Н. Т.
Пахсарьян
«ЯЗЫК»
ПАСТОРАЛИ В КУЛЬТУРЕ ФРАНЦУЗСКОГО СЕНТИМЕНТАЛИЗМА
Систему
устойчивых тем, мотивов, персонажей, этических и эстетических
идеалов-ценностей обширной группы пасторальных жанров – литературных
(поэтических, прозаических), музыкальных, живописных – можно метафорически
обозначить как особый художественный язык. Считается, что этот язык
интенсивно и плодотворно используется в европейской культуре в период
Возрождения, сумевшего пересоздать античные идиллии и эклоги, используя их
для «мифопоэтического возвышения настоящего» (Л.М.Баткин), но в
начале ХVII века, прозвучав в «последнем великом
пасторальном романе» (Е.М.Мелетинский) – «Астрее» О. д’Юрфе и уже в нем
продемонстрировав свою искусственность, мертвую риторичность, навсегда
умолкает в творениях большой культуры, отходя в область вторичного,
маргинального искусства. Закрепленность за самым термином «пастораль»
представлений о сугубо условном, неискреннем пастушеском маскараде
заставляет порой ученых искать иного термина для обозначения произведений
ХVIII, ХIХ вв. с сельской,
пастушеской тематикой. Однако внимательный анализ этих произведений
обнаруживает, что их создатели используют не просто ту же тему, что и его
античные и ренессансные предшественники (спокойная жизнь на лоне природы),
но и весь комплекс традиционных мифосемиотических элементов-мотивов
пасторали (молодые влюбленные пастухи и пастушки – умудренный старый
пастух, пасторальный оазис – большой мир, идеальное прошлое (Золотой век)
– тревожное настоящее и т.д.), т.е. говорят пасторальным языком, апеллируя
не только и не столько к непосредственному жизненному опыту, сколько к
культурной памяти современников.
Процесс
«натурализации» пасторальных жанров в сентиментализме (замена благородных
господ, переодетых пастухами, на поселян, далеких эпох – на недавнее
прошлое или современность, отказ от мифопоэтических персонажей (нимф,
сатиров), и волшебно-сказочных предметов или поворотов сюжета и т.д.) не
отменяет, таким образом, их «пасторальности», т.е., в данном случае,
связанности с книжной, изобразительной или музыкальной традицией
пастушеских жанров, но трансформирует ее в соответствии с идеалами
трогательного, простого, чувствительного, естественного, безмятежного –
идеалами, составляющими основу идилличности «сельского сентиментализма»
(М.М.Бахтин). Это объясняет неожиданный, на первый взгляд, взлет
пасторалистики в предреволюционные годы.
|