Монтень - это наш Гораций.
Шарль Сент-Бев.
По-моему, это точка, из которой вышли французская
литература и французский дух.
Гюстав Флобер
Сегодняшний любитель чтения
хорошо знаком с жанром эссе: его можно встретить и на страницах газет
(публицистическое эссе), и в ученых трудах (философское эссе), и в
научно-популярной литературе (исторический очерк-эссе) и в художественных
сочинениях (роман-эссе). Но не все знают, что создателем этого жанра был
французский писатель ХУ1 века Мишель де Монтень: “Эссе” (т.е., в переводе
с французского, “опыты”) - так называлась единственная, но обессмертившая
имя автора книга, состоящая из множества пестрых и разнообразных
главок-раздумий писателя над самыми разными проблемами человеческой жизни
- и над самим собой. Эта книга стала одновременно духовной автобиографией
Монтеня и философской энциклопедией Возрождения. Она воплотила в себе
неувядающую мудрость, “благоразумную и смелую по мерке человека”,
оставшись и сегодня “лучшим советчиком для людей нашего времени”, как
считает современный французский писатель Андре Моруа.
Будущий
создатель “Опытов” родился 28 февраля 1533 г. в замке Монтень,
расположенном в Перигоре, на юго-западе Франции. Он происходил из
богатой купеческой семьи Эйкемов, приобретшей дворянское поместье,
название которого станет впоследствии фамилией Мишеля Эйкема. Его предок,
Ремон Эйкем, разбогатевший на торговле вином и сельдью, купил эту землю в
1477 г. за 900 франков. Его отец , Пьер Эйкем, был первым, кто прервал
семейную традицию занятий торговлей и отправился воевать в Италию, чтобы
осесть затем в своем замке подобно дворянину. Пьер Эйкем не имел глубокого
и систематического образования, но всегда интересовался словесностью,
много читал и даже сочинял. Пребывание в Италии приобщило отца будущего
писателя еще и к педагогическим идеям Ренессанса, и это определило
принципы воспитания его сына. Когда младенца Мишеля по обычаю той эпохи
отдавали кормилице, то была выбрана для этой цели бедная крестьянская
семья, в которой ребенок мог бы, по его собственным словам, привыкнуть “к
самому простому и бедному образу жизни”. Когда же в двухлетнем возрасте
мальчика вернули в семью, то здесь, по словам знаменитого критика прошлого
века Ш.Сент-Бева, его, “казалось, воспитывали не для жизни в грубую и
бурную эпоху, а для общения с музами и служения им”. Так, каждое утро
ребенка будили звуки музыкальных инструментов. Его учителем стал немецкий
медик, который разговаривал с мальчиком только по-латыни. Все домашние,
даже слуги также были обязаны обращаться к маленькому Мишелю на латинском
языке. В результате он блестяще усвоил этот язык и воспринимал его как
родной. Параллельно ребенка учили также греческому - не принуждая, а
используя игры и увлекательные упражнения.
Принуждение вообще было
чуждо педагогическим принципам Пьера Эйкема, и лишь поддавшись уговорам
друзей, несколько обеспокоенных таким вольным воспитанием, в 1539 г. отец
отдает шестилетнего сына в коллеж в Гийене. Привыкший к свободному
проявлению своей индивидуальности, Мишель поначалу замыкается в себе: ему
трудно привыкнуть к дисциплине, его отталкивает педантизм учителей, хотя
среди них были люди по-настоящему образованные, известные гуманисты. И все
же любовь к латинской культуре, литературе побеждает: Монтень прекрасно
справляется со школьной программой, более того, раньше других, в
тринадцать лет (т.е. в 1546 г.) завершает курс обучения, чтобы продолжить
его в Тулузе, где он принимается за изучение права. Когда Монтеню
исполняется двадцать один год, он замещает своего отца на должности
советника Счетной палаты в Перигё, так как Пьер Эйкем, выбранный мэром
Бордо, приступает к своим новым обязанностям. Когда же в 1557 г. Счетную
палату сливают с бордоским парламентом (т.е. судом), двадцатипятилетний
Монтень принимает на себя функции его члена и добросовестно исполняет их
на протяжении тринадцати лет.
К этому
периоду относится знакомство Монтеня с Этьеном де Ла Боэси - знаменитым
французским гуманистом, мыслителем, публицистом. Знакомство перерастает в
трогательную братскую дружбу, которая обрывается лишь со смертью Ла Боэси
в 1563 г. Это была ранняя смерть: она “не дала расцвесть и принести
ожидаемых плодов” (Ш.Сент-Бев) таланта Ла Боэси, но общение с ним
чрезвычайно обогатило будущего автора “Опытов”. Отдавая дань уважения
другу, Монтень в 1570 г. возьмет на себя хлопоты по изданию литературных
трудов Боэси - его стихотворений и переводов. К этому времени Монтень уже
был женатым человеком (он женился в 1565 г. на Франсуазе де ла Шассень,
принесшей ему семь тысяч ливров приданого) и, как старший сын, после
смерти отца в 1568 г. приступил к управлению родовым поместьем, хоть и не
слишком усердствовал на этом поприще, предпочитая литературные
занятия.
Монтень
не был “общественным” человеком. Его тяготила необходимость заниматься
гражданской деятельностью, в чем он не раз признавался. Здесь играло роль
и то, что Монтень называл своей ленью, но кроме того - его нелюбовь к
власти над другими людьми: “Есть известная приятность в том, чтобы
повелевать, пусть даже на гумне, и в том, что близкие тебе покорны, -
писал он, - но это слишком однообразное и утомительное
удовольствие”. Однако будущий писатель никогда не
позволял себе пренебрегать своими служебными обязанностями. За время своей
работы в бордоском парламенте Монтень несколько раз ездил в Париж,
выполняя поручения королевского двора, и был награжден в 1571 г. орденом
Святого Михаила. Но тогда же он с явным удовольствием решает уйти в
отставку и, по его собственному выражению, “скрыться в объятия муз”.
Однако
музами поэта стали не только античная поэзия и проза, особенно философская
проза римского писателя Сенеки, но и современная ему история. Неспокойная,
трагическая эпоха гражданских войн во Франции с особой силой заставляла
Монтеня искать утешения в философии, в раздумьях над мудрыми писаниями
древних. Хотя первый набросок размышлений Монтеня относится к 1569 г., он
начинает систематически писать свои “Опыты” после 1572 г. - т.е. после
печально знаменитой Варфоломеевской ночи - массовой резни гугенотов
католиками в Париже в ночь на 24 августа названного года. Подстегнуло его
работу и событие личной жизни: в 1579 г. Монтень довольно тяжело заболел и
решил, что его болезнь смертельна. Он посчитал, что должен оставить память
о себе у друзей и близких своей книгой размышлений. Уже тогда он написал
довольно много, хотя один из его слуг, нерадивый и плутоватый, умудрился
потерять часть рукописи.
В 1580
г. выходят из печати первые две книги “Эссе”, включающие 94 главы. Они
сразу же привлекли внимание своей необычной манерой: автор книги не
следует хронологии, не пытается сковать свою мысль строгой
последовательностью тем, а воссоздает естественное течение мысли,
свободное рассуждение, всегда очень человечное - обращено ли это
рассуждение к книге, предмету, событию или к конкретным людям. Один из
критиков даже назвал появление “Опытов” литературной революцией. Но
Монтень вовсе не стремится прослыть новатором и ниспровергателем традиций.
Более того, он пишет: “Я разочаровался во всяческих новшествах, в каком бы
обличии они нам ни являлись...”. Его не привлекают крайности и
категорические суждения, он сомневается и ищет ответа, вовлекая в свои
раздумья читателей. Знаменитой стала реплика писателя: “Что я знаю?”. Она
не только выражает скептицизм Монтеня, но и призывает человека к
сдержанности, осторожности, терпимости в словах и делах: “Упрямство и
пылкость духа - самые верные доказательства глупости. Есть ли на свете
существо, столь же уверенное в себе, решительное, заносчивое,
созерцательное, важное, глубокомысленное, как осел?”. В обстановке
религиозных распрей во Франции между католиками и гугенотами,
ожесточенного, порой фанатического отстаивания своей позиции, когда в ход
шли уже не словесные аргументы, а оружие, советы Монтеня пришлись как
нельзя кстати.
В этом
же году Монтень вместе со своим братом (младше его на 27 лет) отправляется
в большое путешествие - по Германии, Швейцарии, Италии. Во время
путешествия писателя настигает весть о том, что жители Бордо избрали его
своим мэром. Монтень сначала хотел отказаться от этой обременительной
чести, однако король потребовал от него подчинения. В 1581 г. писатель-мэр
возвращается в Бордо, чтобы приступить к своим обязанностям. Как дружно
утверждают биографы, хотя добросовестность Монтеня была подтверждена его
переизбранием на ту же должность в 1583 г., “мэр” и “Монтень” были как бы
двумя разными людьми. Годы управления Монтеня городом были трудными:
хотя католики и гугеноты на время заключили перемирие, однако они
постоянно враждовали между собой. Каждая партия стремилась привлечь
Монтеня на свою сторону, каждая была им недовольна. Как писал сам Монтень:
”На меня посыпались неприятности, которые при всяких общественных
неустройствах выпадают на долю людей умеренных”. Действительно, мэр Бордо
был умеренным, терпимым человеком, он стремился не разжигать противоречия,
а гасить их, не поддаваться конъюнктурным политическим или религиозным
настроениям, а служить закону. Тяготила его не эта необходимость служить
закону (она совпадала с его личными убеждениями), а суетность гражданской
жизни, необходимость нарушать свое уединение, оставлять любимые
занятия - чтение и сочинение.
Впрочем,
несмотря на занятость, Монтень уже через два года (в 1582 г.) выпускает
второе издание своей книги, и оно пользуется таким же большим успехом, как
первое. Кроме того он ведет дневник, записывая в него то, что ему довелось
повидать во время своих путешествий. Этот дневник не будет опубликован при
жизни писателя, он увидит свет лишь в конце ХVIII
века, но некоторые наблюдения Монтень перенесет из него в свои эссе.
Мэру
Монтеню оставалось всего несколько месяцев до истечения его полномочий,
когда в июне 1585 г. в Бордо разразилась эпидемия чумы. Монтень был в это
время в отъезде, но он счел необходимым связаться с городскими властями и
в письмах регулярно отдавал необходимые распоряжения. Эпидемия коснулась и
замка Монтень, так что даже оставив должность мэра, писатель не сразу
обрел покой. Прежде чем вернуться в родное гнездо, ему пришлось полгода
скитаться по Франции, ища убежища от страшной болезни, и картины военных
бедствий, представшие перед его глазами, глубоко поразили его. Он понял,
что должен вернуться к своим размышлениям, еще раз осмыслить драматический
опыт современности, понять, как следует достойно жить и умирать человеку,
жаждущему счастья, но непрерывно сталкивающемуся с бедствиями.
Третью
часть “Опытов” Монтень пишет в течение 1586-1587 гг. В это же время он
вносит исправления и дополнения в первые две книги. В 1587 г. выходит
первое парижское издание “Эссе”, а на следующий год - новое, полное,
включающее и третью книгу.
Оказавшись в Париже по
делам издания, Монтень попадает вновь в центр бурных политических событий.
Столичная смута заставляет королевский двор уехать в Шартр, а затем в
Руан, и писатель сопровождает короля в этой поездке. Когда же он
возвращается в Париж, то на насколько часов даже попадает в Бастилию по
приказу некоторых членов Католической Лиги и оказывается на свободе только
после вмешательства королевы-матери Екатерины Медичи. Прежде чем
окончательно вернуться в свой замок Монтень отправляется в Блуа на
заседание Генеральных Штатов: здесь ему предоставляется возможность
общения с видными гуманистами его эпохи - будущим историком де Ту,
писателем Э.Пакье.
Оставшиеся четыре года
своей жизни Монтень посвящает своей главной книге. Он подготавливает
дополнения и поправки для нового издания “Эссе”. Этот последний самый
полный вариант монтеневского сочинения будет опубликован его учениками во
главе с “названной дочерью” писателя, мадемуазель де Гурне в 1595 г.
Но автору не суждено его увидеть: 13 сентября 1592 г. во время мессы
Монтень скончался. К тому времени ему суждено было потерять всех шестерых
своих дочерей, старшая из которых скончалась в 45-летнем возрасте в 1590
г., а остальные - еще во младенчестве. Его пережили только мать, жена - и
слава, закрепившая за именем Монтеня звание великого мудреца и моралиста.
Ни один крупный писатель конца эпохи Возрождения и Нового времени не
прошел мимо книги Монтеня: его уроки усвоили Шекспир и Бэкон, Декарт и
Паскаль, Вольтер и Руссо. Но и позже, в ХIХ-ХХ вв. “Опыты” оставались
настольной книгой многих поколений читателей и во Франции, и за ее
пределами, в том числе и в России. Одним из самых больших любителей
Монтеня был Лев Толстой.
***
Французский критик ХIХ века
Ш.Сент-Бев писал об “Опытах” Монтеня:
“Эта
книга - сокровищница опыта и наблюдений над нравственной природой
человека; на какой бы странице и в каком бы расположении духа ни
развернуть ее, можно быть уверенным, что найдешь в ней мудрую мысль,
облеченную в яркую и долговечную форму, которая сразу бросится в глаза и
запечатлеется в памяти: какое-нибудь полнокровное и меткое выражение,
простое или возвышенное, заключающее в одной сильной строке самый глубокий
смысл. [...] ...в “Опытах” можно почерпнуть немало того, что способно
непосредственно утешить порядочного человека, рожденного для частной жизни
и вовлеченного в водоворот смут и
революций”.
|