Документ без имени

2.4. Практические задачи специальной психологии

В число важных практических задач специальной психологии входят: » выявление детей с нарушениями в развитии; » их дифференциальная диагностика;

* разработка соответствующих психодиагностических методик.

Принципы, которыми следует руководствоваться при обследовании детей с нарушениями в развитии:

* принцип комплексного изучения ребенка;

* принцип динамического изучения ребенка (исследование ЗБР и ЗАР; принимается обучающий эксперимент);

* принцип целостного, системного обучения, выявляется первичный дефект и вторичное нарушение, изучение происходит в про­цессе деятельности;

* принцип качественно-количественного подхода при анализе дан­ных, полученных в процессе психолого-педагогической диагно­стики.

Необходимость реализации этих принципов сформировала объек­тивную потребность в создании психологической службы в системе специального образования, нацеленную на профилактическую, диаг­ностическую развивающую, коррекционную и реабилитационную ра­боту с личностью.

На сегодняшний день актуальный подход: от диагностики отбо­ра — к диагностике специфических особенностей психического раз­вития.

 

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте предмет и задачи изучаемой дисциплины. Как вы представляете соотношение составляющих ее наук?

2. В чем сущность и значение для работы педагога понятий «сред­нестатистическая норма развития», «функциональная норма раз­вития»?

3. Каковы условия нормального психического развития ребенка?

4. Какие факторы отклоняющегося развития вы знаете?

5. Раскройте общие закономерности отклоняющегося развития.

6. В чем сущность учения Л. С. Выготского о первичном и вто­ричном дефектах развития? Как проявляется двойственность и противоречивость влияния дефекта на общее развитие орга­низма?

7. Классификация детей с отклонениями в развитии по В. В. Лебе­динскому. Что легло в основу данной классификации?

8. Каковы основные параметры дизонтогенеза?

 

Литература

1. Коррекционная педагогика/Под ред. Б. П. Пузанова. — М, 1999.

2. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. — М., 2000.

3. Лебединский В. В. Нарушения психического развития детей. — М., 1985.

4. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики ано­мального развития детей. — М., 1989.

5. Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской пато­психологии: Учебное пособие. — Ростов н/Д, 2000.

6. Основы специальной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М., 2002.