Документ без имени

3.7. Материалы для семинарского занятия

Основные ПОНЯТИЯ Отбор детей, медико-педагогическая комиссия, психолого-педагогинеская консультация, со­став ПМПК, документация, заключение, принципы обследования, на­правления обследования, базовый диагностический набор для психо­логического обследования, значимые функции и навыки.

Методические указания Основная задача этого семинара — раскрыть комплексный, многоплановый системный ха­рактер диагностики отклонений в развитии и по­казать, что структура имеющегося у ребенка нарушения может быть выявлена и правильно диагностирована только при участии в его об­следовании специалистов разного профиля. Для этого необходимо уяснить преимущества ПМПК перед МПК, состав и организацию ра­боты этого учреждения. Вместе с тем требуется охарактеризовать принципы отбора детей в специальные учреждения, которыми руко­водствуются специалисты ПМПК: отграничение детей с определен­ным видом патологии от других групп детей, дифференцированное обучение по степени тяжести имеющихся отклонений в развитии, воз­растной принцип.

Поскольку основными направлениями обследования являются ме­дицинское, психологическое, логопедическое, требуется проанализи­ровать отдельно каждое из них. Целесообразно также выделить прин­ципы обследования и охарактеризовать их.

Особого внимания требует рассмотрение проблем и подбор мето­дик для психологического обследования детей различного возраста на ПМПК, а также учет требований сформированное™ значимых для школы функций и навыков в соответствии с возрастом

 

Литература

1. Адлер Л. Понять природу человека. — СПб., 1997.

2. Астапов В. М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-мето­дологические аспекты подготовки специалистов социально-пе­дагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. — М., 1995.

3. Ветер А. А., Выготская Г, Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специ­альные дошкольные учреждения. — М., 1972.

4. Дефектологический словарь. — М., 1970.

5. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 1993.

6. Дошкольное образование в России / Ред.-сост. Р. Б. Стеркина. — М., 1996.

7. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умствен­ного развития детей — М., 1995.

8. Карпов В. Ю., Талызина Я. Ф. Критерии интеллектуального раз­вития детей // Вопросы психологии, 1985. — № 2.

9. Катаева А. А., Стеблева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М., 1998.

10. Коррекционная педагогика/Под ред. Б. П. Пузанова. — М., 1999.

11. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. — М., 2000.

12. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики ано­мального развития детей. — М., 1989.

13. Малафеев Н. Н. Современное состояние коррекционной педаго­гики // Дефектология, 1996. — № 1.

14. Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А. И. Дьяченко. - М., 1965.

15. Проблемы младенчества: Нейро-психолого-педагогическая оцен­ка развития и ранняя коррекция отклонений. — М., 1999.