Документ без имени

3.3. Медицинская абилитация и реабилитация

Абилитация медицинская в раннем возрасте — это система лечеб­но-профилактических мер, направленных на создание условий для формирования, развития и тренировки рефлекторных, сенсорных, двигательных, психоэмоциональных реакций ребенка в соответствии с возрастом средствами медицины (медикаментозное, физиотера­певтическое лечение, массаж, протезирование и т. д.).

Чтобы проводить психолого-педагогическую абилитацию (психолого-коррекционную работу), педагогам и психологам необходимо знать ключевые этапы медицинской абилитации для оптимального объединения усилий.

1 этап— прогнозирование рождения с отклонениями в развитии (первые 12 недель беременности) и предупреждение рождения боль­ного ребенка (12 недель до родов), осуществляется акушерами-гине­кологами. При неблагоприятном течении беременности проводятся предупредительные мероприятия.

2 этап — техника и практика ведения родов. После рождения ребенок обследуется специалистами для уточнения состояния его нерв­ной системы, органов и тканей.

3 этап — комплексные лечебные мероприятия.

1 Медицинская реабилитация — начальный этап реабилитационной ра­боты, заключается в использовании всех возможностей современной медицины для восстановления до удовлетворительного уровня нару­шенных функций, для стабилизации компенсаторных и восстанови­тельных процессов, формирования и развития возможности приспо­собления больного к новым условиям существования, оказания ему медицинской помощи в восстановлении или развитии профессио­нальных навыков с учетом специфики нарушений.

В содержание медицинской реабилитации входит: » медикаментозное лечение и фототерапия;

* лечение физиотерапевтическими средствами;

* трудотерапия, арттерапия;

* восстановительное оперативное вмешательство;

* протезирование, ортезирование;

* санаторно-курортное лечение.

Медицинская реабилитация проводится совместно с педагогиче­ской реабилитацией. Построение реабилитационной программы осно­вывается на следующих принципах;

 

1) реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней за­болевания и проводятся непрерывно при условии этапного по­строения программы;

2) реабилитационные мероприятия должны быть комплексными, разносторонними;

3) реабилитационная программа должна быть индивидуальной для каждого больного в зависимости от этиологии, патогенеза, возра­ста больного и прочих факторов;

4) заключительным этапом реабилитационной программы для взрос­лых должна являться профориентация и трудоустройство, для детей — это возвращение к обычной для раннего детского возра­ста деятельности.

Реабилитация детей осуществляется на базе учреждений здраво­охранения, народного образования и социального обеспечения. Этапы реабилитационного процесса;

1)реабилитационно-восстановительное лечение в стационаре (от 1 до 3 месяцев);

2)реадаптация — приспособление больного к условиям существо­вания на том или ином уровне в соответствии с восстановлением и компенсацией функций;

3) собственно реабилитация — возвращение к обычной деятельно­сти, к прежним своим обязанностям. У детей этот этап предпола­гает полное или частичное преодоление нарушения, его компен­сацию и своевременную коррекционно-педагогическую помощь для предотвращения вторичных и последующих отклонений в раз­витии.

Уменьшение числа лиц с ограниченными возможностями жизнеде­ятельности может сегодня достигаться средствами медицины через совершенствование профилактики, своевременного раннего выявле­ния и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка, через совершенствование абилитащюнных и реабилитационных меропри­ятий, повышение качества медицинского сопровождения коррекционно-образовательного процесса.