Документ без имени

Назад

КОМПЕНСАЦИЯ, КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ,АБИЛИТАЦИЯ КАК КАТЕГОРИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Каждая живая саморегулирующая система должна обладать определенной степенью "прочности", т. е. способностью удерживать и восстанавливать свою целостность в случаях воздействия различных патогенных факторов. Такая способ­ность к восстановлению называется компенсацией - сложной ответной реакцией индивида на факт внутренних нарушений, препятствующей возможной утрате целостности и потере рав­новесия с окружающей средой.

Пластичность психики как сложнейшей функциональной системы лежит в основе компенсаторных механизмов, ос­новная сущность которых сводится к замене выпавшего ее звена на сохранное, в результате чего восстанавливается целостность функциональной системы и ее способность достигать необходимый результат.

Все компенсаторные процессы протекают одновременно на нескольких уровнях. Первый - биологический, или теле­сный, уровень протекания компенсаторных процессов. Вто­рой - психологический уровень компенсации - чрезвы­чайно сложен по своему содержанию. Он включает в себя работу защитных механизмов, т. е. неосознаваемых процес­сов, обеспечивающих снижение тревоги и внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях. Кроме того, на этом уровне разворачивается действие так называемых копинг­стратегий, т. е. сознательных усилий личности, направленных на поддержание позитивной самооценки в угрожающих для нее ситуациях. Третий уровень компенсаторных процессов ­социально-психологический, связанный с общественным характером человеческого бытия. Хорошо известно, что процесс восстановления тех или иных нарушений во мно­гом зависит от характера внешней помощи, в частности, от позиции окружающих по отношению к инвалиду. Высший уровень организации компенсаторных процессов - соци­альный. Его реализация связана с отношением в целом об­щества к инвалидам. Эти отношения во многом определя­ются национальными и религиозными традициями общества, способствуя или препятствуя социальной адап­тации лиц с ограниченными возможностями.

Человек - существо биосоциальное, но ведущая роль в про­цессе становления и раскрытия человеческой сущности, бес­спорно, принадлежит социальным факторам. То же самое можно сказать и в отношении компенсаторных процессов. В их реализации принимают участие как биологические, так и социальные факторы, при этом они присутствуют на каж­дом из перечисленных уровней, правда, в разных пропорци­ональных отношениях. Чем выше уровень, тем больше удель­ный вес социального фактора, и наоборот (схема 10.1).

Наряду с понятием компенсация в специальной психологии широко используются такие термины как коррекция, реаби­литация, абилитация и адаптация - близкие по значению, но не тождественные понятию компенсация.

Если компенсация - это процесс возмещения нарушенной или утраченной функции, то коррекция чаще всего опреде­ляется как исправление тех или иных нарушений. Стало быть, различия между компенсацией и коррекцией определяют­ся степенью или выраженностью нарушения той или иной способности.

Понятие реабилитация, как и коррекция, указывает на сис­тему внешних мероприятий по отношению к человеку. Но если коррекционные воздействия ориентированы весьма локально, т. е. нацелены на исправление отдельных функций или сторон жизнедеятельности человека (например коррекция внутрисемейных отношений), то реабилитация­ это система мероприятий, направленных на восстановление полноценного общественного бытия личности.

Выделяют разные виды реабилитации, в зависимости от того, к какому уровню компенсаторных процессов они об­ращены и нацелены - медицинская, психологическая, се­мейная, досуговая, социально-трудовая и др.

Весьма нелегко отграничить понятие «реабилитация» от по­нятия «абилитация». Именно поэтому эти понятия весьма часто путаются. По своему содержанию абилитационные мероприятия могут ничем не отличаться от реабилитаци­онных. Отличия касаются конечных целей и условий их до­стижения.

Ситуация абилитации характеризуется тем, что факта и мо­мента утраты не было - человек изначально от рождения или с раннего детства обладал тем или иным нарушением. Стало быть, речь не может идти о восстановлении, ибо вос­станавливать можно лишь то, что было утрачено. Следова­тельно, абилитация - это система мероприятий, направлен ных на формирование эффективных способов социальной адап­тации в возможных для данного индивида пределах.

Наконец, родственным по значению перечисленным поня­тиям является термин адаптация. Адаптация часто опреде­ляется как особый процесс восстановления нарушенного равновесия между индивидом и средой путем внутренних изменений самого индивида. Компенсаторные процессы так же направлены на восстановление равновесия тоже путем внутренней перестройки. Но отличие состоит в том, что равновесие между индивидом и средой может быть нару­шено за счет средовых изменений и изменений в самом ин­дивиде. В первом случае должны сработать адаптационные механизмы, приводящие к изменениям, направление кото­рых уводит индивида от исходного состояния, тем самым восстанавливая равновесие. Во втором случае включаются компенсаторные механизмы, приводящие тоже к внутренним изменениям, но противоположным по направлению к адаптационным изменениям. Компенсаторные процессы стремятся вернуть индивида к исходному утерянному со­стоянию. И чем в большей степени это удается, тем быстрее восстанавливается утраченное равновесие.

В целом можно сказать, что адаптация и компенсация - это единые, но разнонаправленные процессы, целью которых является восстановление равновесия между средой и инди­видом (см. схему 10.2).

План семинарского занятия

•Что представляют собой компенсаторные процессы?
•Какова уровневая организация компенсаторных процес­сов?
•Сопоставьте понятия «компенсация» И «коррекция».
•В чем состоит Сущность таких понятий как «декомпен­сация» и «псевдокомпенсация»?
•Что представляет собой процесс реабилитации?
•Сопоставьте понятия «реабилитация» и «абилитация».
Задания для самостоятельной работы (Темы докладов и рефератов)
•Сущность, структура и формы реабилитационного про­цесса.
•Соотношение коррекции и компенсации.
•Биологические и социальные факторы компенсаторных процессов.
•Социальная интеграция инвалидов и ее основные задачи.
Литература
•Богданова Т Г. Сурдопсихология. М., 2002.
•Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. М., 1995.
•Воложин А. И, Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация - универсальный биологический механизм приспособления. М., 1987.
•Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. Л.~ 1985.
•Ковокин С. Н. Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов. М., 1997.
•Литвак А. Г. Теоретические проблемы тифлопсихологии. Л., 1974.
•Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. С.Пб., 1999.
•Мамайчук И И Психокоррекция детей и подростков с: нарушениями в развитии. СПб., 2000.
•Манова- Томова В. С. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.
•Никольская И М., Грановская Р. М. Психологическая за­щита у детей. СПб., 2000.
•Реннер К. Основы реабилитации. М., 1980.
•Солнцев Л. И Развитие компенсаторных процессов у сле­пых детей дошкольного возраста. М., 1980.
•Ярмаченко Н. Д. Проблема компенсации глухоты. Киев. 1976.