Ф
Фактор риска различные условия внешней и внутренней среды организма, способствующие развитию патологических состояний.
Фальцет (от итал. falso ложный) один из регистров голоса, при котором используется лишь головной резонатор. При Ф. голосовые складки колеблются не по всей длине и не по всей толщине, а лишь тонкими краями. При Ф. нет полного смыкания голосовых складок. Как голосовое расстройство Ф. встречается у глухих.
Фенилкетонурия особая форма слабоумия, в основе которой лежит наследственно обусловленное нарушение белкового обмена.
Физиотерапия (от греч. physis — природа, therapeia лечение) отрасль клинической медицины, изучающая действие на организм человека физических факторов внешней среды для лечебных и профилактических целей.
Ф. изучает лечебные свойства природных и ис кусственно создаваемых физических факторов и разрабатывает способы их применения (без разрушения тканей) для лечения, профилактики болезней и медицинской реабилитации.
Физический недостаток временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа (органов) тела человека, подтвержденный в установленном порядке, а также соматическое или инфекционное заболевание, подтвержденное в установленном порядке и требующее длительного лечения.
Филогенез (от греч. phylon — род, genesis происхождение) исторический процесс развития живых организмов с момента возникновения жизни на Земле.
Фобии (от греч. phobos страх) навязчивые состояния страха (страх смерти, болезни; боязнь открытых и замкнутых помещений, боязнь темноты, страх речи и др.)- Ф- встречаются при неврозах, психопатиях, психозах, эмоциональных расстройствах. Ф. речи нередко наблюдаются при заикании.
Фонастения (от греч. phone — голос, asthenus сла бый) функциональное расстройство голосовой функции, характеризующееся быстрой истощаемостью и утомляемостью голосового аппарата. Признаки Ф.: прерывистость голоса, осиплость, охриплость, неприятные ощущения в горле. Ф. профессиональное заболевание певцов, актеров, учителей.
Фонация (от греч. phone звук, голос) голосообразование. Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками.
Фонема (от греч. phone — звук речи) — кратчайшая звуковая единица, способная различать звуковые оболочки (звуковую сторону, звучание) разных слов и морфем.
Так, в функции различных звуковых оболочек слов «бак», «бок», «бук» выступают фонемы [а], [о]> [у]« Качественное многообразие звуков речи можно свести к небольшому числу общих их типов фонем, которые, противополагаясь другим типам, участвуют в смысловой дифференциации слов или в различении морфологических форм (в русском языке 42 фонемы).
Фонематический слух тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Ф. называется такой слух, посредством которого осуществляются осмысленное восприятие слова как комплекса фонем и контроль над ним. Ф.с. имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка. Нарушение или недоразвитие Ф.с. приводит к специфическим дефектам звукопроизношения.
Фонематическое восприятие способность к восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательности в словах.
Фонематическое оформление речи звуковая сторона речи, составляющая материальную ее основу (фонемы, словесное ударение, интонация). Ф.о.р. включает в себя звукопроизношение, дикцию, просодию, интонационную выразительность.
Отклонения от нормы в Ф.о.р. являются следствием речевых нарушений: ал алии, дислалии, дизартрии, ринолалии, заикания, а также тугоухости.
Фонопедия комплекс педагогического воздействия, направленного на активацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани, коррекцию дыхания обучающегося.
Формирование звука вызывание правильного звука, начальное формирование произносительных навыков.
Фрустрация (от лат. frustratio обман, тщетное ожидание) психическое состояние, характеризующееся сильными отрицательными переживаниями, которые возникают при невозможности удовлетворения каких-либо потребностей. Ф. возникает в ситуации конфликта, когда стремление к удовлетворению потребности наталкивается на непреодолимые (или субъективно воспринимаемые как таковые) препятствия. Проявляется в виде резкого раздражения, отчаяния, разочарования и т. п. и таким образом дезорганизует поведение. Для аномальных детей и детей-инвалидов вероятность возникновения фрустрирующей ситуации значительно выше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Это определяется теми ограничениями, которые накладываются дефектом на определенные сферы жизнедеятельности. Длительное и частое пребывание в состоянии Ф. может привести к формированию и закреплению отрицательных черт характера. Задача родителей и педагогов заключается в том, чтобы поощрять занятия детей в тех сферах деятельности, которые им в большей степени доступны, а также способствовать преодолению тех трудностей, с которыми ребенок сталкивается в связи со своим дефектом.
Функциональный действующий, выполняющий определенные функции.
Функция в физиологии деятельность и свойства клетки, органа и системы организма, проявляющиеся как физиологический процесс или совокупность процессов.