Контроль знаний
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
- Раскройте содержание термина «психологическая коррекция».
- Какие основные формы отставания в психическом развитии ребенка вы знаете?
- Почему коррекционная работа с ребенком обязательно требует взаимодействия психолога и педагога и даже называется психолого-педагогической коррекционной деятельностью?
- Что такое «зона ближайшего развития» ребенка?
- Что значит учитывать возрастные особенности ребенка в процессе воспитания и обучения?
- Что такое школьная дезадаптация и каковы причины ее возникновения?
- Как соотносятся между собой цель и задачи психолого-педагогической коррекции?
- Назовите основные условия психического и личностного развития ребенка.
- Как вы понимаете взаимосвязь коррекции и развития?
- Что такое «индивидуальный вариант возрастного развития»?
- Почему коррекция невозможна без психологической диагностики?
- Что такое ведущая деятельность и какое место занимает она в коррекционной работе с ребенком?
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
- Почему коррекционно-развивающая работа должна проводиться в соответствии с определенной программой?
- Какая основная стратегия должна учитываться при разработке коррекционно-развивающей программы?
- В какой мере коррекционно-развивающая работа определяется спецификой учебно-воспитательного учреждения?
- Какова роль дошкольного детства в жизни человека?
- Когда начинать готовить ребенка к школе?
- Станет ли трудный дошкольник трудным школьником?
- Какие методы можно использовать для диагностики школьной зрелости детей старшего дошкольного возраста?
- Какие качественные изменения в развитии внимания происходят на протяжении младшего школьного возраста?
- Какими методами может пользоваться учитель в целях диагностики и развития внимания учащихся?
- Какими особенностями характеризуется память детей младшего школьного возраста?
- Каковы качественные преобразования мнемической функции на протяжении данного возрастного периода?
- Использование каких приемов развития памяти является наиболее адекватным в работе с младшими школьниками?
КОРРЕКЦИЯ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
- Какими способами взрослый может оказать психологическую поддержку ребенку?
- Почему ребенок нуждается в поддержке со стороны зрослых?
- Почему в коррекционной работе с дошкольниками и младшими школьниками используется метод сказкотерапии?
- В чем суть директивного подхода к сказкотерапии?
- Каковы особенности недирективной сказкотерапии?
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
- Охарактеризуйте принципы построения коррекииоино-развивакнией программы, направленной на преодоление трудностей в обучении младшего школьника.
- В чем заключается принцип комплемектариости основных механизмов психического развития, лежащий в основе коррекцирующих программ?
- Опираясь на принцип управления психическим развитием, раскройте роль взрослого (психолога) в организации помоши ребенку при освоении им учебно-игровых действий
- Объясните, каким образом реализация смены психологической; позиции способствует появлению у ребенка нового отношения к себе как к субъекту деятельности.
- Опишите этапы организационной структуры коррекциоиных и развивающих игр данной программы.
- Какие другие коррекционно-развиваюшие программы для детей 6—10 лет вам известны? На каких теоретических принципах они построены?
ОСНОВЫ ДИДАКТИКИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
- Основная цель и содержание специального образования.
- Необходимые специальные образовательные условия для детей, имеющих дефекты.
- Основные принципы специального образования.
- Формы и средства организации специального образования.
- Содержание и цели специального воспитания.
- В чем сущность процесса воспитания?
- Объясните взаимосвязь процессов обучения и развития.
- В чем отличие зоны актуального развития ребенка от зоны ближайшего развития?
- В чем отличие процесса коррекции от процесса компенсации?
- Перечислите оптимальные условия успешного протекания компенсаторных процессов у детей с ограниченными возможностями.
- Когда, при каких условиях могут наблюдаться явления декомпенсации и дезадаптации?