Документ без имени

2.1. Становление специальной психологии и педагогики

Систематическую работу по сбору статистических данных о частоте и видах нарушений развития проводят международные общественные организации ЮНЕСКО и ВОЗ, а также государственные статистиче­ские органы большинства цивилизованных стран. Однако абсолютно точных и исчерпывающих мировых статистических данных нет, т. к. многие страны имеют своп, отличные от других стран, критерии выде­ления лиц с ограниченными возможностями. Особенно сложен сбор данных в развивающихся странах вследствие специфических социаль­но-культурных условий и недостаточного обеспечения медицинского и педагогической помощью.

Например, в странах с низким уровнем развития больше всего грубых нарушении зрения и слуха. В высокоразвитых странах наиболее частыми являются нарушения речи, затруднения при чтении в письме, при осво­ении математики. Статистика свидетельствует о достаточно устойчивом процентном соотношении между различными категориями отклоне­ний в каждой возрастной группе 1. На 100 школьников (от 7 до 15 лет) приходится 4-5 человек, имеющих нарушения интеллекта. На 800 че­ловек — 1 ребенок с синдромом Дауна. С возрастом увеличивается чис­ло людей, страдающих нарушениями слуха (после 50 лет).

В нашей стране также ведется статистический учет лиц с ограничен­ными возможностями: 4,5 % всей детской популяции (1,7 млн детей) — дети с ограниченными возможностями здоровья и нуждающиеся в специ­альном образовании. В это число входит более 35 тыс. детей дошкольного возраста, и 63,6 % таких детей находятся в дошкольных образователь­ных учреждениях вместе с обычными детьми. 272 тыс. детей школьного возраста обучаются в 1905 специальных образовательных учреждениях. Отношение к детям, имеющим различные отклонения в развитии, несет на себе следы длительной истории эгоизма и себялюбия обще­ства еще со времен. Так назывался в истории период ан­тичности ( IV в. до и. э.), когда применялось массовое детоубийство. Каждого родившегося с физическими или умственными дефектами ребенка уничтожали, сбрасывая в пропасть. Этот обычай кое-где в Ев­ропе сохранялся еще и в Средние века. В ХУ1-ХУП вв. человеческая жизнь приобретает уже некоторую ценность, и к дефективным детям относятся более гуманно, начинают искать пути помощи и возвраще­ния их в общество. Тип странного, погруженного в себя человека, вы­зывающего уважение своими особыми способностями, но беспомощ­ного и наивного в социальной жизни, неприспособленного в быту, связан с представлениями о чудаках. В российской культуре особое, почетное место занимает образ юродивого. Не случайно в персонаж Иванушки-дурачка народная мудрость вложила способность видеть то, чего не видят умные, говорить правду там, где лукавят социально приспособленные (Никольская О. С.).

Позднее появилась мысль лечить, воспитывать, обучать ремеслам таких людей. У истоков ее стояли французский врач и просветитель Ж. Итар (1775-1838), его соотечественник Э. Сеген (1812-1880). Они считали, что при разумном сочетании лечения с обучением возможно развитие аномальных детей.

Курс «Основы специальной педагогики и психологии* предполага­ет интеграцию психолого-педагогических знаний по данной пробле­ме. Остановимся на составляющих этой дисциплины. Возникновение специальной психологии как самостоятельной отрасли психологиче­ской науки и практики относят к 60-м годам прошлого столетия. До этого она являлась частью дефектологии — науки о причинах и меха­низмах отклоняющегося развития человека.

Специальная психология изучает психофизиологические особенно­сти аномальных детей, закономерности их воспитания, обучения, подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных кате­горий детей с проблемами в развитии.

Специальная педагогика — это теория и практика специального об­разования лиц с отклонениями в физическом и психическом разви­тии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагоги­ческих методов и средств, затруднительно или невозможно.

Развитие отечественной науки в этом направлении связано с имена­ми Л. С. Выготского, Т. А. Власовой, И. И. Данюшевского, Л. В. Занкова, Р. Е. Левиной, Н. М. Морозовой, И. А. Соколянского, В. Г. Пет­ровой и др.

Соотношение наук в нашем курсе можно представить, уяснив пре­дысторию вопроса, объект, предмет, цели и задачи курса. В советский период в нашей: стране широко использовался термин «дефектология» как теоретическая и практическая область специального образования лиц с отклонениями в развитии. Параллельно ему, применительно к науке, использовались два тесно связанных между собой термина «специальная педагогика» и «специальная психология». Появление и за­крепление термина «дефектология» в СССР было обусловлено бур­ным развитием педологии. Заслуга педологии в том, что она обогатила педагогику системным видением развивающейся личности ребенка, а так- же предопределила необходимость всестороннего изучения ра­стущего человека в физиологическом, психологическом и социальном ас­пектах и учета этих особенностей в педагогическом процессе. С 1936 года, после известного постановления ЦК ВКП(б) «О педологических из­вращениях в системе Наркомпроса», педология и все связанное с ней было уничтожено (педологическая специальность, учебники и науч­ные работы), репрессированы выдающиеся ученые. Труды Л. С. Вы­готского, например, были запрещены почти на 30 лет. Дефектология была отделена от педологии, но, в отличие от нее, проблемное поле дефектологии осталось почти не тронутым репрессиями. Большую роль в сохранении, защите и развитии этих направлений в разные годы сыграли руководители Научно-исследовательского института дефек­тологии АПН СССР, такие, как И. И. Данюшевский, А. И. Дьячков, Т. А. Власова, В. И. Лубовский.

Развитие контактов с мировым научным сообществом и зарубеж­ной педагогической практикой с начала 90-х годов показало «диагнозную» в контексте гуманистической парадигмы образования сущность термина «дефектология». Так же как и «дефектология*, термин «коррекционная педагогика» заставляет оставаться в «диагнозном» терми­нологическом поле, ибо объект (дефект) лишь заменили на относяще­еся к нему действие (коррекция). В предисловии мы уже отмечали, что применительно к человеку, личности в целом речь может идти только о педагогической помощи, специальных образовательных у слу­гах, которые человек или родители ребенка с ограниченными воз­можностями здоровья и жизнедеятельности могут выбирать, принимать или не принимать. Термин «коррекция», имея право на существование, может относиться либо к отдельным технологическим компонентам такой специальной педагогической помощи, либо к среде, окружающей человека с ограниченными возможностями. Название «специальная педагогика» используется как общепонятный международный педа­гогический термин, т. к. сообразуется с современными гуманистиче­скими ориентирами мировой системы образования: корректность, от­сутствие ярлыка, унижающего человека. Английский корень — зресга1 (особый, индивидуальный) подчеркивает личностную ориентирован­ность этой области педагогики, ее способность решать сложные ин­дивидуальные образовательные проблемы конкретного человека. Специальная педагогика охватывает весь жизненный цикл человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности, у которого спектр образовательных проблем неизмеримо шире, чем у одаренного ребенка.

Вопрос о названии объекта данного курса неоднозначен. В послед­нее время в отечественных правовых документах встречается термин лицо с ограниченными возможностями здоровья. Предлагаемая меди­цинским контекстом терминология также часто используется рас­сматриваемыми науками за неимением своей собственной: аномаль­ные (дети, лица и др.), дети (лица) с патологией развития, с дефектом развития, с отклонениями в развитии и т. п. Наиболее оптимальным в этом смысле представляется термин, предложенный еще в конце 70-х годов английскими специалистами: «дети (лица) с особыми образова­тельными потребностями». Современная наука исходит из того, что о недостатке, отклонении в развитии можно говорить там и тогда, где и когда возникает несоответствие возможностей данного человека (в том числе и ребенка) общепринятым социальным ожиданиям, школь­но-образовательным нормативам успешности, установленным в обще­стве нормам поведения и общения, т. е. когда налицо ограничение со­циальных возможностей.

Объектом исследования курса «Основы специальной педагогики и психологии» как отрасли научного познания являются дети (лица) с особыми образовательными потребностями.

Цели и задачи обучения и воспитания ребенка с особыми образова­тельными потребностями определяются общими принципами психо­логии и педагогики: подготовка к активной общественно-полезной жизни, формирование гражданских качеств.

Задачи курса:

* выявление закономерностей психического развития аномально­го ребенка;

* изучение особенностей развития познавательной деятельности людей с различными нарушениями; изучение закономерностей развития личности человека с ограниченными возможностями;

* разработка диагностических методик и способов психологиче­ской коррекции различных типов нарушений;

* изучение психологических проблем интеграции и интегрирован­ного обучения;

* психологическое обоснование наиболее эффективных путей и ме­тодов психологического воздействия на психическое развитие детей с различными типами нарушений.

Таким образом, значение специальной психологии для специальной педагогики определяется тем, что на основе ее данных строится систе­ма обучения, воспитания и социальной адаптации людей, имеющих различные типы нарушений психического развития, выявляются наи­более эффективные методы обучения и строится система профессио­нальной консультации и профориентации.