Индивидуальные задания по частной методике преподавания информатики

Указания к выполнению:
1. Выберите конкретный ССК (примерная программа обучения базовому курсу информатики и количество часов приведены ниже).
2. В течение семестра выполните задание.
3. Оформите отчет в печатном или рукописном виде. Отчет должен содержать ответы на следующие вопросы:
1. Учебники, в которых рассматривается данный ССК.
2. Требования к знаниям и умениям учащихся.
3. Тематическое планирование раздела.
4. Используемое ПО, учебно-методические материалы и оборудование.
5. Словарь основных терминов.
6. Система задач и упражнений, включая самостоятельные и контрольные работы.
7. Дидактические материалы (карточки, плакаты, презентации, тесты и т.п.).
8. План-конспект 1 урока.
9. Разработка внеклассного мероприятия.
10. Особенности изучения раздела на уровнях общего среднего и полного среднего образования. (Класс, содержание, продолжительность изучения).

Примерная программа обучения базовому курсу информатики

I. Информация и информационные процессы – 4 ч
Информация. Информационные объекты различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

II. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 4 ч
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

III. Формализация и моделирование – 8 ч
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе — компьютерного. Модели, управляемые компьютером.
Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты.
Таблица как средство моделирования. Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.

IV, V. Алгоритмы и исполнители – 19 ч
1. Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.
Исполнители алгоритмов ( назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
2. Языки программирования, их классификация.
Правила представления данных. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы.
- Этапы разработки программы: алгоритмизация — кодирование — отладка — тестирование.
Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

VI, VII. Обработка текстовой информации – 14 ч
1. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы.
Проверка правописания. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.
2. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов.
Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.

VIII. Обработка графической информации – 4 ч
Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.

IX. Обработка числовой информации – 6 ч
Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.

X. Хранение информации – 4 ч
Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей.
Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление и сортировка данных.

XI. Мультимедийные технологии – 8 ч
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Использование простых анимационных графических объектов.

XII, XIII. Компьютерные коммуникации – 12 ч
1. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети.
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
2. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисквые машины; запросы. Архивирование и разархивирование.

XIV. Представление информации – 6 ч
Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, ви- деопамять). Кодирование звуковой информации. Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.

XV. Информационные технологии в обществе – 4 ч
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом.
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.
Основные этапы развития средств информационных технологий.