Untitled Document

С

Саливация (от лат. saliva — слюна) — слюноотделение, секреторная деятельность слюнных желез. Ги­персаливация — обильное слюноотделение.

Сензитйвный возраст — возраст оптимальных возможностей для развития какой-либо стороны психической деятельности (восприятия, памяти, речи и др.), обучения и воспитания.

Сенсибилизация (от лат. sensibilis — чувствительный) — биологический процесс, в результате которого повышается чувствительность организма к воздействию каких-либо раздражителей. Сенсибилизация лежит в основе ряда аллергических реакций организма. Этот термин используется также для характеристики изменения чувствительности органов чувств, возникающего вследствие действия какого-либо раздражителя или в результате взаимодействия анализаторов. Например, чувствительность органа зрения повышается под влиянием слабых звуковых раздражителей.

Сенсомоторный — чувствительно-двигательный.

Сенсорное воспитание (от лат. sensus — чувство, ощущение) — воспитание умения видеть, слышать, осязать, т. е. воспринимать окружающий мир; формирование чувственного познания на основе развития ощущений и восприятия.

Сенсорный (от лат. sensus — чувство, ощущение) — чувствительный (ср.: моторный — двигательный).

Сигматизм (от греч. sigma — название буквы «с») — расстройство произношения свистящих [с], [с'], [з], [з'], [ц] и шипящих [ш], [ж], [щ], [ч] звуков, выражающееся в отсутствии этих звуков в речи логопата, искажениях, заменах. Наиболее распростране­ны следующие виды С: межзубный, боковой, призубный, губно-зубной, свистящий, шипящий, носовой, парасигматизм.

Симптом (от греч. symptom — случай, совпадение, признаки болезни) — характерные проявления болезненных состояний; признак какого-либо явления. С. болезни бывают субъективные (жалобы больного) и объективные (определяются врачом с помощью различных методов).

Симптомокомплекс — сочетание взаимообусловленных симптомов (синдром).

Симультанный — анализ и синтез, имеющий определенный целостный (одновременный) характер.

Синдром (от греч. syndrome — стечение) — закономерное сочетание (комплекс) симптомов, связанных единством происхождения.

Синестезии (от греч. syn — вместе, aisthesis — чув­ство, ощущение) — ложные ощущения прикосновения, возникающие у больного в ответ на раздражения определенных участков тела, где имеется легкое нарушение чувствительности. Наблюдается на другой стороне тела в симметричных точках, противоположных тем, где наносятся раздражения.

Синдактилия (от греч. syn — вместе, daktilos — палец) — полное или частичное сращение пальцев между собой, аномалия развития.

Синкинезия (от греч. syn — вместе, kinesis — движение) — дополнительные содружественные движе­ния, непроизвольно присоединяющиеся к произволь­ным движениям. Нормальная С. имеет физиологи­ческое значение (движения рук при ходьбе). В слу­чаях болезни исчезает нормальная С. и проявляется патологическая.

Патологическая С. может проявляться в резуль­тате недостаточной дифференцировки моторных центров. (У детей наблюдаются содружественные движения губ, языка, руки при письме.)

При сгибательных и разгибательных движени­ях пальцами здоровой руки в случае центрального паралича больная рука повторяет те же движения. Это объясняется иррадиацией возбуждения на дру­гое полушарие мозга.

Синергизм — в физиологии совместное или сочета­ние действий каких-либо органов, систем.

Синтагма (от греч. syntagma — нечто соединенное) — семантико-синтаксическая единица речи, образуе­мая группой слов в составе предложения, объеди­ненных в смысловом и ритмо-мелодическом отно­шениях. Синтагма может также состоять из одного слова, может совпадать с целым предложением. Пример: Любишь кататься — люби и саночки во­зить (две синтагмы).

Синтагматика — исследование языка, заключающееся в последовательном разделении текста на все менее протяженные соположенные единицы, которые сосу­ществуют, сочетаются между собой, но отличаются одна от другой; включение их в ряды «по горизонта­ли» (слово в пределах высказывания, морфема в пределах слова, звук в пределах звукосочетания).

Синтез — умственное действие соединения частей предметов и явлений, отдельных элементов с их признаками и свойствами в целое, обладающее новыми свойствами и признаками.

Система брайля — система рельефно-точечного пись­ма для слепых.

Ситуативный — обусловленный данной ситуацией.

Скандированная речь, скандирование (от лат. skando — размеренно читаю) — чтение стихотворений с ис­кусственным выделением ударного слога в стопе. Применяется для уяснения метра стиха в специаль­ных тренировочных упражнениях по технике речи. Скандированием называется также четко разде­ленное на слоги коллективное громкое произнесе­ние кратких фраз (лозунги, приветствия).

Ср. (в логопедии) — это нарушение ритма речи, речь по слогам, вследствие органического пораже­ния ц.н.с. или неправильного обучения логопата.

Сколиоз (от греч. skolios — кривой) — искривление позвоночника в сторону.

Скотома — выпадение небольшого участка поля зре­ ния.

Слабовидящие дети — дети, обладающие остротой зрения на лучше видящем глазу с использованием обычных средств коррекции (очки) от 0,05 до 0,2, а также дети с более высокой остротой зрения, но имеющие некоторые другие нарушения зрительных функций (например резкое сужение границ поля зрения).

Слабослышащие дети — дети с частичным снижени­ ем слуха, приводящим к нарушению речевого раз­вития. К слабослышащим относятся дети с пони­жением слуха от 15 — 20 дб до 75 дб.

Слабоумие — стойкое и малообратимое снижение психической деятельности вследствие органическо­го поражения головного мозга. Различают врожден­ное С и приобретенное С.

Слепоглухонемота — полная и одновременная утра­ та зрения и слуха до начала периода активного овладения речью. Отсутствие речи, немота — вто­ричный дефект.

Слепоглухонемые дети — дети, лишенные слуха, зрения и речи.

Слепота — снижение зрения, при котором невозмож­ но или очень ограничено зрительное восприятие ок­ружающего из-за глубокого нарушения остроты центрального зрения (от 0 до 0,04) или сужения поля зрения (от 10 до 15) при большей остроте зрения.

Слепые дети — дети, у которых полностью отсутству­ ют зрительные ощущения или имеется светоощуще-ние или остаточное зрение (острота зрения — 0,04 на лучше видящем глазу с применением очков).

Степени потери зрения: абсолютная слепота на оба глаза; практическая слепота с сохранным све-тоощущением либо остаточным зрением. С. может быть врожденной и приобретенной.

Словарный запас ребенка — совокупность слов, по­ нимаемых ребенком и активно используемых в общении. С. з. с возрастом непрерывно и интенсив­но обогащается. К концу первого года жизни в активном словаре ребенка 8—12 слов; к двум го­дам — около 300 слов; в три года — от 1 тысячи до 1,5 тысячи; в 6 лет — 3—4,5 тысячи слов.

Словарь пассивный — запас слов, понимаемых ре­ бенком, человеком. Обычно С п. шире активного.

Словарь активный — совокупность слов, которыми данный человек постоянно и активно пользуется в ходе общения.

Формирование С а. у аномальных детей проис­ ходит своеобразно и требует специальной логопеди­ческой работы.

Сложный дефект — сочетание двух и более дефектов развития, которое представляет собой не просто сумму дефектов, а является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от его составля­ющих. Дети с С.д. — особая категория аномальных детей, в которой выделяются следующие группы: умственно отсталые слепые и слабовидящие; ум­ственно отсталые глухие и слабослышащие; глухие слабовидящие; слепоглухие; глухие и слабослыша­ щие с нарушением опорно-двигательного аппарата и др. Сочетание дефектов искажает развитие этих детей в значительно большей степени, чем аномальных детей других категорий. Их обучение и воспитание осуществляются в специальных учебно-воспитательных учреждениях, куда они направляются на осно­вании заключения о степени выраженности того или другого дефекта. Слух — способность организма воспринимать и раз­личать звуковые колебания с помощью слухового анализатора.

Человеку доступна область звуков с частотой колебаний от 10 до 20 000 Гц.

Исследование С. проводится методом шепотной и громкой речи; с помощью аудиометра. Слуховой анализатор — сложный нервный механизм, воспринимающий и дифференцирующий звуковые раздражения. С.а. состоит из рецептора (наружное ухо и наружный слуховой проход — звукоулавлива­ющая часть С.а.); нервных путей (звукопроводящая часть С.а.); нервных центров в коре больших полу­ шарий головного мозга (звуковоспринимающая часть). Смешение звуков — дефект речи, проявляющийся в разнообразных и стойких заменах одних звуков дру­гими при возможности правильного произношения изолированных звуков. С.з. является признаком недостаточной автоматизации правильного звукопро-изношения, следствием несформированности фоне­матических процессов.

Часто наблюдаются замены свистящих на ши­пящие звуки и наоборот, внутри свистящих и ши­пящих, в группе сонорных звуков. Например: «сап­ка» вместо — шапка, «сапля» вместо — цапля, «лана» вместо — рана и др.

В норме процесс овладения детьми фонетичес­кой системой языка заканчивается к 4 годам — 4 годам 2 месяцам. В возрасте 4—5 лет дети пра­вильно произносят все звуки, хорошо их различают на слух и в произношении. Сознание — высшая форма отражения действитель­ности, присущая только человеку, позволяющая ему целенаправленно регулировать свои взаимоотноше­ния с окружающим миром.

Формирование С. аномального ребенка подчинено общим законам развития психики человека, при этом С. аномального ребенка отличается своеобра­зием, которое обусловлено характером аномалии.

Соматический (от греч. soma — тело) — телесный; в медицинской практике этот термин употребляется для определения явлений, болезней, связанных с телом.

Сомнамбулизм (от греч. somnus — сон, ambulare — бродить) — снохождение, лунатизм. Своеобразное рас­стройство сознания, характеризующееся выполнени­ем во время сна бессознательных, внешне упорядо­ченных действий (хождение, перекладывание пред­метов, уборка комнаты); воспоминания о совершенных действиях при пробуждении отсутствуют.

Сопряженная речь — совместное одновременное повто­рение двумя или более лицами произнесенных или написанных кем-либо слов или фраз. Ср. использу­ется в логопедической работе с заикающимися.

Социализация — 1. Процесс и результат активного усвоения и воспроизводства индивидом социально­го опыта. Включает в себя: социальное познание (себя, мира, общества, его структур и институтов), социальное научение (приемам и навыкам обще­ния, игры, учения, самообслуживания, трудовой профессиональной деятельности), социальную адап­тацию и социальное преобразование себя и соци­альной действительности. Происходит под влияни­ем стихийных факторов, межличностного общения и взаимодействия и целенаправленного воспитания. С, в результате которой усваивается и воспроизво­дится асоциальный опыт, называется негативной. 2. Интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общно­стей (группа, социальный институт, социальная организация), усвоение им элементов культуры, со­циальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Спазм (от греч. spasmos — судорога) — тоническая судорога.

Спазмофилия (от греч. spasmos — судорога, philia — склонность) — заболевание детей преимуществен­но до 2 лет, выражающееся в приступах общих и частичных судорог и повышенной возбудимости нервной системы. Скрытая форма С. встречается чаще явной, определяется специальными медицин­скими исследованиями.

Причины С: повышенная возбудимость нервной системы на почве нарушения обмена с недостаточ­ностью кальция в крови, недостаток витамина Д, недостаток воздуха и солнца. Прогноз при лечении и профилактике С. в основном благоприятный.

Специальное образование — система условий, кото­ рые создает государство для лиц, имеющих специ­ альные образовательные потребности, с целью обес­печения им равных возможностей в получении образования посредством ликвидации физических, финансовых или психологических барьеров, кото­рые исключают или ограничивают участие этих лиц в жизни общества.

Специальные (коррекционные) образовательные уч­ реждения — учреждения, предназначенные для детей, подростков и взрослых с различными анома­лиями психофизического развития.

В России в XIX в. специальные учебно-воспита­тельные учреждения создавались, как правило, на благотворительных началах и только для детей с резко выраженными дефектами (школы для глу­хих, слепых и глубоко умственно отсталых детей). Контингент таких школ охватывал не более б % общего числа этих детей. Многие категории ано­мальных детей вообще не обучались. В XX в. госу­дарство поставило задачу воспитания и приобще­ния детей с различными нарушениями к обществен­ но полезному труду через коррекцию и компенсацию дефектов. Специальные учебно-воспитательные уч­реждения были включены в общую систему народ­ного образования, здравоохранения и специального обеспечения и дифференцированы соответственно характеру и глубине конкретного дефекта.

Специальные образовательные потребности — потреб­ ности в специальных (индивидуализированных) условиях обучения, включая технические средства, особом содержании и методах обучения, а также в медицинских, социальных и иных услугах, непос­редственно связанных и необходимых для успеш­ного обучения.

Специальные учебно-воспитательные учреждения — система преемственно связанных между собой учеб­ но-воспитательных учреждений, обучающих детей и взрослых с различными аномалиями: слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата.

Сеть специальных учреждений в нашей стране организуется в соответствии с принципом учета воз­растных особенностей аномальных детей.

По возрастным данным все учреждения для лиц с аномальным развитием делятся на три типа:

Все учреждения для аномальных детей работают над реализацией задач общеобразовательной и про­фессиональной подготовки. Принцип сочетания об­ щеобразовательного и профессионально-трудового обу­чения положен в основу работы специальных школ.

Овладение определенным объемом знаний, уме­ний и навыков аномальными детьми, в сравнении с учениками массовой школы, занимает по време­ни более длительный период. Чтобы получить об­щеобразовательную подготовку в объеме 8 классов массовой школы, глухие дети учатся 12 лет. Сле­пые и слабовидящие дети, обучаясь по программам массовой школы, овладевают общеобразовательной подготовкой в объеме 11 лет обучения в специаль­ной школе.

Специальные учебно-воспитательные учреждения осуществляют обучение детей и взрослых с различ­ными аномалиями слуха, зрения, речи, интеллекта, движений, а также с комбинированными нарушени­ями развития. Большая часть этих учреждений на­ ходится в системе республиканских министерств об­разования (специальные детские сады и школы, спе­ циальные вечерние школы для взрослых), некоторые относятся к системе министерств социального обес­ печения (детские дома для глубоко умственно отста­лых детей и для слепоглухонемых), а отдельные подведомственны министерствам здравоохранения (школы-санатории для детей с нарушениями психи­ческого развития, клиники для детей и взрослых с нарушениями речи, логопедические стационары и по­лустационары и др.).

В специальных учебно-воспитательных учреж­дениях аномальные дети получают в зависимости от типа школ начальное, восьмилетнее, а некото­рые — среднее образование.

Спинномозговая жидкость, церебростенальная жидкость — жидкая среда, заполняющая полости спин­ного и головного мозга. Исследование состава спин-но-мозговой жидкости используется для диагности­ки заболеваний ц.н.с.

Спонтанный — самопроизвольный. Спонтанная речь — непроизвольная.

Способности — индивидуально-психологические свой­ ства личности, являющиеся условием успешного выполнения определенных видов деятельности. У человека могут быть развиты разнообразные спо­собности: к усвоению тех или иных учебных пред­метов, к разным видам труда, к искусству, спорту, организаторские С. и т. д.

В основе С. лежат врожденные анатомо-физио-логические задатки, к которым прежде всего отно­сятся особенности нервной системы человека, развивающиеся лишь при определенных условиях в деятельности.

Всестороннее развитие С. детей — одна из важ­нейших задач воспитания. У аномальных детей за­метное снижение С. наблюдается в случаях орга­нического поражения коры головного мозга (оли­гофрения, тяжелые формы алалии, афазии). Сравнение — мыслительная операция, посредством которой выявляются отношения тождества, сход­ства и различия между воспринимаемыми, а также припоминаемыми объектами и явлениями в целом и их признаками (свойствами, частями). С. основы­вается на соотносительном анализе и синтезе при­знаков сравниваемых объектов.

У аномальных детей формирование процессов С. имеет ряд особенностей. Умственно отсталые младшие школьники отождествляют сходные, но неодинаковые предметы, испытывают трудности в анализе признаков сравниваемых предметов, в вы­явлении общих признаков и др.

Глухие дети имеют особенности процессов С, вызванные недостаточным воздействием речи на раз­витие их мышления, дефицитом сенсорного опыта.

У слепых детей затруднен сравнительный ана­лиз объектов в связи с ограниченным чувственным опытом. Особенно затруднено выделение сходных признаков предметов, существенных и несуществен­ных признаков.

Изучение психологической природы С. у нор­мальных и аномальных детей способствует совер­шенствованию дидактических приемов обучения сравнению. Статус (от лат. status — состояние) — в медицине описание состояния больного в момент осмотра, включающее в себя характеристику анатомических и функциональных изменений по отдельным систе­мам. Описание состояния нервной системы называ­ется неврологическим С.

С. и анамнез дают врачу возможность поставить правильный диагноз болезни.

Стафилорафия — оперативное закрытие щели мягко­го неба.

Стереотипность (движения, мышления) — повторяе­мость движений, суждений без изменения; труд­ность переключения с однажды усвоенного на но­вое вследствие недостаточной подвижности нервных процессов.

Стимул — в физиологии раздражитель, вызывающий изменение, обычно усиление деятельности организ­ма, отдельной его системы, органа или ткани.

Страбизм (от греч. strabysmos — кривой, косящий) — косоглазие (мед.).

Ступор (от лат. stupor — оцепенение) — форма пси­хического расстройства, характеризующаяся значи­тельной или полной неподвижностью, заторможен­ностью, оцепенением.

Состояние С. может длиться несколько часов, дней и недель в зависимости от характера заболе­вания. С наблюдается при кататонической форме шизофрении, психогенных психозах и некоторых органических поражениях ц.н.с.

Судороги — непроизвольное сокращение отдельных или целых групп мышц, возникающее внезапно и проявляющееся длительно или приступообразно.

С появляются при интоксикациях, диабете, по­вышенной нервной возбудимости, эпилепсии.

Судороги клонические — кратковременные С, быст­ро следующее одно за другим непроизвольное со­кращение и расслабление мышц.

Судороги тонические — длительные С, продолжи­тельные сокращения мышц вследствие однократ­ного нервного импульса.

Сукцессивный — анализ и синтез, реализуемый по частям (последовательный), а не целостно.

Сурдомутизм (от лат. surditas — глухота, mutismos — молчание) — функциональное нарушение слуха и речи, глухонемота психогенного характера. В осно­ве С лежит процесс охранительного торможения в слуховой и речедвигательной областях мозговой коры, развивающийся в качестве реакции на сверхсильные раздражители (психотравма, испуг, силь­ный звук и др.) преимущественно у людей со сла­бой нервной системой.

Явления С. обычно проходят под влиянием ра­стормаживающего лечения, а иногда и без меди­цинской помощи.

Сурдопедагог — специалист в области сурдопедагоги­ ки, педагог со специальным дефектологическим (отделение сурдопедагогики) образованием, занима­ющийся воспитанием и обучением глухих, слабо­слышащих и позднооглохших детей.

К С. относятся также научные работники и ме­ тодисты, осуществляющие научно-методическую ра­боту по обучению и воспитанию детей с нарушени­ями слуха.

Сурдопедагогика (от лат. surdus — глухой) — от­расль специальной педагогики, дефектологии; на­ука о воспитании, обучении и образовании детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и по­зднооглохших).

Сурдопсихология (от лат. surdus — глухой; греч. psyche — душа, logos — учение) — отрасль специ­альной психологии, изучающей особенности психи­ки глухих и слабослышащих детей.

Сурдотехника — раздел дефектологии, занимающий­ ся разработкой принципов создания технических средств для коррекции и компенсации дефектов слуха или обусловленных ими нарушений речи, а также совокупность технических средств.

К сурдотехническим средствам относятся приборы и аппараты:

а) звукоусиливающая аппаратура (индивидуальная и коллективного пользования);

б) приборы и приспособления, которые передают информацию о явлениях, воспринимаемых обычно с помощью слуха, посредством условных сигналов иного вида (системы «Видимой речи»);

в) различные аппараты для исследования слуха (компьютерные, тональные, речевые аудиометры).