Главная

Глава IV.

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

§ 10. УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ — ОСНОВА ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Развитие учения о высшей нервной деятельности
Безусловные и условные рефлексы
Условия и механизм образования условных рефлексов
Акцептор действия

Развитие учения о высшей нервной деятельности. В отличие от низшей нервной деятельности, в процессе которой осуществляется согласование функций систем, органов и тканей, высшая нервная деятельность обеспечивает точное и совершенное приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды и определяет поведение человека.

Вопрос, что лежит в основе психической деятельности человека, занимал ученых с давних времен. В 1863 г. И. М. Сеченов, как уже указывалось, открыл очень важное для физиологии явление торможения (см. § 4).

Вскоре после этого открытия И. М. Сеченов написал трактат «Рефлексы головного мозга», в котором доказывал, что сознание есть функция мозга и может изучаться, как любая другая функция организма. Ибо все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». Он был первым физиологом, который начал изучение «душевной» деятельности теми же способами, что и деятельности «телесной».

Представления И. М. Сеченова о психической деятельности человека были настолько необычными и так противоречили господствовавшим в то время религиозно-идеалистическим взглядам, что вызвали нападки всех сторонников идеализма. Книга И. М. Сеченова была, по высказыванию И. П. Павлова, «гениальным взлетом человеческой мысли».

Разработку учения о высшей нервной деятельности продолжил И. П. Павлов. Величайшей заслугой И. П. Павлова было создание объективного физиологического метода изучения сложных психических явлений — метода условных рефлексов, позволившего «проникнуть» в большие полушария, вскрыть закономерности их деятельности, доказать единство телесных и психических явлений. И. П. Павлов развил идеи И. М. Сеченова о рефлекторном механизме деятельности головного мозга.

В основу учения о высшей нервной деятельности И. П. Павлов положил три основных принципа. Первый из них — это принцип детерминизма, т. е. причинной обусловленности любого рефлекторного акта. Суть второго принципа — принципа анализа и синтеза — заключается в том, что в коре больших полушарий поступающая информация расчленяется на составные элементы, которые тут же объединяются (синтезируются). Третий принцип — принцип структурности — заключается в том, что все рефлексы коры больших полушарий материальны, т. е. связаны с определенными структурами нервной системы. Это учение создавалось И. П. Павловым на протяжении тридцати лет и является крупнейшим достижением отечественной науки.

В последние годы благодаря содружеству многих наук — физики, химии, математики, электроники и др.— появилась возможность для изучения процессов, происходящих в мозгу, в отдельных его клетках. Такая возможность открывает широкие перспективы для науки будущего.

Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности подтверждает материальность психических процессов, в корне подрывает идеализм, подчеркивая справедливость марксистско-ленинской материалистической философии.

Безусловные и условные рефлексы. Все рефлексы на различные раздражители были разделены И. П. Павловым на две группы: безусловные и условные. Безусловные рефлексы — это врожденные реакции организма на раздражения. Они передаются по наследству, не изменяясь из поколения в поколение. Безусловные рефлексы являются видовыми. Например, сосательный рефлекс есть у всех видов млекопитающих животных, но отсутствует у других позвоночных. Кроме того, безусловные рефлексы могут быть специфическими для данного рецептора. В осуществлении безусловных рефлексов принимают участие спинной мозг, ствол головного мозга, подкорковые центры, мозжечок, частично кора больших полушарий. Безусловные рефлексы могут осуществляться и после удаления коры больших полушарий.

Безусловные рефлексы обеспечивают сохранение жизни особей. Примерами безусловных рефлексов могут быть двигательные реакции, такие, как устранение от болевых раздражителей, расширение зрачков при сумеречном освещении и сужение их при ярком свете, усиленное потоотделение при повышении температуры окружающей среды.

Безусловные рефлексы по характеру ответной реакции делятся на двигательные, секреторные и трофические, а по биологической направленности — на оборонительные (отдергавание руки, чихание, мигание), пищевые (выплевывание, рвота, слюноотделение, сокоотделение и пр.), половые (связанные с размножением, заботой о потомстве), ориентировочные (прислушивание, принюхивание и т. д.). Последние безусловные рефлексы были названы И. П. Павловым рефлексом «что такое?». Все эти рефлексы проявляются под действием соответствующих раздражителей.

При всей значимости безусловных рефлексов сами по себе они не могли бы обеспечить нормальное существование организма, поскольку условия окружающей среды непрерывно изменяются. Приспособлением организма к условиям окружающей среды является образование рефлексов другого рода — условных.

Условные рефлексы отличаются от безусловных тем, что они индивидуальны и не являются одинаковыми даже для двух родственных особей. Благодаря работам И. П. Павлова и его учеников в настоящее время известны основные свойства условных рефлексов.

Условные рефлексы не являются врожденными, они приобретаются в течение всей жизни, закрепляются или угасают. Поэтому о них можно сказать, что они временны и непостоянны. Условные рефлексы могут вырабатываться только на базе безусловных. Образование их представляет собой одну из основных функций коры больших полушарий.

Ученики И. П. Павлова — А. Г. Иванов-Смоленский и Н. И. Красногорский — проводили исследование высшей нервной деятельности детей и установили, что условные" рефлексы у них образуются легко и долго сохраняются. Ребенок может сравнительно быстро приобрести определенные навыки поведения, определенные привычки, которые потом остаются на всю жизнь. Поэтому очень важно правильно воспитывать детей с раннего возраста. Так, если у ребенка выработан прочный условный рефлекс мыть руки перед едой, хорошо сидеть за столом, аккуратно есть, то в дальнейшем он будет это делать автоматически, рефлекторно.

Биологическое значение условных рефлексов состоит в том, что они дают возможность организму наиболее целесообразно приспосабливаться к окружающей среде.

Условия и механизм образования условных рефлексов. Для образования условных рефлексов необходимы определенные условия:

  1. Действие индифферентного (безразличного) раздражителя, становящегося впоследствии условным.

  2. Неоднократное сочетание действия условного раздражителя с безусловным.

Проследим механизм образования условного слюноотделительного рефлекса. Безусловнорефлекторное слюноотделение происходит в том случае, если пища попадает в полость рта. При этом раздражаются вкусовые рецепторы, нервные импульсы по афферентным нервным волокнам достигают слюноотделительного центра продолговатого мозга, и в нем возникает возбуждение. Эфферентные нервные импульсы из слюноотделительного центра направляются к слюнной железе, которая и начинает выделять слюну. Это дуга безусловного рефлекса. Но при поступлении афферентных нервных импульсов в продолговатый мозг центр слюноотделения не ограничивается «подачей» эфферентных возбуждений к слюнным железам. Одновременно он посылает информацию, и в пищевой центр коры больших полушарий, где также возникает очаг возбуждения.

При выработке условного рефлекса применяют раздражитель, который в начале опыта не имеет ничего общего со слюноотделением. Если включить электрическую лампочку, то очаг возбуждения, возникший в зрительной зоне коры, не повлияет на отделение слюны: для данного рефлекса это безразличный раздражитель.

Но если ту же лампочку зажечь и через несколько секунд дать животному пищу, то в коре больших полушарий возникнут два очага возбуждения, локализованных в определенных зонах: от зрительного раздражителя — в затылочной зоне, а от пищевого — в пищевом центре, причем второй очаг возбуждения будет сильнее первого, так как пища — раздражитель безусловный, имеющий огромное значение в жизни животного. Сильный очаг возбуждения способен притягивать к себе возбуждение из более слабого, в результате чего между ними возникает связь. Неоднократное сочетание условного раздражителя (свет лампочки) с безусловным (пища) приводит к тому, что нервные импульсы из зрительной зоны по проторенному пути проводятся с каждым разом все легче. И, наконец, наступает такой момент, когда достаточно включить электрическую лампочку, как нервные импульсы по образовавшимся в коре головного мозга путям из зрительного очага пройдут в пищевой, а оттуда по эфферентным нервным путям в центр слюноотделения продолговатого мозга. В результате произойдет слюноотделительная реакция на свет электрической лампочки, который теперь превратился из безразличного в условный раздражитель.

Условные рефлексы можно вырабатывать не только на основе безусловных, но и на основе ранее приобретенных условных рефлексов, которые стали достаточно прочными. Это условные рефлексы высшего порядка.

Разнообразные условные рефлексы помогают человеку легче приспосабливаться к непрерывно меняющимся условиям внешней среды, как природной, так и социальной. Специфические временные связи лежат в основе таких недоступных животному актов, как речевая и трудовая деятельность.

Акцептор действия. При условных рефлексах, так же как и при безусловных, имеет место обратная афферентация (см. § 4). Иными словами, сигнал о совершившейся условно-рефлекторной реакции дает возможность центральной нервной системе оценивать поведенческие акты. Вез такой оценки невозможно тонкое приспособление поведения к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

Анализируя различные произвольные движения, П. К. Анохин пришел к мысли, что еще до начала движения происходит условнорефлекторное возбуждение именно той группы клеток коры, в которую должны поступить афферентные импульсы, сигнализирующие о результатах движения. Такие группы клеток были названы П. К. Анохиным акцептором действия. Таким образом, в центральной нервной системе возникает как бы «подготовка» к получению информации о результате будущего движения. А когда в акцептор действия поступает сигнал о таком результате, в организме возникает эмоция удовлетворения достижением цели.

В начало страницы