Заключение

Выучивание педагогических правил не приносит никому никакой пользы и самые правила эти не имеют никаких границ: все их можно уместить на одном печатном листе, можно составить из них несколько томов. Это одно уже показывает, что главное дело вовсе не в изучении правил, а в изучении тех научных ос нов, из которых эти правила вытекают.

К.Д.Ушинский

Педагогическая наука пока все еще отстает от требований жизни, что вызывает справедливые нарекания практических педагогов. Вместе с тем лю- бой практический педагог может отметить, что педагогический процесс под- чиняется объективным закономерностям, лишь знание и следование которым может обеспечить эффективность педагогической деятельности.

При этом и опыт, и теория показывают, что в педагогике и методике нет однозначных решений, невозможно гарантированное повторение однажды полученных результатов. Педагогические закономерности стохастичны и вариативны.

Важно помнить, что «в педагогике, возведенной в степень искусства , как и во всяком другом искусстве, нельзя мерить действия всех деятелей по одной мерке, нельзя закабалять их в одну форму; но, с другой стороны, нельзя и допустить, чтобы эти действия были совершенно произвольны, неправильны и диаметрально противоположны» (Н.И. Пирогов).