Untitled Document

Ф

Фактор риска — различные условия внешней и внутренней среды организма, способствующие развитию патологических состояний.

Фальцет (от итал. falso — ложный) — один из регистров голоса, при котором используется лишь головной резонатор. При Ф. голосовые складки колеблются не по всей длине и не по всей толщине, а лишь тонкими краями. При Ф. нет полного смыкания голосовых складок. Как голосовое расстройство Ф. встречается у глухих.

Фенилкетонурия — особая форма слабоумия, в основе которой лежит наследственно обусловленное нарушение белкового обмена.

Физиотерапия (от греч. physis — природа, therapeia — лечение) — отрасль клинической медицины, изучающая действие на организм человека физических факторов внешней среды для лечебных и профилактических целей.

Ф. изучает лечебные свойства природных и ис­ кусственно создаваемых физических факторов и раз­рабатывает способы их применения (без разруше­ния тканей) для лечения, профилактики болезней и медицинской реабилитации.

Физический недостаток — временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционирова­нии органа (органов) тела человека, подтвержденный в установленном порядке, а также соматическое или инфекционное заболевание, подтвержденное в установленном порядке и требующее длительного лечения.

Филогенез (от греч. phylon — род, genesis — происхождение) — исторический процесс развития живых организмов с момента возникновения жизни на Земле.

Фобии (от греч. phobos — страх) — навязчивые состояния страха (страх смерти, болезни; боязнь открытых и замкнутых помещений, боязнь темноты, страх речи и др.)- Ф- встречаются при неврозах, психопатиях, психозах, эмоциональных расстройствах. Ф. речи нередко наблюдаются при заикании.

Фонастения (от греч. phone — голос, asthenus — сла­ бый) — функциональное расстройство голосовой функции, характеризующееся быстрой истощаемостью и утомляемостью голосового аппарата. Признаки Ф.: прерывистость голоса, осиплость, охриплость, неприятные ощущения в горле. Ф. — профессиональное заболевание певцов, актеров, учителей.

Фонация (от греч. phone — звук, голос) — голосообразование. Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками.

Фонема (от греч. phone — звук речи) — кратчайшая звуковая единица, способная различать звуковые оболочки (звуковую сторону, звучание) разных слов и морфем.

Так, в функции различных звуковых оболочек слов «бак», «бок», «бук» выступают фонемы [а], [о]> [у]« Качественное многообразие звуков речи можно свести к небольшому числу общих их типов — фонем, которые, противополагаясь другим типам, участвуют в смысловой дифференциации слов или в различении морфологических форм (в русском языке 42 фонемы).

Фонематический слух — тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Ф. называется такой слух, посредством которого осуществляются осмысленное восприятие слова как комплекса фонем и контроль над ним. Ф.с. имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка. Нару­шение или недоразвитие Ф.с. приводит к специфическим дефектам звукопроизношения.

Фонематическое восприятие — способность к восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательности в словах.

Фонематическое оформление речи — звуковая сторона речи, составляющая материальную ее основу (фонемы, словесное ударение, интонация). Ф.о.р. включает в себя звукопроизношение, дикцию, про­содию, интонационную выразительность.

Отклонения от нормы в Ф.о.р. являются след­ствием речевых нарушений: ал алии, дислалии, ди­зартрии, ринолалии, заикания, а также тугоухости.

Фонопедия — комплекс педагогического воздействия, направленного на активацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани, коррекцию дыхания обучающегося.

Формирование звука — вызывание правильного звука, начальное формирование произносительных навыков.

Фрустрация (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — психическое состояние, характеризующееся сильными отрицательными переживаниями, которые возникают при невозможности удовлетворения каких-либо потребностей. Ф. возникает в ситуации конфликта, когда стремление к удовлетворению потребности наталкивается на непреодолимые (или субъективно воспринимаемые как таковые) препятствия. Проявляется в виде резкого раздражения, отчаяния, разочарования и т. п. и таким образом дезорганизует поведение. Для аномальных детей и детей-инвалидов вероятность возникновения фрустрирующей ситуации значительно выше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Это определяется теми ограничениями, которые накладываются дефектом на определенные сферы жизнедеятельности. Длительное и частое пребывание в состоянии Ф. может привести к формированию и закреплению отрицательных черт характера. Задача родителей и педагогов заключается в том, чтобы поощрять занятия детей в тех сферах деятельности, которые им в большей степени доступны, а также способствовать преодолению тех трудностей, с которыми ребенок сталкивается в связи со своим дефектом.

Функциональный — действующий, выполняющий определенные функции.

Функция — в физиологии деятельность и свойства клетки, органа и системы организма, проявляющиеся как физиологический процесс или совокупность процессов.