Просвещение (нем.
Aufklärung; англ.
Enlightenment; фр.
Les Lumieres; ит.
Illuministo; исп. Illustracion)
– интеллектуально-философское и культурное
движение в странах Европы (в т.ч. и в
России) и Северной Америки,
распространившееся с конца 17 в.
(конец 1680-х – 90-е) и завершившееся в
конце 18 – начале 19 столетия, в
период Великой французской революции и
в первые послереволюционные годы. Термин
«П.» восходит к корневому слову
«свет». Это понятие встречается еще в
религиозных текстах, в Библии оно
связано с отделением Творцом света от
тьмы и самим Богом как Светом
нового творения. «Свет» издавна был
связан и с человеческим разумом,
рассматривался как отблеск Божественного
духа и означал «знание, ясность ума».
В 18 в. в него стали вкладывать
специфическое содержание: это наиболее
совершенные качества разума, его пытливость,
проницательность, живая динамичность,
устремленность к познанию. «П.» и
предполагает прежде всего жажду свободного,
самостоятельного и активного размышления над
проблемами мира, общественного и природного
бытия. Слово довольно часто употребляется
уже мыслителями начала и середины 18
столетия, однако вполне отчетливое
определение оно получает в 1784, когда
И. Кант публикует статью «Что такое
Просвещение?», провозглашая важнейшим принципом
П. «умение пользоваться собственным умом»,
позволяющее человечеству «выйти из состояния
несовершеннолетия», в котором оно до
сих пор находилось по «собственной
вине». Кант особенно подчеркивает, что
он и его современники живут не в
уже просвещенном веке, а в эпоху,
когда лишь начался процесс П.
Постулированная европейскими просветителями
необходимость внести свет разума в
человеческую жизнь, опираться не на
веру, авторитет, обычай, а на разумное
и самостоятельное суждение, формировала
особое отношение деятелей П. к
интеллектуальной, духовной традиции, стимулировала
борьбу с предрассудками, повышала интерес
к проблемам воспитания и образования
людей. Поначалу воспитание предполагает
развитие в личности и ума, и
сердца, отношения которых представляются
весьма гармоничными: чем разум человека
становится просвещеннее, тем его сердце –
чувствительнее, – полагали французские энциклопедисты –
авторы многотомного труда, вобравшего в
себя новые, просветительские знания и
представления о важнейших понятиях
человеческой жизни. На более позднем
этапе П. с 1760-х и далее
отношения между рациональным и
чувственно-эмоциональным предстают уже не
столь гармоничными.
П. –
это идейное, интеллектуальное, культурное
движение, имеющее общие исходные принципы.
Однако просветители вовсе не были
согласны друг с другом во всем и
всегда: ученик Дж. Локка А.Э.К.Шефтсбери вел
полемику со своим учителем, поклонник
энциклопедистов Ж.Ж.Руссо пришел в конце
концов к резком расхождению с ними,
Ш.Монтескьё был сторонником монархии, тот
же Руссо – республиканцем. Существовали также
определенные различия в воззрениях
просветителей разных стран, разных этапов.
Английское П. было, очевидно, наиболее
ранним и наиболее компромиссным, французское –
наиболее ярким, авторитетным и
разнообразным, немецкое – наиболее поздним и
носящим прежде всего философско-эстетический
характер. В движении П. участвовали
буржуа и дворяне, светские люди и
священнослужители, их просветительские воззрения
порой причудливо сочетались в Англии – с
пуританизмом (у Д.Дефо, С.Ричардсона), в
Германии – с пиетизмом (у Х. Томазия), во Франции
– со спиритуализмом (у Э.Б.Д.Кондильяка).
Объединяла этих разных людей прежде
всего высочайшая оценка свободного
размышления.
П. не
является определенным художественным, литературным
направлением, однако многие – и лучшие – писатели
18 в. были просветителями: А. Поуп, Дефо, Дж.
Свифт, Ричардсон в Англии, Монтескьё,
Вольтер, Д.Дидро, Руссо во Франции,
Г.Э.Лессинг, К.М.Виланд, Ф.Шиллер, И.В.Гете
в Германии. Просветительская литература
формирует своеобразные идейно-художественные
принципы (это прежде всего морализация
и дидактизм, построение сюжета как
доказательства или опровержения определенного
философского тезиса, введение в систему
персонажей героев – носителей авторских идей),
но в целом она вбирает в себя
опыт разных литературных направлений 18
столетия – классицизма (см. трагедию Вольтера
«Эдип», 1718; поэму-трактат А.Поупа «Опыт
о человеке», 1732 – 34; оду «К Радости»,
1786, Шиллера, трагедию «Ифигения в
Тавриде», 1787, Гёте), рококо (философские
повести Свифта, Монтескьё, Вольтера, Дидро,
Виланда), сентиментализма («мещанские драмы»
Лессинга и Дидро, романы Ричардсона,
Руссо, «Страдания молодого Вертера» Гёте),
вливается в их эволюцию. Просветители отдают
дань разным литературным жанрам эпохи:
поэтическим (оды, эпиграммы, элегии,
описательные и ироикомические поэмы),
драматическим (трагедия, комедия, мещанская
драма), прозаическим (философский роман,
философская повесть). Им важно пропагандировать
свои воззрения, но это не значит,
что они лишь иллюстрируют готовые мыли
литературным материалом: художественное творчество
является для них формой выработки этих
мыслей, способом размышления над актуальными
проблемами. Обращение к художественной
литературе отражает общий интерес
просветителей не к абстрактным
метафизическим категориям, а к конкретным
животрепещущим проблемам человека и
общественным конфликтам.
Новаторство
просветителей проявляется не только в
области идей, но и художественных
форм. Писатели П. открыли современность
как эстетически равноправную с мифологией
и историей область изображения, не
связанную непременно с комедией или
сатирой, и это выдвинуло в число
ведущих жанров 18 столетия
социально-психологический роман о современности.
Они стремились доставить читателю «радости
тончайшей мысли» (П. Валерии) и вовлечь
их в процесс этой мысли: большинство
произведений снабжались программными
предисловиями, сами тексты часто содержали
прямые обращения к читателям, сюжеты
сочетали дидактизм развязки с открытостью
поставленной проблемы. Сторонники П.
размышляли над категорией «просвещенного
вкуса» и применяли этот критерий в
собственном литературном творчестве.
Просветительские сочинения отличает разнообразие
и богатство художественной интонации, они
сочетают ясность и патетичность,
интеллектуальность и проникновенность, изящество
и искренность выражения. Многие произведения
просветителей стали мировой художественной
классикой. «Робинзон Крузо» (1719) Дефо
и «Приключения Гулливера» (1726) Свифта,
«Кандид» (1759) Вольтера и «Юлия, или
Новая Элоиза» (1761) Руссо, «Дон
Карлос» (1783 – 87) Шиллера и «Фауст» (1808
– 31) Гете.
Образ П., а
значит, и уточнение и эволюция самого
термина, начали складываться уже в
период Великой французской революции, когда
французские революционеры стали рассматривать
себя как верных учеников Монтескьё,
Вольтера и прежде всего Руссо,
придавая, однако автор «Общественного
договора» не свойственный ему на самом
деле последовательный политический радикализм
и отталкивая от себя вчерашних
«вольтерьянцев» (Ф.Р. де Шатобриана) и
«руссоистов». Разочарование в ходе и
итогах революции заставляло многих
современников винить в неудаче
просветителей. Романтизм, рождавшийся в
значительной мере в полемике с
предшествующим этапом культуры, внес, т.о.,
существенные коррективы в понимание феномена
П. и литературы 18 в. Этот
период стал рассматриваться как время
безверия и рассудочного, поверхностного
отношения к миру и человеку, как
эпоха, провозгласившая «культ Разума» и
забывшая про чувства. Фактически в
эпоху романтизма П. стало связываться
с движением «идеологов» (А.Л. К. Дестют де
Траси, К.Ф.Вольней и др.), готовивших
Французскую революцию, и постепенно
рассматриваться как непосредственная
идеологическая подготовка этого события.
Своеобразным эталоном П. начали считаться
воззрения французских философов-материалистов и
утопистов второй половины 18 в., труды
которых собственно в П. занимали на
самом деле периферийное место. В
полемике с этими представлениями в
истории философии и в литературоведении 20
в. постепенно развиваются более
диалектические и исторически корректные
трактовки П., в основу которых
положены идеи немецкого ученого Э.Кассирера.
Он, в частности, подчеркивал, что
просветительская мысль богата и
разнообразна, что она проявляется «не
в отдельных теориях или совокупности
аксиом, а там, где происходит ее
становление, где она сомневается и ищет,
разрушает и строит» (Cassirer E.
Die Philosophie der
Aufklärung. Tübingenm, 1832. S. 27). Осознавая сложность и пестроту
идеологических истоков Французской революции,
а с другой стороны – несводимость воззрений
просветителей к революционной идеологии,
современные зарубежные ученые трактуют П.
как широкое движение, в основе
которого лежит прежде всего выработка
новых принципов мышления, защита свободной
мысли. П. не истолковывается более и
как буржуазная идеология. Просветители
отстаивали многие идеи, которые являются
общечеловеческими ценностями и сохраняют
свое значение и сегодня, независимо от
политической или идеологической конъюнктуры.
В
основу отечественной концепции П. были
положены суждения К.Маркса и Ф.Энгельса,
рассматривавших его как идейное движение
буржуазного класса. По мнению Энгельса,
чаемое просветителями «царство разума было
не чем иным, как идеализированным
царством буржуазии» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20.
С. 17). В 1930-е, когда закладывались основы
вульгарно-социологической концепции просветительского
движения, в отечественном литературоведении
закрепилось окончательное отождествление П. с
революционной идеологией буржуазии. Это
привело некоторых ученых к убеждению,
что в странах, где буржуазная
революция уже свершилась (в Англии), П.
отсутствовало. Однако в последнее
десятилетие трактовка П. как широкого
культурного движения, основные идеи которого
носят общечеловеческий характер, находит все
больше сторонников и в нашей науке.
Лит.: Библер В.С. Век
Просвещения и критика способности суждения: Дидро
и Кант // Западноевропейская художественная культура
XVIII века. М., 1980; Культура эпохи
Просвещения / Ред. К. Андерсон. М., 1993; Разумовская М.В. От
«Персидских писем» до «Энциклопедии»: (Роман
и наука во Франции в XVIII веке).
СПб, 1994; Аверинцев С.С. Два рождения европейского
рационализма // Он же. Риторика и истоки
европейской литературной традиции. М., 1996;
Человек эпохи Просвещения. / Отв. Ред.
Г.С.Кучеренко. М., 1999; Europaische Aufklärung.
Wiesbaden, 1974-84. Vol. 1-3; Sambrook J. The eighteenth
century. L.; N.Y., 1986; Mortier R. Le Coeur et
la Raison. P., 1990; Tatin-Gourier J.-J. Lire les
Lumieres. P., 1996.
|