На главную |
Содержание |
Как закончить родительское собрание |
Завершая родительское собрание, целесообразно подвести итоги, в которых дать оценку того, оправдались ли ожидания его участников, что было особенно значимым для каждого из них, какие выводы для себя сделали родители. На завершающем этапе родительского собрания важно выяснить, изменилось ли понимание рассматриваемого вопроса. Каждый из родителей должен решить для себя, что на собрании подкрепило его мнение, а что необходимо пересмотреть или изменить в себе. Как это можно сделать? Слово дня. Предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию. Блиц-опрос. Учитель задает вопросы по теме родительского собрания, а родители дают быстрые и краткие ответы, Полезный совет. Каждый участник получает карточку, которую вписывает совет учителю или другим участникам. Советы можно давать в юмористической, афористической форме. Письменный ответ на один из вопросов по выбору участника: «Что нового вы сегодня узнали? Что привлекло ваше внимание на собрании? Какое выступление вы считаете наиболее конструктивным и почему? Что было трудным? Что мешало работе и почему?» и другие вопросы. Рисунок дня. Родители выражают свое отношение к собранию с помощью соответствующего рисунка, поясняя, при необходимости, его смысл. Анкетирование родителей на завершающем этапе собрания проводится с тем, чтобы дать участникам возможность оценить свои знания по рассматриваемой на встрече проблеме, оценить в целом результаты родительского собрания. Портрет типичного родителя. Учитель предлагает родителям составить портрет типичного представителя их группы. Это может быть реальный портрет, а может быть шуточный. Все зависит от настроения и желания родителей. Можно предложить оба варианта. Пирамида знаний. Родители строят пирамиду своих знаний, приобретенных или расширенных на собрании. Можно построить пирамиду положительных эмоций, интересных фактов, полезных сведений, оригинальных заданий и т.д. Рефлексия (самоанализ) наиболее целесообразна в конце собрания. Все родители по очереди рассказывают о своих впечатлениях, о прошедшем собрании. Учитель задает вопросы: «Что вам особенно понравилось? Что хотелось бы сделать иначе? Изменилось ли ваше отношение к проблеме? Какие вы приобрели новые знания и умения? Какие открытия сделали для себя в процессе собрания? На какие вопросы вам было легко отвечать? Что вас удивило? Что оказалось полезным для вас? Что оказалось полезным для ваших детей? » Формулировка вопросов зависит от состава группы родителей и темы родительского собрания. Самоанализ личностных качеств. Учитель предлагает родителям задуматься, что их больше всего волнует в самих себе: отношение с детьми, внешний вид, стиль поведения, манера держаться, отношение людей, результаты собственной деятельности, свой внутренний мир и т.д. Такие признаки определяются родителями совместно с учителем. Все признаки записывают на бумагу в столбик. Участникам необходимо провести дифференциацию признаков, о есть поставить возле каждого соответствующее число сначала участники выбирают самый существенный для них признак, он соответствует числу 1, затем следующий - 2 и т.д. У каждого участника получится свой порядок чисел. Синтез информации. Участникам родительского собрания предлагается назвать все происходящее на собрании одним словом. Все слова записываются. Затем предлагается составить название из двух слов, потом - используя целое предложение, которое раскрывает суть темы. Чудесная сумка. Учитель предлагает участникам родительского собрания ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений и навыков. Тройная оценка. Школьную доску делят на три части. В первой части будет отмечаться все то, что участникам понравилось на родительском собрании. Во второй части должно быть указано, что не удовлетворило их запросы. В третьей части будут перечислены предложения по дальнейшей эффективности родительских собраний. Каждый участник получает три карточки, соответствующие трем разделам стенда, и заполняет их. Полученные ответы, при желании, можно обсудить со всей группой родителей. Опрос по заранее составленным вопросам. Вопросы продумываются учителем в соответствии с темой родительского собрания и предлагаются участникам с целью получения более полного представления о результативности проведенного собрания. Можно повторить часть вопросов, на которые участники отвечали в начале собрания, чтобы сравнить динамику изменений. Блиц-интервью. Каждый участник делает короткое сообщение о родительском собрании в двух-трех предложениях. Письмо. Участник пишет письмо самому себе, другу, коллеге, будущему поколению и др. В письме он рассказывает о проделанной работе, дает свою оценку состоявшемуся родительскому собранию, отмечает личные изменения, которые ему показались значимыми. Письмо может быть индивидуальным или групповым. Учитель может предложить несколько вариантов, а родители выбирают тот, который им больше импонирует. Сослагательное наклонение. Родители высказывают свое мнение о проведенном родительском собрании. Наиболее целесообразны выступления по ролевому принципу: « Если бы я был ведущим родительского собрания...», «Если бы я наблюдал за родительским собранием со стороны...» и др. Прощание. Все участники родительского собрания в неформальной обстановке прощаются друг с другом и с учителем, высказывая свое мнение о работе родительского собрания, свои пожелания. Приведенные приемы не исчерпывают всего многообразия взаимодействия с родителями. Это лишь подсказки, которые помогут сделать встречи родителей и учителя, родительские собрания интересными и полезными. |