится асоциальный опыт, называется негативной. 2. Интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация), усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.
Спазм (от греч. spasmos — судорога) — тоническая судорога.
Спазмофилия (от греч. spasmos — судорога, philia — склонность) — заболевание детей преимущественно до 2 лет, выражающееся в приступах общих и частичных судорог и повышенной возбудимости нервной системы. Скрытая форма С. встречается чаще явной, определяется специальными медицинскими исследованиями.
Причины С: повышенная возбудимость нервной системы на почве нарушения обмена с недостаточностью кальция в крови, недостаток витамина Д, недостаток воздуха и солнца. Прогноз при лечении и профилактике С. в основном благоприятный.
Специальное образование система условий, кото рые создает государство для лиц, имеющих специ альные образовательные потребности, с целью обеспечения им равных возможностей в получении образования посредством ликвидации физических, финансовых или психологических барьеров, которые исключают или ограничивают участие этих лиц в жизни общества.
Специальные (коррекционные) образовательные уч реждения учреждения, предназначенные для детей, подростков и взрослых с различными аномалиями психофизического развития.
В России в XIX в. специальные учебно-воспитательные учреждения создавались, как правило, на благотворительных началах и только для детей с резко выраженными дефектами (школы для глухих, слепых и глубоко умственно отсталых детей). Контингент таких школ охватывал не более б % общего числа этих детей. Многие категории аномальных детей вообще не обучались. В XX в. государство поставило задачу воспитания и приобщения детей с различными нарушениями к обществен но полезному труду через коррекцию и компенсацию дефектов. Специальные учебно-воспитательные учреждения были включены в общую систему народного образования, здравоохранения и специального обеспечения и дифференцированы соответственно характеру и глубине конкретного дефекта.
Специальные образовательные потребности потреб ности в специальных (индивидуализированных) условиях обучения, включая технические средства, особом содержании и методах обучения, а также в медицинских, социальных и иных услугах, непосредственно связанных и необходимых для успешного обучения.
Специальные учебно-воспитательные учреждения система преемственно связанных между собой учеб но-воспитательных учреждений, обучающих детей и взрослых с различными аномалиями: слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата.
Сеть специальных учреждений в нашей стране организуется в соответствии с принципом учета возрастных особенностей аномальных детей.
По возрастным данным все учреждения для лиц с аномальным развитием делятся на три типа:
- дошкольные учреждения (детские сады, детские дома для дошкольников, дошкольные отделения при спецшколах, группы при массовых детских садах);
- школы и школы-интернаты для различных категорий аномальных детей;
- вечерние школы для взрослых, производственно-технические училища, техникумы (или специальные группы при обычных техникумах).
Все учреждения для аномальных детей работают над реализацией задач общеобразовательной и профессиональной подготовки. Принцип сочетания об щеобразовательного и профессионально-трудового обучения положен в основу работы специальных школ.
Овладение определенным объемом знаний, умений и навыков аномальными детьми, в сравнении с учениками массовой школы, занимает по времени более длительный период. Чтобы получить общеобразовательную подготовку в объеме 8 классов массовой школы, глухие дети учатся 12 лет. Слепые и слабовидящие дети, обучаясь по программам массовой школы, овладевают общеобразовательной подготовкой в объеме 11 лет обучения в специальной школе.
Специальные учебно-воспитательные учреждения осуществляют обучение детей и взрослых с различными аномалиями слуха, зрения, речи, интеллекта, движений, а также с комбинированными нарушениями развития. Большая часть этих учреждений на ходится в системе республиканских министерств образования (специальные детские сады и школы, спе циальные вечерние школы для взрослых), некоторые относятся к системе министерств социального обес печения (детские дома для глубоко умственно отсталых детей и для слепоглухонемых), а отдельные подведомственны министерствам здравоохранения (школы-санатории для детей с нарушениями психического развития, клиники для детей и взрослых с нарушениями речи, логопедические стационары и полустационары и др.).
В специальных учебно-воспитательных учреждениях аномальные дети получают в зависимости от типа школ начальное, восьмилетнее, а некоторые — среднее образование.
Спинномозговая жидкость, церебростенальная жидкость жидкая среда, заполняющая полости спинного и головного мозга. Исследование состава спин-но-мозговой жидкости используется для диагностики заболеваний ц.н.с.
Спонтанный самопроизвольный. Спонтанная речь непроизвольная.
Способности индивидуально-психологические свой ства личности, являющиеся условием успешного выполнения определенных видов деятельности. У человека могут быть развиты разнообразные способности: к усвоению тех или иных учебных предметов, к разным видам труда, к искусству, спорту, организаторские С. и т. д.
В основе С. лежат врожденные анатомо-физио-логические задатки, к которым прежде всего относятся особенности нервной системы человека, развивающиеся лишь при определенных условиях в деятельности.
Всестороннее развитие С. детей — одна из важнейших задач воспитания. У аномальных детей заметное снижение С. наблюдается в случаях органического поражения коры головного мозга (олигофрения, тяжелые формы алалии, афазии). Сравнение — мыслительная операция, посредством которой выявляются отношения тождества, сходства и различия между воспринимаемыми, а также припоминаемыми объектами и явлениями в целом и их признаками (свойствами, частями). С. основывается на соотносительном анализе и синтезе признаков сравниваемых объектов.
У аномальных детей формирование процессов С. имеет ряд особенностей. Умственно отсталые младшие школьники отождествляют сходные, но неодинаковые предметы, испытывают трудности в анализе признаков сравниваемых предметов, в выявлении общих признаков и др.
Глухие дети имеют особенности процессов С, вызванные недостаточным воздействием речи на развитие их мышления, дефицитом сенсорного опыта.
У слепых детей затруднен сравнительный анализ объектов в связи с ограниченным чувственным опытом. Особенно затруднено выделение сходных признаков предметов, существенных и несущественных признаков.
Изучение психологической природы С. у нормальных и аномальных детей способствует совершенствованию дидактических приемов обучения сравнению. Статус (от лат. status — состояние) — в медицине описание состояния больного в момент осмотра, включающее в себя характеристику анатомических и функциональных изменений по отдельным системам. Описание состояния нервной системы называется неврологическим С.
С. и анамнез дают врачу возможность поставить правильный диагноз болезни.
Стафилорафия оперативное закрытие щели мягкого неба.
Стереотипность (движения, мышления) — повторяемость движений, суждений без изменения; трудность переключения с однажды усвоенного на новое вследствие недостаточной подвижности нервных процессов.
Стимул в физиологии раздражитель, вызывающий изменение, обычно усиление деятельности организма, отдельной его системы, органа или ткани.
Страбизм (от греч. strabysmos — кривой, косящий) — косоглазие (мед.).
Ступор (от лат. stupor — оцепенение) — форма психического расстройства, характеризующаяся значительной или полной неподвижностью, заторможенностью, оцепенением.
Состояние С. может длиться несколько часов, дней и недель в зависимости от характера заболевания. С наблюдается при кататонической форме шизофрении, психогенных психозах и некоторых органических поражениях ц.н.с.
Судороги непроизвольное сокращение отдельных или целых групп мышц, возникающее внезапно и проявляющееся длительно или приступообразно.
С появляются при интоксикациях, диабете, повышенной нервной возбудимости, эпилепсии.
Судороги клонические кратковременные С, быстро следующее одно за другим непроизвольное сокращение и расслабление мышц.
Судороги тонические длительные С, продолжительные сокращения мышц вследствие однократного нервного импульса.
Сукцессивный анализ и синтез, реализуемый по частям (последовательный), а не целостно.
Сурдомутизм (от лат. surditas — глухота, mutismos — молчание) — функциональное нарушение слуха и речи, глухонемота психогенного характера. В основе С лежит процесс охранительного торможения в слуховой и речедвигательной областях мозговой коры, развивающийся в качестве реакции на сверхсильные раздражители (психотравма, испуг, сильный звук и др.) преимущественно у людей со слабой нервной системой.
Явления С. обычно проходят под влиянием растормаживающего лечения, а иногда и без медицинской помощи.
Сурдопедагог специалист в области сурдопедагоги ки, педагог со специальным дефектологическим (отделение сурдопедагогики) образованием, занимающийся воспитанием и обучением глухих, слабослышащих и позднооглохших детей.
К С. относятся также научные работники и ме тодисты, осуществляющие научно-методическую работу по обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха.
Сурдопедагогика (от лат. surdus — глухой) — отрасль специальной педагогики, дефектологии; наука о воспитании, обучении и образовании детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших).
Сурдопсихология (от лат. surdus — глухой; греч. psyche — душа, logos — учение) — отрасль специальной психологии, изучающей особенности психики глухих и слабослышащих детей.
Сурдотехника раздел дефектологии, занимающий ся разработкой принципов создания технических средств для коррекции и компенсации дефектов слуха или обусловленных ими нарушений речи, а также совокупность технических средств.
К сурдотехническим средствам относятся приборы и аппараты:
а) звукоусиливающая аппаратура (индивидуальная и коллективного пользования);
б) приборы и приспособления, которые передают информацию о явлениях, воспринимаемых обычно с помощью слуха, посредством условных сигналов иного вида (системы «Видимой речи»);
в) различные аппараты для исследования слуха (компьютерные, тональные, речевые аудиометры).