Эпиграф урока:
"Красна птица перьем, а девица - уменьем" (Русская пословица).
Цели урока:
Оснащение урока:
Организационная часть урока.
Приветствие учащихся, проверка явки и готовности к уроку. Сообщение темы и краткий обзор урока.
Подготовка к восприятию нового материала: беседа-обобщение с ориентировкой на жизненный опыт учащихся.
Осмотр выставки вышитых изделий и беседа с учащимися о месте вышивки в жизни людей в наши дни, применении вышивки для отделки одежды и создания интерьера жилища.
Примерные вопросы беседы:
Изучение нового материала.
Учитель, используя иллюстрации и кукол в народных костюмах, рассказывает о старинных русских традициях, связанных с девушкой 13-15 лет, с приготовлением приданого, замужеством, обязанностью женщины шить одежду для всех членов семьи, ее украшении вышивкой, об изначальном обереговом предназначении вышивки.
Во время рассказа учащиеся конспективно делают записи в тетради.
Индивидуальная работа учащихся по карточкам-заданиям "Составление технологической цепочки изготовления русской льняной рубашки" (см. приложение 1).
Учитель предлагает выполнить задание на составление технологии изготовления рубашки и представить, как бы учащиеся сами справились с этой нелегкой работой, если бы они жили в XV - XVI в. в.
Учитель предлагает учащимся разгадать русские народные загадки об одежде.
Во время беседы учащиеся записывают, что можно было узнать по вышивке на одежде человека:
Вместе с учащимися учитель зарисовывает основные элементы одежды русской девушки-крестьянки с указанием линий, по которым делалась вышивка. Рядом с рисунками делают краткое описание.
Основа русского костюма - рубаха.
Нижняя часть из более грубой ткани, верхняя часть - из более тонкой.
На Севере России - с длинными рукавами, собранными у запястья.
На Юге - с поликами - вставками на плечах.
Украшали: ворот, оплечья, низ рукава и подол.
Сарафан - исконно русская одежда, закрывала тело женщины от линии
груди почти до земли.
Украшали: подол, середину и бретели.
Часто поверх него носили пояс.
Демонстрация кукол в народных костюмах и беседа о значении символов в вышивке по таблице "Старинные символы в русской вышивке" (см. приложение 2).
Учащиеся записывают таблицу в тетрадь.
Самостоятельное изучение оборудования и материалов для вышивки учащимися.
Задание: Рассмотреть предложенные образцы материалов и инструментов для вышивки. Внимательно прочитать карту "Оборудование и материалы для вышивки" (см. приложение 3), переписать ее в тетрадь и приготовиться отвечать на вопросы.
Примерные вопросы беседы:
Знакомство с видами вышивки.
Используя выставку вышитых изделий в ходе беседы, учащиеся и учитель определяют основные виды вышивки и составляют схему "Виды вышивки".
Обзорное ознакомление с видами швов в вышивке.
Работа с таблицей.
Знакомство с видами швов в вышивке по таблице "Виды швов в вышивке" (см. приложение 4).
Учащиеся перечерчивают таблицу в тетрадь.
Анализ рисунков для составления схемы.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть и сравнить рисунки для вышивки различных видов. Проведя совместный анализ рисунков, в ходе беседы учащиеся и учитель составляют схему "Виды рисунков для вышивки".
Сделаны "от руки". Их можно стилизовать, менять размер и расположение элементов, от этого смысл и содержание не меняется. | Ограничены рамками сетки и длиной стежка. Не допускают изменений. |
Практическая работа учащихся.
Учащиеся выполняют работу по увеличению или уменьшению рисунка свободного контура.
План проведения работы:
Заключительная часть урока.
Карточка обратной связи "Составление технологической цепочки изготовления русской льняной рубашки" для индивидуальной работы учащихся.
Карточка для учащегося | Правильный ответ |
1. | Дергание льна с корнем | 3 |
2. | Трёпка льна | 8 |
3. | Прядение кудели в нитку | 10 |
4. | Посев льна | 1 |
5. | Мятие льна | 7 |
6. | Шитьё рубашки | 14 |
7. | Прополка льна | 2 |
8. | Кройка рубашки | 13 |
9. | Отделение коробочек с семенами от стебля | 4 |
10. | Выбеливание полотна | 12 |
11. | Вышивание оберегов на рубашке | 15 |
12. | Чесание льна | 9 |
13. | Вымачивание льна | 5 |
14. | Ткание полотна на кроснах | 11 |
15. | Сушка льна | 6 |
Таблица "Старинные символы в русской вышивке"
Инструкционная карта
"Оборудование и материалы для вышивки"
№ п/п | Название | Назначение, особенности |
1. | Ткань | Является основой для вышивки, качество зависит от проектируемого изделия |
2. | Нитки:
| Ими выполняется вышивка, качество зависит от качества ткани |
3. | Иглы | Специальные для вышивки, толщина зависит от толщины ткани и ниток |
4. | Ножницы:
| С прямыми концами - для разрезания ткани, с закругленными - для обрезания ниток (чтобы не повредить ткань) |
5. | Пяльца | Для натягивания ткани. Могут быть овальной, круглой, прямоугольной формы (зависит от вида работы). Изготавливаются из дерева, металла, пластмассы. |
6. | Наперсток | Для предохранения пальцев от укола иглой |
7. | Копировальная бумага | Для перевода рисунка вышивки на ткань |
8. | Карандаши:
| Твердый - для перевода рисунка на ткань, мягкий - для прорисовки контура рисунка |
Таблица "Виды швов в вышивке"
№ п/п | Группы швов | Виды швов |
1. | Контурные | Шов "Пунктир"
Шов "Строчка" Стебельчатый шов |
2. | Тамбурные | Узкий и широкий шов
Шов "Петля" Шов "Полупетля" |
3. | Обшивочные | Простой обшивочный шов
Неровный обшивочный шов Шов уголками Шов треугольниками |
4. | Украшающие | Ячейковый шов
Шов "Козлик" Шов "Козлик" цветной Бархатный шов Шов "Восьмерка" |
5. | Декоративные | Шов"Узелки" и "Навив"
Шов "Петельки" Декоративная сетка |
6. | Соединительные | Воздушный шов
Маскирующий шов |
7. | Счетные | Шов "Роспись"
Крест простой Крест длинный Крест сложный Гобеленовые швы |
8. | Гладьевые | Одно- и двухсторонний шов
Гладь вприкреп Счетная гладь Зернистый шов |