Глава IV.
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
§ 11. ТОРМОЖЕНИЕ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ
|
Виды торможения условных рефлексов
Внешнее торможение
Внутреннее торможение
Виды торможения условных рефлексов. В центральной нервной системе осуществляется торможение не только безусловных рефлексов. Условные рефлексы также тормозятся.
И. П. Павлов разграничивает два основных вида торможения —
внешнее — безусловное и внутреннее — условное.
Внешнее торможение. Внешнее торможение возникает тогда, когда в коре больших полушарий появляется достаточно сильное возбуждение, не связанное с данным условным рефлексом. Так, собака, у которой выработан прочный условный слюноотделительный рефлекс на зажигание электрической лампочки, перестает выделять слюну, если во время включения условного раздражителя дать, например, резкий звонок. В этом случае условнорефлекторное слюноотделение либо заметно ослабляется, либо полностью прекращается.
В школьной практике условные рефлексы детей, связанные, например, с письмом, тормозятся, если на учащихся действует какой-либо достаточно сильный посторонний раздражитель. Таким раздражителем может быть, например, удар грома, громкий окрик учителя, чувство голода, духота и т. п.
К внешнему торможению И. П. Павлов относит и запредельное торможение. Оно возникает в тех случаях, когда сила действия условного раздражителя значительно увеличена. Так, в уже рассматривавшемся примере слюноотделительного рефлекса собаки на свет электрической лампочки такое торможение может быть вызвано значительным увеличением яркости света. В результате условнорефлекторное слюноотделение либо ослабляется, либо вообще не проявляется.
Запредельное торможение наблюдается у школьников тогда, когда учитель ведет объяснение слишком громким голосом. Это значительно снижает усвоение учащимися материала.
При внешнем торможении действие вызывающих его факторов посторонний или чрезмерно сильный условный раздражитель) сразу же вызывает ослабление или исчезновение условнорефлекторной реакции.
Внутреннее торможение. В отличие от внешнего внутреннее, или условное, торможение наступает не сразу под воздействием вызывающих его факторов, а вырабатывается постепенно. Так, при многократном неподкреплении условного раздражителя, например зажигания электрической лампочки, безусловным, т.е. кормлением, количество отделяемой слюны постепенно уменьшается, и, наконец, совершенно прекращается. Такого рода торможение называют угасанием. Если условный раздражитель не подкреплять безусловным в течение нескольких дней, то данный условный рефлекс угасает полностью.
Угасание условных рефлексов, связанных с обучением, наблюдается у школьников в тех случаях, когда усвоенный ими учебный материал не находит своего постоянного закрепления повторением. В таких случаях знания учащихся непрочны и быстро утрачиваются.
К внутреннему торможению относится дифференцировочное торможение. Приведем пример выработки такого торможения в физиологической лаборатории. У собаки образовался условный слюноотделительный рефлекс на звук органной трубы. Животное в начале опыта выделяет слюну на звук любой высоты. Но если ее подкармливают только при звуке определенного тона, не подкрепляя близкие по высоте звуки безусловным раздражителем, то с течением времени животное начинает тонко различать, дифференцировать высоту звуков и выделяет слюну только на звуки определенного тона.
Дифференцировка играет большую роль в процессе обучения. Она позволяет учащимся, например, усваивать правильное начертание букв, различать музыкальные тона при пении, правильно фиксировать результаты наблюдений.
Особым видом внутреннего торможения является выработка так называемого условного тормоза. Предположим, что у собаки выработан условный слюноотделительный рефлекс на стук метронома. Но если теперь присоединять к этому условному раздражителю звук электрического звонка и не подкреплять эту комбинацию двух раздражителей кормлением, то через некоторое время слюна не будет отделяться при стуке метронома, сопровождаемом электрическим звонком, который и становится в данном случае условным тормозом.
Процесс обучения связан с выработкой у учащихся условных тормозов. Таково, например, слово «нельзя», которое тормозит условные рефлексы, нежелательные на данном этапе обучения.
Мы рассмотрели лишь некоторые случаи условного торможения, играющие наибольшую роль в процессе обучения.
В начало страницы
|