БАРОККО
(вероятнее всего от порт. barrocco - жемчужина неправильной формы) - одно
из направлений в искусстве и литературе 17 века, сохранившееся и
развивающееся в некоторых странах (Германия, Австрия, Италия, Россия) и в
эпоху Просвещения. Слово “Б.” существовало на нескольких языках -
португальском, итальянском, латыни, испанском - задолго до этого периода и
имело несколько различных значений (одна из фигур силлогизма в
схоластическом рассуждении, вид финансовой операции, жемчужина
неправильной формы), каждое из которых включало переносный смысл
“странного, неправильного, экстравагантного” и имело пренебрежительный
оттенок. К явлениям искусства (музыке, архитектуре) Б. стало прилагаться
уже во второй половине 18 столетия, а в 19-м появились первые труды
искусствоведов (Я.Буркхардт, 1865; Г.Вельфлин, 1888), в которых Б.
расценивалось как явление, возникшее на закате Ренессанса, но уже не
трактовалось абсолютно негативно. В 20 веке началась эстетическая
реабилитация Б как направления в архитектуре, живописи, музыке. Довольно
долго термин Б. не применялся к литературным явлениям или применялся лишь
спорадически, в немногих отдельных исследованиях 19 века (Д.Кардуччи,
1860, Э.Порембович, 1893). Окончательное узаконивание понятия Б. не только
в сфере искусствоведения, но и в истории литературы осуществилось в
1930-е, а в 1950-60-е в литературоведении возникает научная мода на Б. Ее
появление очевидно связано с определенной перекличкой художественного
мировидения “катастрофического” 20 столетия с мироощущением людей
бурного, военного 17 века - начала Нового времени, в котором наш
современник быстрее и легче “узнает себя”(Э.Харт), чем в искусстве и
литературе более ранних этапов. Чувство близости, похожести духовной
атмосферы периода развития литературы Б. интеллектуально-психологическому
климату 20 века порождает на всем его протяжении выход в свет сочинений в
стиле так называемого необарокко, объясняет популярность самого слова,
иногда появляющегося даже в заголовках произведений (см., напр., “Концерт
барокко” А.Карпентьера), открывает закономерность высокого
исследовательского интереса к Б..
Однако
современные ученые вынуждены констатировать: появившееся к настоящему
периоду “громадное число работ о барокко лишь напустило туману в его
теорию” (Clement M. Une poetique de crise: poetes
baroques et mystiques - P. - 1996. - P.10). Многими специалистами
термин “Б.” понимается весьма широко. Одна концепция, восходящая к работе
Э.д’Орса, рассматривает Б. как константу любого стиля, как его кризисную
заключительную стадию, выделяет эллинистическое Б., средневековое Б.,
классицистическое Б., романтическое Б. и т.д. - всего более двадцати видов
(D’Ors E. Lo Barocco. - Madrid - 1935). Другая, выдвинутая Г.Гатцфельдом,
рассматривает Б. как обобщающую категорию, в которую входят подвиды:
маньеризм, классицизм и бароккизм (рококо) (Hatzfeld H. Estudios sobre el
barroco.- Madrid - 1973 - P.53). Исследования, в которых Б. выступает как
историческое, локализованное в определенных хронологических рамках
понятие, также достаточно разноречивы. Даты существования Б. колеблются от
предельно широких (1527-1800) до достаточно узких (1600-1650). Б.
понимается то как художественный стиль, направление определенного
историко-культурного периода (Б.Р.Виппер. Искусство ХУП века и проблема
стиля барокко // Ренессанс. Барокко. Классицизм. - М.- 1966), то как
“стиль эпохи”, т.е. обозначение культурного периода в целом, как тип
культуры (см.: Friedrich C.J. Das Zeitalter des Barock. - Leipzig - 1954;
Rousset J. La litterature de l’Age baroque en France. Circe et le Paon.-
P. - 1954). Иногда эти определения входят друг в друга, иногда -
рассматриваются как взаимоисключающие: по мнению А.В.Михайлова, например,
“барокко -это вовсе не стиль, а нечто иное. Барокко - это и не
направление. [...] ...возможно говорить о барокко как о “стиле эпохи”
(Михайлов А.В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи //
Историческая поэтика. - М. - 1994 - С. 329). По-разному определяют
исследователи и связь искусства и литературы Б. с религиозными движениями
17 столетия: в одних трудах Б. - порождение католической
Контрреформации (Croce B. Der Begriff das Barock. - Zurich - 1927), даже
конкретно “иезуитский стиль”, “искусство Тридентского собора”, в других -
напротив, художественное явление, противостоящее контрреформационной
идеологии ( так трактовалось Б. в тех советских исследованиях,
которые ставили целью идеологическую реабилитацию направления), в третьих
- Б. развивается и в среде католиков, и в среде реформаторов, не имея
определенной конфессиональной прикрепленности, а скорее вырастая на почве
того религиозного - и политического, и социального - конфликта, которым
отмечен конец Ренессанса (Морозов А.А. Проблемы европейского барокко //
Вопр. лит-ры. - М. - 1969 - №12).
Искусство и литература Б.
действительно более активно развиваются в те периоды Нового времени, когда
кризисное состояние общества усиливается (в общем - это преимущественно
последняя треть 16 -первая половина 17 века, конкретнее -1580-1660), и в
тех странах, где политическая и социальная стабильность менее прочна или
нарушена (Испания, Германия). Б. - порождение глубокого исторического,
мировоззренческого, социокультурного, нравственно-психологического кризиса
в период перехода от Возрождения к Новому времени. Оно вырастает на почве
острого внутреннего переживания внешних катаклизмов, переосмысления
прежней картины мира, переоценки человеческих возможностей, привычных идей
и ценностей. В художественном видении Б. не только Земля не является
центром Вселенной (следствие глубоко усвоенной и развитой 17 веком
коперниканской картины мира), но и человек - не венец творения (критике
этой идеи способствуют новые религиозные течения - протестантизм,
янсенизм). Мир и жизнь человека в мире предстают чередой непримиримых
оппозиций, антиномий, они находятся в постоянном борении друг с другом и
постоянно меняются, оборачиваются иллюзией, кажимостью. Окружающая
человека реальность оказывается сном и драматичнее всего, что он не может
уловить границы между одним и другим состоянием, понять, в каком положении
он находится в тот или иной момент (см. пьесу П.Кальдерона “Жизнь есть
сон”). Непознаваемость подвижной, дисгармонической, хаотической
действительности, в которой пребывает человек - “мыслящий тростник” (Б.де
Паскаль), предоставленный житейским бурям, “атмосфера сомнения”
(Ж.-П.Ренгар), в которую он погружен, вызывают жадный интерес к
таинственному, волшебному, мистическому, которым заведомо нет
окончательной разгадки. Человека Б. мучит ощущение непрочности,
непостоянства, изменчивости жизни, он обращается то к традиции античного
стоицизма, то эпикурейства, и эти начала не только антиномично
противопоставлены, но и парадоксально слиты в пессимистическом ощущении
жизни как пути бед. Новому мироощущению литература Б. находит
образно-стилевые соответствия, “избегая говорить слишком ясно”
(Б.Грасиан), сталкивая и контаминируя трагическое и комическое, прекрасное
и уродливо-бурлескное, возвышенное и низкое, “быть” и “казаться”,
используя метафоры и парадоксы, питая пристрастие к изображению
метаморфоз, превращений и переодеваний. Б. часто рисует мир как
театр: прямо вводя театральные сцены в произведения ( в том числе и
сценические - прием “театра в театре”), прибегая к декоративным и пышным
изобразительным средствам (нанизывание изощренных метафор, создание
образов-эмблем, гиперболизация и утрировка языковых контрастов).
Само слово в Б. несет прежде всего функцию “представления”, а
метафоры и иносказания являются “способом образования особого строя
сознания” (.М.Лотман). Творческая задача писателя Б. - волновать и
удивлять читателя (“Поэта цель - чудесное и поражающее. Кто не может
удивить..., пусть идет к скребнице” - Д.Марино). Одновременно Б.
стремится выразить сложность мира во всей ее полноте: громоздкая
композиция многих произведений, обилие персонажей, сюжетных линий,
конфликтов, событий, разнообразие “декораций”, в которых они происходят,
обширные ученые комментарии, которые часто сопровождают тексты романов
(“Сумасбродный пастух” Ш.Сореля, “Ассенат” Ф.фон Цезена), драм (
“Папиниан” Грифиуса) призваны превратить эти произведения в подобие
универсальной энциклопедии. Барочный мир-“энциклопедия”, и как Книга бытия
и как собственно книга, состоит из множества отдельных фрагментов,
элементов, “рубрик”, соединяющихся в противоречивые и неожиданные
сочетания, создающих “обдуманно-головокружительный” (Ж.Женетт)
повествовательный лабиринт. “Рассудочная экстравагантность”
(С.С.Аверинцев) Б. связана с тем, что это искусство риторическое, не
ставящее перед собой задачу непосредственного, прямого отражения
действительности. Б. всегда учитывает, хотя и варьирует - неожиданно, даже
парадоксально, - литературную традицию. Эта литература использует “готовое
слово” (А.В.Михайлов) - и в своей “высокой”, этико-философской,
любовно-психологической, “трагической” линии (П.Кальдерон, О.д’Юрфе), и в
“низовой”, нравоописательной, бурлескно-сатирической, “комической” линии
(Ф.Кеведо, Ш.Сорель, Г.Гриммельсгаузен). Б. представлено в европейской
литературе не только этими двумя основными стилевыми линиями, но и
множеством течений: культизм и консептизм в Испании, маринизм в Италии,
либертинаж и прециозность во Франции, “метафизическая школа” в Англии,
“светское” и “религиозное” Б. и т.д. Это направление имеет определенные
национальные особенности в каждой стране: испанское Б. - наиболее
философски-напряженное, смятенное, французское - наиболее аналитически-
интеллектуальное, в Германии - наиболее эмоционально-аффектированное и
т.д.
Б. -
искусство, не склонное к созданию стройной системы художественных законов,
“правил”. Существует мало литературно-эстетических сочинений, которые мы с
полным правом назвали бы программно барочными, хотя к становлению эстетики
Б. безусловно имеют отношение Т.де Вио, Ш.Сорель во Франции, Д.Донн в
Англии, Д.Марино в Италии, Г.Гриммельсгаузен в Германии и т.д. Эстетика Б.
полнее всего представлена в Италии (“Подзорная труба Аристотеля”
Э.Тезауро, 1655) и Испании (“”Остоумие, или искусство быстрого разума”
Б.Грасиана, 1642): оба теоретика обращают основное внимание на понятие
“острого ума” как основы изобретательности художника слова, утверждают
роль интуиции в художественном творчестве.
Система
жанров в Б. не обладает законченностью и стройностью, как в классицизме,
однако жанровые предпочтения писателей достаточно ясны: это пасторальная
поэзия, драматические пасторали и пасторальный роман, галантно-героический
роман с исторической тематикой, аллегорический роман,
философско-дидактическая лирика, сатирическая, бурлескная поэзия,
комический роман, трагикомедия, философская драма.
Лит.:
Голенищев-Кутузов И.Н. Литература Испании и Италии эпохи барокко // Его
же. Романские литературы. - М. - 1975; Славянское барокко.
Историко-культурные проблемы эпохи. - М. - 1979; Виппер Ю.Б. О
разновидностях стиля барокко в западноевропейских литературах XVII века // Его же. Творческие судьбы и история. - М.
-1990; Ортега-и-Гассет. Воля к барокко // Его же. Эстетика. Философия
культуры. - М. -1991; Михайлов А.В. Поэтика барокко: завершение
риторической эпохи // Историческая поэтика. - М. - 1994; Женетт Ж. Об
одном барочном повествовании // Его же. Фигуры: В
2-х т.
-М.- 1998.- Т.1; Tapie V.-L. Le Baroque - P. - 1961; Dubois
C.-G. Le baroque. -P. -1973; Hatzfeld H. Estudios sobre el barroco. -
Madrid. -1973; Roston M. Milton and the Baroque. - Pittsbourgh -
1980; Questionnement du baroque. Louvain - Bruxelles -1986; Hoffmeister G.
Deutsche und europaische Barockliteratur. Stuttgart - 1987;
Chedozeau B. Le baroque. P - 1989;
Europaische Barock-Reception. T.1-2. Wiesbaden -
1991. |