Введение.
Хронологические границы и
стадиальное место эпохи Возрождения в европейском историческом
процессе. Социально-историческая обстановка в Западной Европе. Рост
городов и усиление влияния средневекового бюргерства; борьба центробежных
и центростремительных сил в социально-политической жизни; изменения в
социальном положении рыцарства, его перерождение в дворянство; борьба
между светской и церковной властью; процесс формирования европейских
наций, национальных государств, языков и литератур. Многосоставность и
противоречивость культуры эпохи Возрождения. Ее связь с ранним и зрелым
Средневековьем. Роль фольклорной и низовой городской культуры как
передатчицы средневековой традиции. Судьбы феодально-рыцарской культуры в
период Возрождения; трансформация куртуазных идеалов, их взаимодействие с
религиозными и ренессансно-гуманистическими ценностями и место в духовной
жизни эпохи. Влияние католической церкви, христианской идеологии и
схоластической философии на культуру Возрождения. Кризис официального
католицизма и схоластического рационализма; его
последствия. Возникновение церковных институтов и их роль в
распространении христианства. Значение монастырей для средневековой
культуры. Особенности установления христианства на территориях с
преобладающей «варварской» картиной мира (Исландия, Ирландия,
Англия). Ренессансный гуманизм как новое течение в культуре Западной
Европы. Проблема античного наследия в Средние века. Расширение умственных
запросов, рост образования и светской городской культуры как условие и
причина возникновения движения за возрождение греко-римской древности.
Основные особенности ренессансного гуманизма. Гуманизм и средневековая
культурная традиция. Синтез христианской идеологии и античной учености как
основная цель ренессансного движения. Возрождение гуманистами античных
знаний о природе, античной философии, риторики, поэтики и поэзии.
«Подражание» древним и «соревнование» с ними. Проблема культурного и
лингвистического двуязычия. Учение гуманистов о сущности человека;
«природа» и «культура»; специфика ренессансного антропоцентризма; идея
«универсального человека» и задачи ренессансной педагогики.
Гуманистические представления о природе поэзии и о миссии поэта. Гуманисты
и католическая церковь. Роль и место ренессансного гуманизма в духовной
жизни эпохи; его историческая судьба. Понятие о Реформации. Причины
возникновения реформационного движения. Религиозный,
социально-политический и культурный смысл борьбы протестантов с папской
церковью. Учение о человеческой личности. Влияние Реформации на духовную
жизнь эпохи Возрождения, ее соперничество с ренессансным гуманизмом и ее
историческая роль. Развитие мистических учений как реакция на кризис
схоластики. Влияние мистицизма на культуру и литературу. Причины
расцвета пантеистической натурфилософии в эпоху Возрождения; понятие о
натурфилософской картине мира; ее близость обыденному миросозерцанию эпохи
и отражение в литературе. Отношение натурфилософии к официальному
католицизму, к мировоззрению реформаторов и ренессансных
гуманистов.
Итальянская литература.
Условия и
причины возникновения ренессансного движения в Италии. Периодизация
итальянской литературы эпохи Возрождения.
Литература раннего
Возрождения (Треченто).
Социально-историческая обстановка в Италии
в конце XIII – первой половине XIV в. Первые проявления ренессансной
культуры и ее влияние на литературу. Жизнь и творчество Ф. Петрарки.
Петрарка – первый европейский гуманист. Его отношение к религии и
схоластике. Рецепция и пропаганда римской поэзии и риторики; возвышение
латинского языка как языка культуры; гуманистический критерий личности у
Петрарки. Самооценка Петрарки и ее литературное выражение («Письмо к
потомкам» и др.). Борьба «между Христом и Цицероном» («О презрении мира»).
Гуманистический тезис о «подражании древним» и латинская поэзия Петрарки
(«Африка» и др.). Итальянская лирика Петрарки; ее средневековые и римские
истоки. Поэтическое новаторство Петрарки в «Книге песен». Образ Лауры и
художественные средства его создания. Образ «лирического героя» и характер
лирической интроспекции в сонетах. Герой «между Мадонной и Лаурой» как
основной мотив « Книги песен»; прием антитезы. «Петраркистский стиль» и
его влияние на развитие европейской ренессансной поэзии. Жизнь и
творчество Дж. Боккаччо. Контаминация средневековой топики, античной
мифологической образности и риторических приемов как принцип литературного
мышления Боккаччо. Раннее творчество Боккаччо. Общая характеристика.
Мотив любви в произведениях «неаполитанского периода» («Амето»,
«Фьезоланские нимфы») и его гуманистический смысл; жанр пасторали в ранних
произведениях Боккаччо и проблема ренессансной пасторальной идиллии.
Автобиографизм и риторический психологизм в «Элегии мадонны Фьяметты».
Зрелое творчество Боккаччо. Влияние Петрарки. Значение «Декамерона» для
развития итальянской художественной прозы. Связь сборника со
средневековыми и античными культурными традициями; его идейные, сюжетные и
образные источники. Литературно-риторическая обработка традиционных
повествовательных жанров как художественный принцип «Декамерона».
Классификация новелл; расположение новелл в сборнике и их «диалогическое»
взаимодействие. Идейный смысл «Декамерона». Ренессансная утопия и общество
рассказчиков; функция обрамляющего повествования в сборнике. Влияние
Боккаччо на развитие итальянской и европейской
новеллистики.
Литература зрелого Возрождения
(Кватроченто)
Упрочение ренессансной идеологии в крупных
итальянских городах XV в. Расширение интеллектуального кругозора
гуманистов; освоение греческого культурного наследия. Бруни и античный
стоицизм; Валла и эпикуреизм; понятие о ренессансном неоплатонизме;
Платоновская академия; Фичино и Пико делла Мирандола; влияние
неоплатонизма на литературу эпохи Возрождения. Возрастающая роль древних
языков; возрождение античных литературных жанров и расцвет неолатинской
поэзии. Взаимодействие антикизирующей и средневековой тенденций в
литературе XV в. Флоренция как крупнейший культурный центр Кватроченто.
Опыты создания гуманистической поэзии на итальянском языке. Кружок Лоренцо
Медичи. Праздничная театральность придворной флорентийской культуры.
Лоренцо Медичи как поэт. Ренессансно-гуманистические идеалы в «Сказании об
Орфее» Полициано. Проникновение средневекового комизма в «ученую»
письменную литературу. Комические обработки рыцарских сюжетов. Бурлеск в
поэме Пульчи «Морганте». Феррара как центр схождения куртуазных и
гуманистических традиций. Возникновение ренессансной рыцарской поэмы.
«Влюбленный Роланд» Боярдо. Происхождение сюжета и его литературная
обработка; отношение автора к системе куртуазных ценностей; роль
авантюрного и сказочно-фантастического элементов; композиционное строение
поэмы и его функция; пародийно-игровой принцип. Развитие традиций Боярдо в
«Неистовом Роланде» Ариосто; сюжет и композиция поэмы; серьезность и
ирония; смешение стилей как повествовательный принцип Ариосто; роль
фантастики; «образ автора» и авторская позиция в поэме. Литература
позднего Возрождения (Чинквеченто)
Социальное развитие и культурная
обстановка в Италии XVI в. Расширение сферы влияния гуманистической
идеологии и оппозиция к ней. Соперничество неолатинской поэзии и поэзии на
итальянском языке. Бембо как теоретик национального литературного языка;
Бембо и зарождение петраркизма. Проблема предклассицизма.
Аристократическое направление в ренессансной литературе. Причина расцвета
и основные особенности пасторали в XVI в. «Аркадия» Саннадзаро. Пастораль
как общеевропейский ренессансный жанр. Синтез гуманистических ценностей и
аристократической галантности в «Придворном» Кастильоне. Возникновение
маньеризма и его основные черты. Творчество Тассо. «Освобожденный
Иерусалим» и развитие жанра ренессансно-рыцарской поэмы; черты сходства и
различия с «Неистовым Роландом» Ариосто. Синтез античной топики, рыцарских
ценностей и христианско-католических идеалов в поэме; «Освобожденный
Иерусалим» как опыт создания религиозно-героического эпоса. Сюжет и
композиция поэмы; роль «романических» элементов. Тассо и
маньеризм. Роль Италии в создании ренессансной драматургии и театра.
Разрыв гуманистов с религиозно-дидактической драмой Средневековья и
обращение к античным образцам. Первые постановки пьес римских
комедиографов и трагиков в XV в. Перенос характеров и положений из римской
комедиографии на итальянскую почву и возникновение «ученой комедии»;
новеллистическое начало в «ученой комедии». Драматургическое творчество
Ариосто, Макиавелли, Аретино, Бруно и др. «Мандрагора» Макиавелли как
пример «ученой комедии». Возникновение комедийного канона. Влияние
итальянской комедии на европейскую драматургию XVI–XVII вв. Возрождение
античной теории драмы (поэтики Аристотеля и Горация) и возникновение
ренессансной трагедии на античные мифологические и исторические сюжеты
(Триссино и др.) Создание и развитие предклассицистской теории драмы.
Возникновение и развитие «кровавой мелодрамы»; создание жанра
трагикомедии. Фарсовые и буффонно-площадные истоки народной комедии
дель арте; влияние на нее гуманистической традиции; характерные типы и
«маски»; сценарий и импровизация; литературная судьба и культурное влияние
комедии дель арте.
Немецкая
литература.
Социально-историческая обстановка в Германии во второй
половине XV–XVI в. Итальянский Ренессанс как импульс для возникновения
первых гуманистических кружков; их влияние на культуру университетских
городов. Критический рационализм немецких гуманистов и борьба со
схоластической авторитарностью. Специфика северного гуманизма:
использование филологической образованности для решения богословских
вопросов.
Периодизация немецкой литературы эпохи
Возрождения.
Риторическая культура и неолатинская литература
немецких гуманистов конца XV в. (Цельтис и др.). Роль мистиков (Мейстер
Экхарт) в распространении христианского неоплатонизма; антисхоластический
идеал «нового благочестия» и его влияние на духовную атмосферу в
Германии. Религиозно-этические взгляды и деятельность Рейхлина. «Письма
темных людей» как гуманистическая сатира на церковный обскурантизм.
«Диалоги» У. фон Гуттена как антиклерикальный памфлет. Реформация в
Германии. Истоки реформационного движения. Жизнь и деятельность Лютера.
Основные положения его учения. Реформация и папский католицизм. Реформация
и гуманизм. Социально-политическая и культурная роль Реформации; ее
историческое значение. Роль Лютера в создании немецкого литературного
языка. Великая крестьянская война и «народная реформация» Мюнцера.
Религиозно-этическая и социально-политическая программа Мюнцера.
Агитационно-политическая литература эпохи Великой крестьянской войны.
Народная массовая литература в первой половине XVI в. Ее источники
(средневековые предания, христианские легенды, городской фольклор,
рыцарский роман) и причины расцвета. «Тиль Эйленшпигель» как авантюрный
народный роман. Отражение мифопоэтических и натурфилософских представлений
позднего Средневековья в «народных книгах» о Докторе
Фаусте.
Бюргерская литература; ее связь с традициями средневековой
сатирической дидактики. Возникновение и популярность «литературы о
глупцах». Сатира и морализм в «Корабле дураков» Бранта. Стихотворные
сатиры Мурнера. Гробианская литература. Гуманизм и протестантизм в
антикатолических сатирах Фишарта. Сакс как крупнейший представитель
бюргерской литературы. Литературные источники, тематика и жанровый состав
его поэзии; типы сюжетов и персонажей; позиция Сакса в религиозной борьбе
и бюргерская мораль его творчества. Северное Возрождение и деятельность
Эразма Роттердамского. Эразм как создатель «христианского гуманизма». Его
позиция по отношению к католической церкви, схоластической теологии и к
Реформации. Антидогматизм, рационализм и просветительство как сущность
эразмианства. Значение филологической деятельности Эразма (критическое
издание Нового завета и др.) для выработки «гуманистического богословия».
Латынь как язык Эразма-писателя. Его философско-публицис-тические
сочинения и эпистолярное наследие. Гуманистическая педагогика.
Художественные произведения Эразма. «Похвала Глупости» как философская
сатира. Образ Мории. Прием парадокса и характер смеха в «Похвале». Бытовая
сатира и воспитательная программа в «Разговорах запросто». Эразм и
европейская гуманистическая «республика ученых». Влияние Эразма на
философскую и литературную мысль XVI–XVII вв.
Французская литература.
Периодизация
историко-литературного процесса во Франции в эпоху
Возрождения.
Влияние итальянского Ренессанса на французскую
культуру; французские гуманисты первой половины XVI в. Отношение
королевской власти к гуманизму. Деятельность Бюде и Лефевра д’Этапль.
Развитие светского образования. Гуманизм и католическая церковь.
Возникновение и упрочение реформационного движения во Франции. Учение
Кальвина. Отношение Реформации к гуманизму, влияние на
литературу. Развитие поэзии в первой половине XVI в. Средневековая
традиция в творчестве Маро; жанровый состав его лирики: влияние на Маро
гуманистической духовной атмосферы и протестантской идеологии.
Христианский гуманистический неоплатонизм в поэзии Маргариты Наваррской.
Соединение куртуазной традиции, петраркизма и неоплатонизма в творчестве
представителей лионской школы. Неолатинская поэзия во Франции. Развитие
жанра новеллы; ее связь со средневековой повествовательной традицией и с
итальянской ренессансной новеллистикой. Возникновение новеллистических
сборников. Повествовательная техника и специфика комизма в «Новых забавах
и веселых разговорах» Деперье. Историко-литературное значение
«Гептамерона» Маргариты Наваррской; сходства и различия с «Декамероном»:
особенности новелл, их расположение в сборнике; функция рассказчиков и их
диалогов. Моралистическая направленность «Гептамерона».
Жизнь и
творчество Рабле. Жанровые источники и литературный генезис романа
«Гаргантюа и Пантагрюэль». Сюжет и композиция романа. Тематика Первой и
Второй книг, образы королей; схоластическое образование и гуманистическая
педагогика; тема гуманистической утопии и Телемское аббатство. Третья
книга; Панург как пикарескный персонаж; проблема свободного выбора;
развенчание общепринятых верований и представлений. Четвертая и Пятая
книги, критическая панорама социальных институтов и мировоззрений эпохи.
Культурное многоголосие и энциклопедизм в «Гаргантюа и Пантагрюэле».
Смеховая стихия в романе и ее связь с народной комикой. Пародирование
культурных ценностей современности как конструктивный принцип Рабле;
ирония, сарказм, гротеск, гипербола, смещение пропорций; языковая игра в
романе. Антидогматизм и жизнеутверждение как этическая установка Рабле.
Место романа в литературной жизни эпохи. Развитие
ренессансно-гуманистической поэзии во второй половине XVI в. Плеяда.
Теоретическая программа в «Защите и прославлении французского языка» Дю
Белле (соревнование с древними, развитие литературы на национальном языке,
жанровая реформа, назначение поэзии и призвание поэта). Творчество
Ронсара. Обращение Ронсара к греко-римскому культурному и поэтическому
наследию. Разработка высокого лирического канона: тематика и
мифологическая топика в «Одах» и «Гимнах». Петраркистско-неоплатоническая
лирика Ронсара («Любовь к Кассандре»). Попытка создания национальной
эпопеи («Франсиада»). Разработка буколико-идиллического («Любовь к Марии»)
и гривуазного («Книжка шалостей») канонов. Классицизм и маньеризм в
петраркистских «Сонетах к Елене». Творчество Дю Белле. Традиции
петраркистского сонета и сборник «Олива». Тематика «Древностей Рима».
Античная ситуативная схема («Скорбные элегии» Овидия) и индивидуальность
лирического переживания в сборнике «Сожаления». Историческое значение
Плеяды. Ренессансная «ученая» драматургия. Отношение гуманистов к
средневековому театру и их ориентация на античные и итальянские образцы.
Гуманистические поэтики. Ренессансная комедия. Гарнье как трагедиограф.
Роль французской ренессансной драматургии в подготовке
классицизма. Поздний Ренессанс и «Опыты» Монтеня. Познание человека как
цель Монтеня; изменчивость и многозначность человеческой природы;
множественность философско-этических суждений о ней; критический анализ
античных и современных мнений о человеке. Композиция «Опытов»; роль
интроспекции и психологизма. Монтень о человеческом разуме; характер
скептицизма Монтеня; его этическая программа. Влияние Монтеня на
моралистическую литературу XVII–XVIII вв. Гугенотская поэзия; ее
религиозная направленность. Синтез античной и библейской топики в
творчестве авторов-гугенотов; символизм и аллегоризм их мышления.
Отражение натурфилософских представлений о мироздании и космизм «Недели»
Дю Бартаса; учительный пафос поэмы. Проблематика «Трагических поэм»
д’Обинье; толкование социально-религиозных конфликтов эпохи; приемы
антитезы и контраста; профетизм и патетизм поэмы. Маньеристские и барочные
черты в творчестве поэтов-гугенотов.
Испанская
литература.
Особенности социально-политического развития Испании в
конце XV–XVI вв. Специфика духовной жизни в Испании. Роль народного
средневекового миросозерцания; придворно-аристократическая культура;
влияние религиозно-мистических настроений. Зарождение гуманистического
движения, его национальные особенности и место в духовной жизни страны.
Связь испанского гуманизма с католической традицией; влияние
«христианского гуманизма» и эразмианства; гуманистический синтез «ученого»
и народного начал.
Периодизация литературного процесса в Испании.
Развитие устной лиро-эпической поэзии; романсы, их тематика и
формальные особенности, влияние на письменную литературу. Гуманизм и
мистицизм в испанской лирике XVI в. Роман и его жанровые разновидности.
Генезис рыцарского романа, связь с классическим куртуазным романом
Средневековья и с итальянскими рыцарскими поэмами, система куртуазных
ценностей и авантюрно-фантастическое начало в испанском рыцарском романе;
«Амадис Галльский». Среда бытования и причины популярности жанра.
Пасторальный роман как продукт синтеза дворянско-аристократической и
гуманистической культур; влияние итальянской пасторали; принцип
идеализации и поэтика жанра; «Диана» Х. Монтемайора. Литературные истоки и
причины возникновения плутовского романа; основные особенности: образ
пикаро, автобиографизм и авантюрность, экстенсивность сюжета; сатирическая
нравоописательность, проблема авторской позиции; «Жизнь Ласарильо с
Тормеса» как первый образец жанра; его дальнейшая эволюция; «Гусман де
Альфараче» Алемана. Жизнь и творчество Сервантеса. Пасторальный роман
«Галатея». Учено-гуманистическая драматургия Сервантеса;
народно-героическая тема в «Нумансии». «Назидательные новеллы»; авантюрные
новеллы с любовно-героическим сюжетом; нравоописательные новеллы с
плутовским сюжетом; пасторальный и плутовской элементы в «философских»
новеллах. «Странствия Персилеса и Сихизмунды» как опыт реформирования
рыцарского романа. Жанровый синтез в «Дон Кихоте». Пародийный замысел
романа и его реализация. Сюжет и композиция «Дон Кихота». Столкновение
рыцарских книжно-поэтических идеалов с действительностью как источник
романических коллизий; характер изображения социально-культурной жизни
Испании. Дон Кихот как «мудрец», Дон Кихот как «безумец»;
фольклорно-мифологическое происхождение и функция образа Санчо Пансы.
Серьезная и буффонно-плутовская стихии в романе; роль вставных эпизодов;
стилистика романа и традиции гуманистической риторики. Судьба «Дон Кихота»
в европейской культуре Нового времени.
Развитие испанской драмы;
народно-фарсовая и учено-гуманистическая традиция в испанской ренессансной
драме первой половины XVI в.; творчество дель Энсино, Торреса Наарро, де
Руэды. Народное влияние и классицистические тенденции в испанском театре
второй половины XVI в. Национально-исторические драмы и бытовые комедии де
ла Куэвы. Жизнь и творчество Лопе де Вега. Проблемы национальной драмы
в трактате «Новое искусство сочинять комедии в наше время»; отношение Лопе
к аристотелевской поэтике и ориентация на массового зрителя. Жанровая
классификация пьес Лопе де Вега. Проблема народа и государя в исторических
драмах; характер сюжетной коллизии; «Звезда Севильи». Народно-героические
драмы. «Фуенте Овехуна». Конфликт любовного чувства и сословной морали в
комедиях «плаща и шпаги», функция интриги; характерные амплуа персонажей;
образы слуг. Комедийный канон в драматургии Лопе де Вега; «Собака на
сене». Религиозные пьесы. Историческая роль драматургии Лопе де
Вега.
Английская
литература.
Социально-историческое развитие Англии в XVI в.
Католицизм и Реформация. Возникновение гуманистического движения и его
специфика.
Периодизация литературного процесса в
Англии.
Оксфордский кружок гуманистов. Жизнь и деятельность Мора;
позиция Мора в религиозной борьбе эпохи; Мор и Эразм. Идейные и жанровые
источники «Утопии»; ее сюжетно-композиционное строение; критика Мором
европейских социальных порядков; изображение идеального состояния
общества. Мор у истоков европейского утопического социализма. Влияние
Италии и Франции на развитие английской гуманистической поэзии первой
половины XVI в.; английский петраркизм и жанровая реформа в лирике;
историко-литературная роль Уайета и Серрея. Поэзия во второй половине XVI
в.; сонеты Сиднея; гуманистические принципы поэтики в его трактате «Защита
поэзии». Творчество Спенсера; синтез куртуазных ценностей и
гуманистических идей в «Королеве фей»; моральный аллегоризм и учительная
направленность поэмы. Развитие английской прозы во второй половине XVI
в. «Эвфуэс» Лили как проявление галантно-ученой тенденции в
гуманистической культуре; европейская риторическая стилистика и
возникновение эвфуизма; его влияние на английскую литературу. Влияние
итальянской и испанской пасторали на английскую прозу; «Аркадия» Сиднея;
галантная и пасторальная традиция в романах Лоджа и Грина. Плутовской
роман; соотношение плутовского и нравоописательного начал в «Злополучном
путешественнике» Нэша. Поэтизация ремесленного труда в бытовом романе
Делони «Джек из Ньюбери».
Развитие драмы во второй половине XVI –
начале XVII в. Роль средневековой театральной традиции и ее воздействие на
гуманистическую драму; влияние античной и западноевропейской
предклассицистской традиции. Школьный, придворный и общедоступный театр;
его роль в общественной и религиозной борьбе. Средневековые моралите и
интерлюдии в творчестве Бейля и Хейвуда. Античная мифологическая топика в
пасторальных драмах Лили. «Испанская трагедия» Кида как образец «кровавой
мелодрамы». Элементы народного и гуманистического театров в драматургии
Грина. Жизнь и творчество Марло. Обработка народной легенды в
«Трагической истории Доктора Фауста», коллизия в «Мальтийском еврее».
Космизм художественного мира Марло и титанизм его героев; гиперболизм как
конструктивный принцип Марло-драматурга. Марло как предшественник
Шекспира. Театральная борьба на рубеже XVI–XVII вв. Усиление
классицистских тенденций в драме; развитие гуманистической сатирической
комедии и «Вольпоне» Джонсона; влияние Джонсона на английскую драматургию
XVII–XVIII вв. «Чувствительная» драма Хейвуда и Деккера. Бытовая сатира в
творчестве Флетчера и Бомонта.
Творчество Шекспира. Народная
мифопоэтическая и натурфилософская основа его творчества; образ
мироздания; «Великая цепь бытия»; космизм конфликтов. Влияние на Шекспира
средневековой театральной и драматургической практики; ее синтез с
практикой ренессансного театра; усвоение Шекспиром гуманистического круга
идей и их место в его творчестве. Жанровое своеобразие и сюжетные
источники шекспировских пьес; многосоставность и динамика шекспировских
характеров. Шекспировский полифонизм; синтез трагического и комического,
высокого и низкого; мировоззренческий смысл буффонно-шутовского начала;
богатство образных средств и проблема ренессансного, маньеристского и
барочного стилей в творчестве Шекспира. Периодизация творчества
Шекспира. Первый период. Мифопоэтическая картина мира в «Сонетах»;
время и вечность; петраркизм и неоплатонизм; образы Друга и Смуглой леди;
образ лирического героя. Драматургия первого периода. «Кровавая
трагедия». «Ричард III» и проблема зла в творчестве Шекспира. Исторические
хроники; проблема воспитания идеального государя в «Генрихе IV»; Фальстаф
и «фальстафовский фон». Игра судьбы и случая как основа коллизий в
любовных комедиях Шекспира; карнавально-праздничная стихия и фарсовые
ситуации в комедиях; образы шутов. «Двенадцатая ночь». Проблематика
«Венецианского купца». Разрешение трагического конфликта в «Ромео и
Джульетте». Победа гармонии над хаосом в ранних пьесах
Шекспира. Драматургия второго периода. Тематика и проблематика трагедий
«Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет». Столкновение идеала и наличной
действительности; злая воля, роковая страсть или иллюзия персонажа как
источник трагической коллизии. Человек и мироздание, вселенский характер
трагической катастрофы. Проблема самоопределения героя; катастрофичность
сюжетных развязок и умиротворенность финальных эпилогов; восстановление
изначального блага миропорядка. Драматургия третьего периода.
Столкновение сил добра и зла в трагикомедиях и его разрешение; легендарная
атмосфера в трагикомедиях и ее функция; «маски» персонажей; близость
поздних пьес Шекспира к моралите. Место Шекспира в мировой драматургии
и судьба его наследия в культуре Нового
времени.
|