Документ без имени

11.5. Работа учителя с девиантными подростками

Наибольшую трудность в работе учителя и родители испытывают с детьми агрессивными, лживыми, неуравновешенными, имеющими нервно-психические расстройства. Серьезные затруднения связаны с такими проблемами, как воровство, наркомания, грубость в обще­нии, особенно с употреблением ненормативной лексики, неадекватное сексуальное поведение, драки, участие в асоциальных группировках, ненависть к своим родителям, а также работа с родителями из так на­зываемых неблагополучных семей.

При работе необходимо включение трудных детей в работу спортив­ных секций, музыкальных, танцевальных кружков и объединений по интересам, должны быть разработаны специальные меры по включе­нию их в общественную жизнь, где они смогли бы проявить себя и свою инициативу. Однако те конкретные виды работ, которые под этим под­разумеваются, вряд ли могут быть так охарактеризованы. Это участие в уборке класса, сельхозработах, ремонте мебели и школы, походы, работа в тренажерных залах. Эти формы деятельности стали уже тра­диционными много лет назад, и реорганизация их с тем, чтобы они ста­ли привлекательными, особенно для девиантных детей, требует нема­лой изобретательности.

Во многих учебных заведениях проводятся диагностическое отсле­живание состояния детей и подростков, выявление детей «группы рис­ка», психологические консультации для детей и родителей, групповые занятия в форме тренингов, игр.

Менее распространенной формой является использование варна-тивных форм обучения — классов коррекции, классов выравнивания, обучения по индивидуальным планам. Практически, к сожалению, не Используется обучение «трудных детей» в разновозрастных группах, хотя, как показывают исследования, это весьма эффективный способ организации обучения именно для такой категории детей.

И, наконец, скорее исключением, нежели правилом, является созда­ние групп взаимопомощи из самих подростков, широко используемых в зарубежных школах и имеющих большой эффект.

Несомненно, что в основе педагогической цели, реализуемой по от­ношению к ребенку с девиантным поведением, лежит оказание ему помощи в становлении полноценного члена общества, в реализации его индивидуального потенциала. Необходимо создание условий для осознания ребенком необходимости переоценки своего поведения. При этом проявляется такая особенность социальных отношений детей с девиантным поведением: с одной стороны, они чаще всего вос­принимают свое поведение как нормальное, соответствующее их нрав­ственным позициям, с другой — всякую негативную оценку своих по­ступков они воспринимают как несправедливое отношение к ним лично.

Одной из главных задач воспитания девиантного ребенка является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий.

Первым из них является обеспечение включенности детей в реаль­ные социальные отношения, т. е. возникновения у них личностного отношения к деятельности, несущего в себе объективный и субъектив­ный компонент. Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в от­ношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается.

Воспитание девиантного ребенка совершается только на основе ак­тивности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей соци­альной средой. Фактически цель воспитания будет состоять в форми­ровании состояния самоперевоспитания.

Говоря об активности ребенка, мы должны представлять, что она существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому педагог должен, прежде всего, опираться на потребности и мотивы ребенка, определять, что является для ребенка главным на данный момент.

Воспитание девиантных детей подразумевает включение следу­ющих компонентов:

* целенаправленной работы по нравственному просвещению (это уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консульта­ции и т. п.);

* актуализации всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, от­ношения учитель — ученик, учитель — родители учеников, повсе­дневный стиль и «тон» работы школы);

* введения нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников;

* оптимального соотношения форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом пола , учащихся.

В психолого-педагогической литературе приводятся принципы ра­боты и воспитания девиантных детей, которые могут стать основой при работе с такими ребятами. Рассмотрим их.

Принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребенка . Этот известный принцип, который был сформулирован еще А. С. Ма­каренко, требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, нормой которых является гуманность. Педагог должен видеть в ребенке, прежде всего лучшее. Это лучшее и является тем зерном, которое, прорастая, формирует у ребенка пози­тивные качества, веру в себя, позволяет по-новому взглянуть па свое поведение.

Принцип социальной адекватности воспитания требует соответ­ствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в кото­рой организуется воспитание трудного ребенка.

Принцип индивидуализации воспитания детей с девиантным пове­дением предполагает определение индивидуальной траектории соци­ального развития каждого ученика, выделение специальных задач, со­ответствующих его индивидуальным особенностям, как то: выявление причин девиантности, определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

В практической педагогической деятельности этот принцип реали­зуется в следующих правилах:

* работа с трудными детьми должна ориентироваться на развитие каждого из них;

* успех воспитательного воздействия при работе с одним учащим­ся не должен негативно влиять на воспитание других;

* выбор воспитательного средства необходимо соотносить только с информацией об индивидуальных качествах; поиск педагогом способов коррекции поведения ученика должен вестись только на основе взаимодействия с ним;

* постоянное отслеживание эффективности воспитательного воз­действия на каждого ребенка должно определять совокупность воспитательных средств, используемых педагогами.

Принцип социального закаливания девпантных детей предполага­ет включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого 'усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработ­ку определенных способов этого преодоления, адекватных индивиду­альным особенностям человека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчпвостп, рефлексивной позиции.

В педагогической деятельности этот принцип реализуется в следу­ющих правилах:

* проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;

* ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отно­шениях с людьми: трудный путь к успеху — залог успешной жиз­ни в дальнейшем; ^|&

* не только радость, но и стгянания, переживания воспитывают человека; щ

* волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет , . завтра, если их нет сегодня;

* нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.

Можно выделить и основные методы при воспитании девиантпого ребенка.

Напомним, что метод воспитания — это способ реализации целей воспитания. Под методами воспитания понимаются такие взаимодей­ствия педагогов и учащихся, в процессе которых происходят измене­ния в уровне развития качеств личности воспитанников.

В интеллектуальной сфере необходимо формировать у ребенка с де-виантным поведением объем, глубину, действенность знаний о нрав­ственных ценностях: моральных идеалах, принципах, нормах поведения (гуманности, солидарности, любви, представлении о долге, справед­ливости, скромности, самокритичности, честности, ответственности за себя). Благодаря им корректируются и организуются поведение и де­ятельность личности.

Методы воздействия на интеллектуальную сферу. Для формиро­вания взглядов, понятий, установок используются методы убеж­дения.

В мотивационной сфере целесообразно формировать правомер­ность и обоснованность отношения к моральным нормам: бережное

и I ношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов; гтремлепие к идеалу; правдивость; нравственные установки; цели жиз­ни; смысл жизни; отношение к своим обязанностям; потребность в «дру­гом», в контакте с себе подобными. Знать, что нужно делать, к чему следует стремиться, — не значит хотеть это делать, действительно к это­му стремиться. Новые мотивашкшные образования возникают не в про­цессе усвоении, а в результате переживания или проживания. ; Методы воздействия на мотивациотую сферу включают стимули­рование — действия, в основе которых лежит формирование у уча­щихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике распространены такие компоненты метода стимулирования, как поощрение и наказание.

I ) Эмоциональной сфере необходимо формировать характер ценных переживаний, связанных с нормами пли отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзыв­чивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др.

Хотелось бы отметить, что воспитание личности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональ­ном тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доброту. Если общение с взрослым идет плохо, безрадостно, постоянно прино­сит огорчения, то весь механизм не работает, новые мотивационные образования у ребенка не возникают, правильного воспитания лично­сти не происходит. Это говорит о том, что личность выбирает тот спо­соб удовлетворения своих потребностей в общении и деятельности, который соответствует ее жизненным ценностям.

Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение, которое может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. Внушать — это значит воздеиствоватьна чувства, а через них на ум и волю человека. Использование это­го метода способствует переживанию детьми своих поступков и свя­занных с ними эмоциональных состояний.

В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устрем­ления в реализации нравственных поступков: мужества, смелости, принципиальности в отстаивании нравственных идеалов. Здесь важ­но не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их ре­ализует, на что пойдет личность ради достижения целей. Принятие решений — это не только выбор альтернатив на рациональной осно­ве, по п полевое разрешение противоречий, способность осуществлять деятельность па оптимальном уровне активности, психическая устой­чивость по отношению к трудностям.

Методы воздействия па волевую сферу предполагают:

* развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах;

* развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для до­стижения нтамечепной цели;

* формирование умения владеть собой (выдержка, самооблада­ние); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т. д. Доминирующее влияние на формирование полевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.

В сфере саморсгуляцнп необходимо формировать нравственную правомерность выбора; совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, са­моконтроль, рефлексию и др. Саморегуляппя осуществляется в соот­ветствии с известной формулой С. Л. Рубинштейна о преломлении внешнего через внутреннее: саморегуляция осуществляется как си­стема внутреннего обеспечения направленности действия при нали­чии множества внешних условий, возможностей, задач.

Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на фор­мирование у детей навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуации, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей.

Активность людей регулируется, усиливается или, напротив, сдер­живается воздействием социальных норм и ценностей, которые пред­назначены для стимулирования созидательной деятельности и блокированием деструктивных намерений и усилии. В тех случаях, когда функции блокирования, сдерживания, торможения не срабатывают и человеческие действия выходят за пределы норм цивилизованного общежития, возникает феномен ацорматпвного поведения, под кото­рым обычно понимают социальные действия индивидов, не вписыва­ющиеся в рамки нормативно-ценностных стереотипов цивилизован­ного общежития.

Девиантное поведение проявляется как отклонения от общеприня­тых культурных образцов, либо но причиняющие слишком большого вреда окружающим, как, например, в случаях нарушений норм этике­та и прочих элементарных поведенческих стандартов, лнбонаправле своим деструктивным потенциалом в первую очередь против са­мих субъектов девиаций. Носителями этих отклонений могут быть как представители молодежи, находящиеся па различных стадиях неза­вершенной социализации, либо паразитарные социальные элемен­ты — бродяги, бомжи, профессиональные нищие п т. п.

Наиболее тяжелыми формами девиаций являются алкоголизм, нар­комания, проституция, суицид с присущей им аутодеструктивной на­правленностью. Их особенность состоит в том, что жертвами содер­жащегося в них разрушительного потенциала оказываются не только сами виновники, но и те, кто оказывается в непосредственной близо­сти от них. Социальная опасность девиаций заключается в их способ­ности создавать предпосылки для возникновения более серьезных и вредоносных форм асоциального поведения. Поэтому в ряде случа­ев девиации причисляются к противоправным деяниям и подлежат нормативному контролю со стороны органов правопорядка и соответ­ствующих отраслей законодательства.

Проблема предупреждения отклоняющегося поведения, как прави­ло, обостряется в кризисные периоды состояния общества. В такой ситуации несовершеннолетние оказываются самыми социально неус­тойчивыми, нравственно неподготовленными и незащищенными. Ча­сто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различать истинные жизненные ценности от мнимых, искус­ственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение девиантному поведению.

2. Назовите основные причины девиантного поведения.

3. Какие проявления девиантного поведения вы знаете?

4. Дайте определение аддитивному поведению.

5. Какова специфика употребления алкоголя и наркотиков в под­ростковом возрасте?

6. Какова динамика злоупотребления психотропными веществами в подростковом возрасте?

7. Перечислите причины, по которым подросток хочет изменить свое психическое состояние искусственным путем.

8. Какие принципы воспитания в работе с ребятами-девиантами вы знаете?

9. Перечислите основные методы работы со школьниками с девиантным поведением.

 

Литература

2. Максимова И. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской пато­психологии: Учебное пособие. — Ростов н/Д, 2000.

3. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под редакцией А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. — М., 2002.

4. Пятницкая И. Н. Злоупотребление алкоголем и начальная ста­дия алкоголизма. — М.,1988.

5. Рожкова М. И. Воспитание трудного ребенка. Дети с дсвиантным поведением.

6. VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Обра­зование в России: медико-психологический аспект» // Материа­лы конференции. — Калуга, 2003.