Главная

Глава XV.

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

§ 51. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О БОЛЕЗНЯХ И ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ


Санитарная культура населения
Общие сведения об инфекционных заболеваниях

Санитарная культура населения. Заболеваемость детей в разные возрастные периоды неодинакова и зависит от различных причин, в том числе и социальных. В младенчестве заболеваемость детей иногда бывает результатом нарушения внутриутробного развития, например недоношенности. В последующие годы дети болеют катаром верхних дыхательных путей, гриппом, бронхитом. Особенно часты эти заболевания в грудном периоде и периоде первого детства. Для этих же периодов довольно часты также такие заболевания, как пневмония, отиты, желудочно-кишечные болезни. В конечном периоде первого детства и начальном периоде второго детства несколько возрастает процент инфекционных болезней. Из хронических заболеваний, характерных для данного периода, следует отметить ревматизм, тонзиллит. Часты нарушения сердечно-сосудистой системы, понижение остроты зрения.

Было бы неверно рассматривать преобладание тех или иных заболеваний для определенного возрастного периода, как нечто фатальное. Их возникновение во многом зависит от организации санитарных и противоэпидемических мероприятий, от системы физического воспитания и оздоровительных мероприятий.

После Великой Октябрьской социалистической революции социальные условия в нашей стране изменились коренным образом. Уже в первые годы существования Советской власти Советское правительство начало энергичную борьбу с инфекционными болезнями. В 1919 г. В. И. Ленин подписал декрет об обязательном оспопрививании. В 1926 г. была побеждена холера, в 1935 г.— оспа, в 1960 г.— малярия. Результатом борьбы с инфекционными заболеваниями, организованной на научной основе, стало резкое снижение всех инфекционных заболеваний, особенно детских. С 1959 по 1966 г. заболеваемость дифтерией в нашей стране снизилась в 30,7 раза, полиомиелитом — в 50 раз. К 1968 г. смертность от скарлатины по сравнению с 1913 г. снизилась в 823 раза.

Успешное лечение инфекционных болезней заключается не только в применении антибактериальных препаратов, но и во всей системе лечения, мобилизации защитных сил организма, в повышении санитарной культуры населения, улучшении бытовых условий и материального благосостояния.

Здравоохранение в России — это общегосударственное дело. У нас большое внимание отводится профилактике заболеваний, массовому санитарному просвещению. Лечение болезней базируется на современных достижениях медицинской науки.

Общие сведения об инфекционных заболеваниях. Инфекционными называются такие заболевания, которые вызываются болезнетворными микроорганизмами или вирусами. Они способны передаваться от больного человека к здоровому и поражать множество людей.

Возбудители болезней представляют собой мельчайшие существа, различимые только с помощью микроскопа. К ним относятся бактерии, грибки, простейшие, риккетсии. По форме, величине и биологическим свойствам они очень разнообразны. Так, бактерии могут иметь форму шариков (кокки), палочек (бациллы), спиралей (спириллы), запятых (вибрионы). Кокки вызывают заболевания кожи, ангину, пневмонию; бациллы — туберкулез, брюшной тиф, дифтерию, коклюш; один из видов вибрионов — холеру. Вирусы — это неклеточная форма жизни. Среди вирусов, вызывающих болезни человека, укажем вирусы кори, гриппа, полиомиелита, оспы. Возбудители болезни в процессе жизнедеятельности выделяют ядовитые вещества токсины. Действие каждого токсина вызывает определенные нарушения физиологических функций организма, что выражается в появлении тех или иных симптомов.

Источником заражения чаще всего является больной человек и реже — животное. Через животных передаются, например, бешенство, бруцеллез, ящур, сибирская язва, чума. Источником заражения может быть также практически здоровый человек, в организме которого паразитируют возбудители какой-либо болезни, например дизентерии. Таких людей называют бациллоносителями. Попав в окружающую среду с выдыхаемым воздухом, мочой, калом, рвотой, гноем, возбудители могут вызывать заражение здоровых людей. Больные обычно заразны еще тогда, когда симптомы болезни не проявляются,— в инкубационном периоде.

Различают четыре пути передачи инфекции — контактный, воздушно-капельный, водно-пищевой и через живые передатчики.

При прямом контакте (рукопожатие, поцелуй, укус) передаются такие болезни, как бешенство, коклюш, дифтерия и др. Непрямым контактом распространяются дизентерия, брюшной тиф.

Воздушно-капельным путем передаются те инфекции, возбудители которых находятся на слизистой оболочке зева, носа и носоглотки и легко выделяются при кашле, чихании, крике, разговоре вместе с мельчайшими капельками носовой и глоточной слизи. Таковы грипп, ангина, дифтерия, туберкулез. Оседая на предметах и полу, возбудители затем с пылью перемещаются потоками воздуха и попадают на слизистые оболочки дыхательных путей здорового человека.

Водно-пищевым способом распространяются желудочно-кишечные инфекции. Через воду, загрязненную испражнениями больного человека или бациллоносителя, передаются брюшной тиф, холера и другие кишечные инфекции. Вода открытых водоемов может быть фактором передачи инфекции не только при употреблении некипяченой воды, но и при использовании ее для мытья посуды, овощей, фруктов, стирки белья и даже при купании в зараженных инфекцией водоемах. Пищевые продукты также могут быть причиной распространения кишечных инфекций.

Живые переносчики инфекционных болезней — мухи, клопы, вши, тараканы, клещи, мыши, крысы — передают очень многие болезни. Так, мухи переносят возбудителей дизентерии и других желудочных болезней, а также яйца аскарид, вши — возбудителей сыпного тифа, клещи — возбудителей энцефалита, блохи переносят чуму от больных крыс и мышей, комары — малярию.

Не все люди в одинаковой степени подвержены угрозе заболевания. Организм человека обладает защитными приспособлениями. Кожные покровы, слизистые оболочки полости носа, гортани, бронхов, слезная жидкость, слюна — все это обладает бактерицидными свойствами. К числу защитных функций организма относятся фагоцитоз и образование антител.

При проникновении в организм вирусов в клетках образуется особое белковое вещество — интерферон, препятствующий размножению в них вирусов. Однако действие этого защитного фактора непродолжительно и не обеспечивает длительной и стойкой невосприимчивости к вирусным инфекциям.

В борьбе с детскими инфекциями одной из важнейших профилактических мер являются предохранительные прививки. Прививки повторяются через определенные промежутки времени (ревакцинация). Так, прививку против полиомиелита делают детям в возрасте 2 месяцев, а ревакцинацию — в возрасте 2, 3, 7 и 15 лет. Прививки против дифтерии делают детям в возрасте 5 — 6 месяцев, а ревакцинацию — через 1,5 — 2 года, в 6, а затем в 11 лет.

Инкубационный период в зависимости от состояния здоровья ребенка и особенностей возбудителя болезни может продолжаться от нескольких часов до нескольких недель и даже месяцев. За инкубационным наступает период предвестников. Часто в этом периоде симптомы различных инфекционных болезней проявляются сходно. Это недомогание, небольшое повышение температуры, головная боль, озноб. Но при некоторых инфекционных болезнях в периоде предвестников могут появиться характерные именно для них признаки. Так, при кори на слизистой оболочке рта против коренных зубов появляются белые шелушащиеся пятнышки. Период предвестников обычно длится 1—3 суток, но в некоторых случаях он может отсутствовать, и болезнь развивается сразу после инкубационного периода.

Задача школы, учителя и врача заключается в том, чтобы в детский коллектив не попадали дети с малейшими признаками заразной болезни. В случае жалобы ребенка на головную боль, общее недомогание, при повышении температуры он не должен быть допущен в школу. Родителям следует сообщить о необходимости вызова врача на дом. Дети, которые общались с инфекционным больным и не болели прежде этой болезнью, подлежат карантину или разобщению. Сроки разобщения устанавливаются в соответствии с максимальной для каждой инфекции длительностью инкубационного периода.

Ребенок, переболевший заразной болезнью, допускается в школу только с письменного разрешения врача. Активное участие учителей, врачей и родителей в борьбе с инфекционными болезнями может предотвратить их распространение.

К профилактическим мероприятиям, предупреждающим заразные заболевания, относятся и способы обработки жилых помещений — дезинфекция (уничтожение микробов), дезинсекция (уничтожение насекомых), дератизация (уничтожение грызунов).

Уроки по охране здоровья, проводимые учителями школ, имеют общевоспитательное значение. Усвоение учащимися ряда санитарно-гигиенических навыков, умений имеет также большое значение в подготовке детей к жизни.

В начало страницы