Документ без имени

3.1. Специфика формирования понятийного аппарата дисциплины

Каждая наука имеет собственный понятийный аппарат, свою тер­минологию, которые отражают ее специфику как научной дисциплины. Совокупность знаний специальной педагогики и специальной психоло­гии формировалась и накапливалась в длительном процессе развития практики обучения и воспитания детей, имеющих различные физи­ческие или психические недостатки. Отправной точкой в построении понятийного аппарата названных отраслей знаний стали этиология и симптоматика. Накопленные знания закреплялись в научных поняти­ях, заимствованных в медицине: «диагностика», «коррекция», «ано­малия», «дефект», «слабоумный», «глухонемой», «тугоухий», «слепой» и др. С развитием психологии в специальную педагогику приходят пси­хологические понятия и термины, которые тоже часто по своей сути являются «дпапгозными», например «дети с ЗПР». При отсутствии собственно педагогических названий того или иного педагогического феномена медицинские и психологические термины приживались в понятийном поле специальной педагогики; для педагогов утрачивал­ся их диагнозный, негативный в социокультурном контексте смысл. Каждый исторический период прибавлял свои понятия под влиянием развития других наук (медицины, философии, культурологи, психологии, социологии), меняя устаревшие новыми, формируя основу теории специальной педагогики и специальной психологии. Как по­казывает история развития науки, особую остроту понятийно-терми­нологические проблемы приобретают в периоды ее становления или «революционного» развития. Именно в это время возникает огромная потребность в достижении чистоты и точности научного языка.

В настоящее время педагогическая терминология в области специ­ального образования переживает именно такой период: имеет место беспорядочное использование терминов из смежных областей знания, а также терминов, которые уже не отражают во всей полноте сущности обозначаемых предметов и явлений. Многие отрасли знания, смежные со специальной педагогикой, имеют сегодня свой устоявшийся поня­тийно-терминологический аппарат, которым пользуются в общении между собой специалисты данной предметной области (например, врачи, психологи, школьные администраторы). Известно, что каждая научная область один и тот же объект или явление обозначает своим термином. Перенос термина одной научной сферы в терминологиче­ский аппарат другой для обозначения одного и того же объекта неред­ко приводит к тому, что в контексте иной предметной области данный термин теряет свой информационный, сущностный смысл примени­тельно к той научной сфере, в которую он перенесен.

Например, одного и того же ребенка три специалиста из разных пред­метных областей могут охарактеризовать по-разному, и эта характери­стика будет удовлетворительна только в рамках своей области. Клини­цист скажет, например, о том, что у ребенка «минимальная мозговая дисфункция»; психолог обозначит состояние ребенка как «ЗПР»; педа­гог охарактеризует такого ребенка как «имеющего трудности в обуче­нии»; школьный администратор назовет его «неуспевающим». Если клиницист воспользуется при постановке диагноза термином «ребе­нок с трудностями в обучении», то для построения возможной медицин­ской помощи такому ребенку подобный диагноз не будет иметь смысла: в нем исчезнет медицинский контекст. Так же и педагог, называя ребен­ка «учеником с ЗПР» («дефективным», «больным»), пользуется чужой профессиональной терминологией. Не владея профессиональным язы­ком, он не выражает в этом названии своей, предметной педагогической области, и, следовательно, используемые им обозначения не годятся для определения характера педагогической помощи.

Специалисты проводят сегодня научный анализ того понятийно-терминологического наследия, которым обладает специальное обра­зование. Они ищут пути преодоления существующего барьера между отечественным понятийным языком и понятийным языком мирового педагогического сообщества, учитывая включение России в международ­ные интеграционные процессы в области образования. Путь к упорядо­чению понятийно-терминологического аппарата специальной педаго­гики лежит через осмысление следующего:

* ряд используемых понятий постепенно перестает вмещать новый опыт, неизбежно накапливающийся с развитием специального образования и смежных отраслей знания, требуется смена тер­минов на основе обсуждения и договоренности в научном сооб­ществе;

* новые факты и явления могут приходить в специальную педаго­гику с теми обозначениями, которые они уже получили в других смежных со специальной педагогикой отраслях знания;

* задачей специальной педагогики является в этом случае нахож­дение собственных педагогических терминов, которые бы отра­жали специфическую образовательную сущность данного объек­та или явления; в связи с этим можно говорить об объективном существовании параллельной терминологии в специальной педагогике и смеж­ных с ней предметных областях;

* употребление того или иного термина должно соответствовать проблемно-предметному контексту (т.е. тому, к какой предмет­ной сфере эта проблема относится).